Калининград: На янтарном западе идут перемены. Часть 1

На майские праздники я съездил в Калининград. Раньше я часто бывал там по работе. Теперь попал как турист, впервые с апреля 2005 года. С тех пор сменился губернатор (местного избранного адмирала Егорова поменяли на назначенного "варяга" Бооса), долгострою Дома Советов привинтили новый фасад (но так и не решили – оставить само здание или снести), с площади Победы убрали памятник Ильичу (правда, долго потом рядились, куда его перенести), а вместо вождя пролетариата поставили колонну, фонтаны и заложили крупный торговый комплекс "Clever House".

Перемены чувствуются. Можно в определенной степени считать это и заслугой новой команды: до тех пор, пока Кремль принудительно не укрепил власть своим ставленником, в Калининградской области иногда творилась такая развеселая чехарда, какая никогда бы не случилась на "большой земле".

В этом материале мне хотелось бы взглянуть на ситуацию в Калининградской области со строительством жилья и туристических объектов, ЖКХ, развитием территорий через призму уникального геополитического положения региона. И его беспрецедентной новой и новейшей истории, подобной которой нет ни у одного субъекта федерации РФ.
Из Пруссии в Россию: транзитом через СССР

После того, как советские войска взяли Восточную Пруссию, на карте СССР появилась новая область, названная непонятно по какой причине в честь всесоюзного старосты. Область вошла в состав РСФСР, оказавшись уже в тот момент отделенной от России с одной стороны Советской Литвой, а с другой стороны - Польшей. Это такая судьба у региона. От родной Германии "кенигсбергщину" тоже отделял "польский коридор".

Сам Кенигсберг-Калининград сильно пострадал во время ожесточенных боев, практически весь центр был разбомблен и разрушен. Понятно, что победители пришли на землю Восточной Пруссии совсем не с идеей сохранять культурное наследие врагов, а, наоборот, - удачно, компактно и быстро разместить советских граждан, для которых немецкого жилого фонда явно не хватало. Это, главным образом, и предопределило эклектичность застройки города в последующие 60 лет и его нынешний "лоскутный" облик.

Прагматичные строители хрущевско-брежневской эпохи не то чтобы сильно озабочивались эстетическим аспектом массовой застройки Калининграда. Поэтому тут нередко можно увидеть улицу, где по четной стороне идут немецкие четырех- и пятиэтажки, а по правой – традиционно убогие творения архитекторов Никиты Сергеевича. И те, и другие, надо признать, выглядят ветхо. Но "хрущевки", если честно, вызывают меньше позитивных эмоций. В городе очень большой процент коттеджей – двух-трех этажных домиков, часть из которых отремонтирована и выглядит ну совсем по-европейски, а часть пока еще ждет своих новых хозяев или, хотя бы, муниципальных средств на проведение планового ремонта.

А во многих домах ждут переселения.
Интерлюдия: великое переселение калининградцев

Сейчас, например, из полумиллиона калининградцев, 1200 семей проживает в аварийных домах довоенной постройки. В конце апреля этого года мэр города Юрий Савенко распорядился предоставить им новое жилье в течение ближайших 3-5 лет. Для этого будут, в частности, построены социальные многоквартирные дома. (И это только мы говорим про довоенные дома, в "хрущевках", поверьте, ситуация не сильно лучше). Проблема, кстати и в том – куда переселяться. Многие жители Калининграда не хотят принудительно мигрировать на другой конец города, разрывать привычный круг общения. Особенно пенсионеры, которые привыкли не только к своим соседям, но и участковому врачу. Они хотят, чтобы новое жилье им предоставлялось в их же микрорайоне. Другой вопрос – если дом является довоенным памятником архитектуры. Эти здания не подлежат сносу, да только вот затраты на их ремонт слишком большие.

Согласно принятым в городе правилам переселения, орган местного самоуправления принимает решение о развитии какого-то жилого квартала путем сноса существующих там жилых домов. Это решение публикуется и доводится до сведения собственников жилья. Шесть месяцев даются на то, чтобы либо договориться о цене, либо определить цену в суде. Либо собственник жилья может сразу обратиться в суд и оспорить это решение.

То есть, ясно, что вокруг переселения еще копья поломают. Ведь по своей структуре город не способен во многих случаях обеспечить вынужденным мигрантам близлежащую территорию.

Но мы забежали вперед.
На перепутье России, Балтики и Европы

Развитие Калининградской области проходило быстрыми индустриальными темпами. Советское градостроительство накладывалось на существующую инфраструктуру и коммуникации. Сейчас не редкость – увидеть немецкий канализационный люк, впечатанный в советский асфальт. Или, скажем, довоенный пожарный гидрант, одиноко стоящий напротив недостроенного советского моста (возвели пролет через улицу Фрунзе и бросили), одним концом упирающегося в старую немецкую ветхую постройку с полустертой надписью по-русски "Гостиница"

. Брусчатка сквозь асфальт. Немецкий культурный слой, засыпанный слоем советским, а затем постсоветским.

После того, как СССР распался, Калининградская область оказалась в окружении европейских стран, мягко говоря, неоднозначно относящихся к России, как правопреемнице Советского союза – "оккупанта" и "красного гегемона Восточной Европы". Сообщение "большой земли" с эксклавом (именно с эксклавом, а не с анклавом, как часто путают, поскольку есть выход к морю) очень быстро затруднилось. Литовские власти создали такие идиотские правила транзита через свою территорию, что ездить в Калининград из РФ поездом – до сих пор занятие скорее для любителей экстремального отдыха. Поначалу и самолетное сообщение было затруднено, поскольку аэропорт Храброво, вследствие проблем с ВПП, был не в состоянии принимать большую часть воздушных судов. Строго говоря, нормально летать стали только к недавнему моменту, когда отремонтировали полосу, подлатали аэропортовое хозяйство и вывели предприятие "Калининградавиа" из затяжного кризиса (раньше главным образом отдувался "Аэрофлот" и ГТК "Россия"). Теперь билет в эксклав можно приобрести по цене 1500-2000 рублей в один конец. Уже легче.

В отличие от наших литовских "сокамерников" по советской "тюрьме народов", польские товарищи достаточно быстро прочухали торговые и прочие преимущества Калининградской области, как части РФ. Именно поэтому граждане с калининградской пропиской могут совершенно беспрепятственно кататься в Польшу на выходные или по различным деловым поводам.

Поводы, действительно, разные получались. Скажем, поляки в свое время очень были охочи до дешевого калининградского бензина, который вывозили в промышленных масштабах. Чрезвычайной популярностью пользовались и дешевые сигареты. И, конечно же, бурным цветом расцвел автомобильный бизнес.

Калининградская область на долгие годы превратилась во всероссийский рынок подержанных иномарок, многие из которых были, строго говоря, ворованные. Ну и так далее. В любом случае, криминальный репортаж – это не здесь.
Постсоветская карусель

Я рассказываю это для того, чтобы те, кто не знают, поняли – практически до 2003 года Калининградская область была совершенно обособленным регионом, в котором уже успело вырасти поколение, спокойно катающееся в Польшу на субботнюю дискотеку, но территорию РФ воспринимющее как нечто очень далекое и не сильно родное. Такие дела.

Также и в бизнесе, в том числе и строительном.

За время новейшей истории Калининградской области, в ней сумели образоваться и начать функционировать местные строительные компании, для которых значительно дешевле было покупать материалы в Западной Европе, а не в России. Сформировались свои внешнеэкономические связи. Правда, слегка подкачали внутриэкономические – до начала XXI века конкурентная борьба велась, как правило, с помощью огнестрельного оружия. "Большая земля" на разборки реагировала вяло, поскольку на внутренних территориях своего добра было навалом. Да и калининградцы весьма агрессивно относились к вмешательству "варягов": мол, вы нас бросили, вот и не лезьте.

Какое-то время всерьез обсуждался вопрос о придании Калининградской области статуса субъекта международного права. Как это, и что это – активисты свою идею формулировали громко, но неубедительно. В этом смысле веселый диалог Альфреда Коха и Игоря Свинаренко, которые в книжке "Ящик водки" предлагали отдать Калининград Германии, а взамен забрать Крым у Украины, выглядел куда ближе к реальности с точки зрения выгоды сделки. Но это все, конечно, шутки.

Все эти безобразия, связанные с коррупцией, бандитизмом, разворовыванием федеральных средств, стали серьезно сбавлять обороты лишь к настоящему моменту. Не исключено, что особую роль здесь сыграл следующий факт: Калининград – родина супруги нашего Президента. В конце концов, ведь западный форпост России является красивейшим местом, замечательным курортом, весьма выгодным с экономической точки зрения регионом. Тут и нефть, и крупные запасы янтаря, и значительные сельскохозяйственные земли. При этом до недавнего времени успешных бизнес-структур (цивилизованных, не имеющих бандитского окраса) в Калининградской области было не так много. "Автотор", собирающий "Киа" и "Хаммеры", целлюлозно-бумажный "Цепрусс", "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"… Те же самые строительные компании занимались тогда в основном переделом рынка, а не реальной работой. А игроки, пришедшие с "большой земли" (например, "Конти"), зачастую оказывались в центре схватки местных подрядчиков, которые ломали все сроки и нарушали рабочий процесс. И вот сейчас, весной 2007 года, я увидел, что ситуация выправляется в лучшую сторону. Приятно видеть, к примеру, что на биллбордах на въезде в курорт федерального значения Светлогорск мирно соседствуют рекламные плакаты непримиримых в прошлом врагов. (Раньше они друг у друга их сдирали под покровом ночи). А местный променад на берегу моря уже обзавелся пятизвездной гостиницей…
Засверкал золотым янтарным блеском

Раньше в Калининградской области соседствовали, казалось бы, несовместимые вещи: удивительной силы красота и уныние депрессивного региона. Теперь регион заиграл.

Да, говорят, что новый губернатор Боос слишком резко принялся наводить порядок. Что он прижал чересчур свободную прессу (надо сказать, что по части "полить грязью" некоторые калининградские СМИ можно изучать на журфаках – резвились они по полной). Что он не до конца понимает реалии области и не так филигранно выстраивает взаимодействие местных и федеральных элит.

Но случилось (надеюсь, что мне это не просто показалось) следующее: из жизни области стало исчезать уныние. И исчезло какое-то странное, постоянное чувство вражды всех со всеми, подозрительности, боязни.

Это не только заслуга одного Бооса, понятное дело. Это еще и закономерный эволюционный процесс, который в Калининградской области шел инертнее, чем на "большой земле". Эксклав стал ближе к России, а вектор перемен повернулся в сторону отметки "Лучше".

В следующей части моих путевых заметок вы узнаете о том, зачем главный архитектор Калининграда Александр Башин хочет застроить центр города небоскребами, за что получил условный срок и был отрешен от должности глава Светлогорска и в прошлом руководитель известной строительной фирмы Олег Верниковский, какие новые технологии применяют строители Янтарного края, и о том, что должно треснуть, чтобы строители стали использовать не такую мощную машину по забивке свай.

Ну, и многое другое.

Информация, понятное дело, будет подана настолько разнообразно, насколько многообразна и разнообразна по историческим причинам и экономико-политическим реалиям сама Калининградская область.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Dailystroy

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.