"Критическая масса" на дорогах России

В конце сентября более тысячи городов мира участвуют в Международном дне без автомобиля. Для движения машин закрываются центральные улицы не только в Европе, США и Канаде, но и в Аргентине, Бразилии, Тайване. В России со всем миром эту дату отмечает только Белгород. А вот Москва, в которой 90% выбросов вредных веществ приходится на долю автомобилей, в очередной раз проигнорировала это событие.

Автопарк столицы прирастает на 200 тысяч машин в год и на сегодняшний день составляет 3 миллиона. Причем экологическая составляющая этих автомобилей не влезает ни в какие западные стандарты. Железным коням отечественного производства запрещен въезд во многие европейские страны. Рост автопарка тянет за собой и проблемы: заболеваемость населения, гибель зеленых насаждений, сокращение жизненного пространства города – тротуаров, детских площадок, газонов.

Столичные власти пытаются решить проблемы в основном за счет развития дорожной сети: расширения магистралей, водружения эстакад и развязок. “Они следуют по тупиковому пути, в то время как необходим коренной пересмотр транспортной политики мегаполиса, – говорит активист движения “Россия без машин” Дмитрий Кокорев. – Это иллюзия, что строительством новых дорог и развязок можно нормализовать движение в городе. Необходимо разорвать этот порочный круг и обратиться к другим решениям”.

Дело в том, что при сооружении и улучшении дорог у нас не предусматриваются специальные полосы для альтернативного и экологически чистого транспорта – велосипедов. В то время как в крупных городах многих стран активно создаются “зеленые коридоры” – велодорожки, пешеходные маршруты, покрытия для любителей роликов и скейтов, – в Москве снижается возможность использования этих комфортных способов передвижения.

А если разобраться, все градостроительные решения столицы сейчас принимаются исходя из нужд меньшинства: в Москве автомобилем для регулярных поездок пользуются лишь 20% жителей. Но автомобилисты заполонили весь город и заставили перестраивать инфраструктуру под них. Реакцией на эту экспансию стало стихийное движение “Критическая масса”. Окончательно оформилось оно в этом году с проведением акции, в которой приняли участие велосипедные и спортивные клубы, общественные экологические организации и просто велолюбители.

На Тургеневской площади собралось около 150 велобайкеров. Разноцветной змейкой промчались они 15 километров по оживленным автомобильным трассам Москвы. На одном из участков велорейса по проезжей части желтой краской была проведена линия, символизирующая полосу для альтернативного транспорта. Таким образом организаторы акции напомнили, что помимо автолюбителей у нас есть и другие участники дорожного движения, с которыми необходимо считаться.

Подобные велопробеги давно проводятся за рубежом. Направлены они против растущей зависимости людей от автомобиля. Во многом благодаря им в городах Европы вдоль шоссе развилась сеть велосипедных дорожек: в Амстердаме, например, они составляют половину всех проложенных трасс.

Планы развития велосипедной инфраструктуры в Западной Европе появились еще 30 лет назад под нажимом “зеленых” и общественности. Молодежь отвоевывала места у автомобилей, широко используя для передвижения велосипеды и самокаты. Наибольших успехов удалось добиться в немецком городе Фрейбурге. В 1970 году здесь насчитывалось всего 29 км не связанных между собой велосипедных дорожек. Теперь они составляют 500-километровую единую сеть. Только в центре города действует более 5000 парковок для велосипедов. Одна – на 1000 веломест – построена даже в метро.

Международное движение велосипедистов “Критическая масса” зародилось в Сан-Франциско в 1992 году. Сегодня оно объединяет сотни тысяч велосипедистов во многих городах мира. Благодаря акциям “Критической массы” мегаполисы постепенно начинают создавать условия для велосипедного транспорта.

Участники российской “Критической массы” на первых порах пытаются добиться уважительного отношения к велосипедистам. “Мы хотим показать, что велосипедисты – полноценные участники дорожного движения”, – пояснил Дмитрий Кокорев.

Теперь “Критическая масса” действует в Воронеже, Пензе, Уфе, Перми, Вологде, Ростове, Калининграде. Есть надежда, что этому движению удастся стать настолько критически массовым, что “День без автомобиля” уже в следующем году отметят во многих городах России.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Россiя

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.