Мечты о жизни без пробок: что предлагает новая транспортная схема Калининграда

Все новости по теме: Транспортные проблемы

На прошлой неделе глава Калининграда Алексей Силанов утвердил комплексную схему организации дорожного движения на период 2019-2020 гг. В документе утверждается, что он создан в первую очередь для увеличения пропускной способности дорог и обеспечения безопасности на них. Что посоветовали разработчики схемы властям и собираются ли последние придерживаться этих советов, узнал «Новый Калининград».

Заторы и аварии

Конкурс на создание данной схемы для Калининграда (и для других муниципалитетов тоже) в 2018 году проводило областное управление дорожного хозяйства, поэтому деньги были выделены из регионального бюджета. Контракт стоимостью 27 млн руб. заключили с компанией «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» из Санкт-Петербурга.

Именно эта фирма не без проблем в 2015 году создавала новую схему движения общественного транспорта. В новом документе эксперты называют нынешнюю транспортную сеть «развитой», но есть нюанс: «Плановый интервал движения значительно отличается от фактического, что позволяет сделать вывод о том, что в результате затрудненных условий движения общественного транспорта фактическая провозная способность системы значительно ниже».

Под «затрудненными условиями движения» подразумеваются системные заторы, заложниками которых оказываются и другие виды транспорта. Установлено, что пробки регулярно возникают на подходах к более чем 55 перекресткам — это 55% всех пересечений города, регулируемых светофорами. В периферийных районах «периоды неблагоприятных условий движения» продолжаются с 7:30 до 10:00 и с 17:00 до 20:00, в центре и вовсе с 8 до 21:00. Зона «неблагоприятных условий» охватывает практически все примыкания к опорной сети в пределах исторического центра, заметили специалисты. Средняя скорость в заторах составляет 6-13 км/ч.

«Автомобилизация населения Калининграда — одна из самых высоких в России, что порождает системные проблемы в части движения автотранспорта, — утверждают специалисты из Петербурга. — Улично-дорожная сеть с трудом справляется с пиковыми потоками, возникновение чрезвычайных ситуаций или плохие погодные условия способны существенно ухудшить движение автотранспорта. Для города характерны узкие улицы, мелкая сетка кварталов сохранившейся исторической планировки. По данным натурных обследований, среди магистралей доля имеющих три и более полос движения составляет около 30%. Не решена проблема хранения транспорта, местом хранения остаются в основном улично-дорожная сеть и дворы общего пользования. Незначительная доля транспорта хранится в гаражах и стоянках капитального типа».

По идее, уличную сеть должны разгружать магистральные дороги, такие как ул. Горького, А. Невского, Ленинский и Московский проспекты и так далее. Но здесь, как выяснилось, также есть проблемы. Так, особенностью магистральной сети города являются стесненные условия, ширина полос движения и их количество зачастую не соответствуют квалификационным признакам. Магистрали непрерывного движения отсутствуют вовсе, практически все транспортные связи проходят через городской центр.

Вместе с тем статистика по ДТП в областном центре в последние годы тоже не показывает позитивной динамики. Эксперты проанализировали данные за 2015-2017 гг. и пришли к выводу, что за этот период произошло приблизительно одинаковое число аварий, при этом наблюдалась тенденция к увеличению общего числа раненых — в 2016-2017 гг. прирост на 28-23% относительно 2015 года.

Ни один из трех

Для решения вышеуказанных проблем эксперты рассмотрели три варианта развития: инерционное развитие, вариант максимального ограничения спроса, а также умеренное ограничение спроса. В первом случае не должно предприниматься ничего, кроме редких локальных мероприятий. Второй вариант предусматривает ограничение въезда личного транспорта в центр города, развитие общественного транспорта и пешеходной системы, что, однако, спровоцирует протестную реакцию у части населения. Но разработчики остановились на третьем варианте, который позиционируется как компромиссный и «не выделяет крайних приоритетов».

Разгрузить дороги, по мнению специалистов, должно помочь создание выделенных полос для общественного транспорта, сети парковок в центре, перехватывающих парковок у транспортных узлов на периферии, «специального транспортного каркаса» для грузовиков в обход центра и концепции развития велосипедной системы. Также необходимо ограничить парковку машин на дорогах, расширить некоторые улицы с перекрестками и изменить схемы движения по ним. Кстати, расширение трамвайной сети не предусматривается.

Для снижения аварийности предлагается ограничить скорость на центральных улицах, усовершенствовать светофорное регулирование, установить больше ограждений и обустроить внеуличные пешеходные переходы.

Питерская компания более подробно прописала эти мероприятия, разделив их возможную реализацию на три периода: краткосрочный (2019-2020 гг.), среднесрочный (2025 г.) и долгосрочный (2035 г.).

В 2020 году властям города рекомендовали ограничить скорость до 40 км/ч на 13 улицах, реконструировать перекрестки на ул. Дзержинского — ул. Емельянова и пр. Победы — ул. Кутузова — ул. Энгельса, установить два новых светофора на Московском пр. (у дома № 375 и у поворота на ул. Октябрьскую) и один на Судостроительной, 6. Также предполагается, что на проспекте Мира, улицах Горького, Гайдара и Согласия появятся выделенные полосы для общественного транспорта, а дорога на ул. Баранова от пл. Победы до ул. Черняховского станет пешеходной.

Предложений на период до 2035 году куда больше. Амбициозно выглядят идеи реконструировать ул. Фрунзе и Инженерную с расширением проезжей части или строительство продолжения ул. Правой Набережной до ул. Ручейной. Предложений масса, и, возможно, многие из них дали бы положительный эффект, но, как оказалось, сами власти Калининграда относятся к ним очень осторожно.

«Вы видели, там цифры до 2035 года, поэтому этот документ будет подвергаться определенным изменениям в силу застройки города, появления новых социальных и производственных объектов, развития новых территорий и так далее. Поэтому к этому документу не следует относиться как к тому, что издано навечно и строго для исполнения. Жизнь вносит коррективы, и, несомненно, этот документ тоже на это будет реагировать», — заявил глава глава горадминистрации Алексей Силанов, отвечая на вопрос корреспондента «Нового Калининграда» о том, будет ли мэрия воплощать в жизнь содержание документа.

До 2020 года осталось немного. И если верить экспертам, которые некогда консультировали бывшего мэра Александра Ярошука, вскоре Калининграду «будет конец». «Специалист, который нас консультировал, очень просто все рассказал. Вообще иллюзий себе не стройте никаких — вы на одну машину должны иметь 150–200 метров дорожного покрытия. У вас в Калининграде 45. В Москве 42. И вы чего хотите тут придумывайте, задумывайте — ничего у вас здесь не поедет. Через 5 лет у вас будет конец, катастрофа», — заявил в 2015 году ныне депутат Госдумы Ярошук.

Текст — Максим Корочник, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Ситуация крайней обеспокоенности

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему федералы хотят забрать деньги у бизнеса.