Автобус с розеткой: как в Калининграде испытывают новый вид транспорта

Все новости по теме: Транспортные проблемы

В четверг губернатор Антон Алиханов заявил, что хотел бы заменить трамваи в Калининграде электробусами. Потому что на развитие или хотя бы поддержание трамвайного парка и обширной сети денег все равно нет. И не предвидится. В этот же день администрация Калининграда продемонстрировала журналистам электробус компании Volgabus, который второй день ходит по городу в тестовом режиме. С потенциальной заменой трамваю познакомились и корреспонденты «Нового Калининграда».

Внешне электробус мало чем отличается от обычного автобуса. «Выдает» его только нарост из аккумуляторов на крыше. В Калининграде тестируют модель 5270 ОЕ. Она снабжена системой климат-контроля, летом воздух в салоне охлаждается, зимой — нагревается. Для маломобильных горожан здесь есть кнопка вызова и пандус, гидравлическая подвеска умеет уменьшать дорожный просвет. Электробус рассчитан на 30 посадочных мест, общая вместимость — 90 человек. Это на 5-6 меньше, чем у троллейбуса. В эксплуатации отличий тоже почти нет, даже водителей переучивать не нужно. На время тестового периода его обслуживают специалисты Volgabus. Все расходы по доставке и тестовой эксплуатации изготовитель также взял на себя.

Главное отличие электробусов от остальных видов транспорта — аккумуляторы. Их нужно заряжать между выходами в рейс, на это требуется 5-6 часов. Фактически достаточно только розетки в 380 вольт, станция для зарядки идет в комплекте. Как пояснили чиновники, электробусы компании Volgabus выбрали в основном именно потому, что они не требуют для зарядки специальных подстанций.

Одного заряда батарей должно хватать на 240 км. Но это не точно. Именно ради проверки аккумуляторов и понадобились тестовые поездки по городу. За первый день испытаний на троллейбусном маршруте № 1 электробус сумел пройти 193 км. Он отработал две смены почти в 16 часов. Когда вернулся в парк, осталось еще 23% зарядки. Но разряжать аккумулятор полностью нельзя, максимум до 20%. При этом электробус ходил «без нагрузки», то есть с выключенными кондиционерами, по ровному Советскому проспекту и с небольшим количеством пассажиров. Сегодня кондиционеры включили, но чистого эксперимента снова не будет, потому что зарядили электробус ночью с нарушениями. «Там получился сбой в зарядке. По нашей вине. Какой-то „умный“ водитель выключил зажигание, и зарядка до конца не состоялась. Поэтому не показательно. Завтра мы уже посмотрим, сколько под загрузкой и на тяжелом профиле. Там же у нас подъемы будут высокие с Московского на Ленинский. И завтра будем уже какую-то картину иметь», — пояснил глава «ГорТранса» Анатолий Мухомор.

Гарантийный срок работы аккумуляторов — всего 5 лет. Потом они нуждаются в полной или частичной замене. Это зависит от нагрузки и условий эксплуатации транспорта. Весят аккумуляторы около 8 тонн и составляют почти половину веса электробуса (19 тонн без пассажиров). Для сравнения, троллейбус в среднем весит около 11 тонн, автобус — 10 тонн.

Стоит электробус как три автобуса. А именно — от 25 до 30 млн рублей. Цена варьируется в зависимости от комплектации. «Но в любом случае это будет конкурсная процедура. И в любом случае при принятии решения о том, какое количество мы будем приобретать, стоимость его будет варьироваться», — пояснил глава транспортного комитета мэрии Олег Кутин.

Для массовой закупки потребуются и инфраструктурные вложения. В случае покупки 20 электробусов — около 400 тыс. рублей на установку зарядных колонок. «У каждого места парковки будет колонка своя. К ним же нужно кабель положить и установить. Колонку покупать не надо, она входит в стоимость электробуса, но ее надо установить. И там три провода, по 380 вольт. Провод нужно купить, проложить, продолбить асфальт, заасфальтировать», — пояснил глава «ГорТранса» Анатолий Мухомор.

Окупится ли он когда-нибудь — никто не знает. «На сегодняшний день в городе Калининграде на этот вопрос мы не сможем ответить, потому что мы не знаем объективной ситуации по загрузке маршрутов. И говорить о том, что он окупится с определенной вероятностью, мы не можем, пока мы с точной уверенностью, с минимальной погрешностью не будем понимать, сколько пассажиров у нас проезжает на каждом маршруте», — сказал Кутин.

Электробус — экологичный вид транспорта. Но все же не трамвай. В первую очередь у него восьмитонные сменные аккумуляторы, которые необходимо утилизировать. Плюс есть колеса, а значит и шины, с которыми та же история. Во многих моделях электробусов используется дизельное топливо, например для прогрева в холодное время года. Электробус безусловно безопаснее только одного вида городского транспорта — автобусов.

Горвласти не собираются заменять электробусом ни один из нынешних видов транспорта. По крайней мере, до сегодняшнего дня не собирались. «Мы не говорим сейчас, что мы какой-то вид транспорта в 100% меняем на какой-то другой. Мы говорим о том, что мы должны идти по пути все-таки транспорта экологического, и это один из вариантов, которые мы рассматриваем», — пояснил Кутин.

Более того, не решен даже вопрос о покупке первого электробуса. «На сегодняшний день говорить о том, что мы точно приобретаем электробусы с планом закупки следующего года, я бы не сказал. Потому что на сегодняшний день есть очень разная практика из эксплуатации. В разных регионах она разная. И в некоторых, увы, совершенно неудовлетворительная. Это еще в том числе зависит от того, что электробус — техника для России достаточно новая, и она на сегодняшний день дотачивается всеми производителями без исключения. То, что было два года назад, не сравнить с тем, что производится сейчас», — отметил Олег Кутин. Отметим, что в других городах негативный опыт сложился главным образом во время эксплуатации электробусов в зимних условиях.

Электробус планируется пускать по 20-ти городским маршрутам. Это и троллейбусные, и автобусные, и трамвайные маршруты. «Мы определили для себя, что мы идем от простого к сложному. Мы должны его попробовать в разную интенсивность движения, мы должны его попробовать на разных рельефах, мы должны понимать, что электрический автобус может подниматься на те высоты, которые у нас есть в Калининграде, например с Московского проспекта», — сказал Кутин. В Калининграде электробус пробудет 20 дней.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»


Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.