Такое «Зеленое дело»: почему проект по раздельному сбору попал на грань банкротства

Олег Пауков
Все новости по теме: Экология

Накануне проект «Зеленое дело» — оператор вывоза отходов из контейнеров для раздельного сбора в Калининграде — объявил о банкротстве. Потом губернатор Антон Алиханов в своем Instagram* сообщил, что все в порядке и «Зеленое дело» примет участие в отборе компаний на госфинансирование. По логике властей, вывоз отходов из этих контейнеров, приостановленный по причине пандемии коронавируса, скоро возобновится. Корреспондент «Нового Калининграда» пообщался с руководителем проекта Олегом Пауковым, узнал, какие на это шансы и почему все так получилось.

— Ты объявил о банкротстве «Зеленого дела». В чем причина?

— Уже через месяц работы стало понятно, что проект, сязанный с контейнерами, убыточен, без финансовой поддержки его реализовать нереально. Что сырье требует глубокой сортировки, там находится самые неликвидные виды макулатуры, которые стоят очень мало. Еще произошло двойное снижение закупочной цены на картон, двойное снижение цены на жестяные и алюминиевые банки, и стали возникать проблемы с ПЭТом — его у нас то брали, то не брали. Плюс выяснилось, что нужно приезжать чаще, чем раз в неделю (в контейнерах было много обыкновенного бытового мусора, они быстро переполнялись). Плюс топливо подорожало.

— То есть проект оказался дороже, чем ты думал?

— Я предполагал, что будут какие-то проблемы финансового характера все же, и планировал их перекрыть доходами от основной деятельности («Зеленое дело» занимается также вывозом отсортированных отходов непосредственно из квартир калининградцев и от мелких юрлиц — прим. «Нового Калининграда»). А это, как ни крути, в основном картон — и двойное снижение закупочной цены на него повлияло на все.

— Когда и почему снизились цены?

— В случае с картоном это общероссийская история, это произошло в январе и феврале, почему — мне до конца неизвестно, возможно, это связано с пандемией. Была цена для нас закупочная 4,5 рубля за кг, стала — 2. С ПЭТом ситуация связана тем, что ранее его вывозили на ближайшие заводы в Питере и Москве, которые, как говорят, из-за ковида работу остановили, а когда возобновят, непонятно. Компания, с которой мы сотрудничали, сейчас принимает ПЭТ бесплатно.

— Я знаю, что ты несколько лет работал один, это позволяло минимизировать расходы и держаться на плаву. Что из себя представляет «Зеленое дело» сейчас?

— Именно сейчас мы живем в режиме ожидания, нас двое: я и сортировщик. Пока вывоз отходов из контейнеров для раздельного сбора не прекратился из-за пандемии, всего было 6 человек: три сортировщика и еще один водитель, помимо меня.

— Есть такой миф, что рынок, связанный с переработкой отходов, — золотое дно. Но весь твой опыт говорит об обратном. Есть ли у тебя конкуренция, кто-то еще занимается сбором отсортированных отходов у населения?

— Нет, на этом рынке я остаюсь фактически один, за исключением компании, которая собирает ПЭТ-бутылки в «сетки» во дворах. Но у них проблем еще больше, потому что там цена снизилась куда сильнее и заводы стоят. Главная причина того, что на этот рынок никто не идет — низкая рентабельность. Золотого дна здесь в принципе быть не может просто — разве что кто-то будет обслуживать одну территорию с большой плотностью предприятий, образующих отходы из картона, это картонная упаковка. То есть где будет небольшая логистика и большой объем картона, который в этом случае и сортировать не нужно. Это единичные случаи, у нас такого и нет.

Вообще, это очень трудоемкая работа и трудозатратная. У меня почти год ушел на то, чтобы выстроить безубыточную логистику, чтобы не ездить из конца в конец за 5 кг макулатуры. Для этого надо было нарастить нормальную клиентскую базу, сейчас в ней более 2,5 тыс. адресов. То есть в моем ежедневном маршруте 30-40 адресов — я его специально выстраиваю. Ну и надо понимать, что, когда ты только начинаешь всем этим заниматься, доход будет самым минимальным, а прибыли фактически не будет вообще.

— Опиши, как отходы из контейнеров для раздельного сбора попадают на переработку. Ты занимаешься вывозом и сортировкой, что происходит дальше?

— Сортируем на те виды, которые сейчас актуальны (этот список меняется по независящим от нас причинам), или те, у которых есть перспективы (такие мы откладываем — например, знаем, что через какое-то время тот или иной переработчик будет принимать, скажем, определенный вид пластика или бумаги). Накапливаем определенную партию одного вида (картон, или газеты или пленку и т.д.) — не менее 500 кг, отвозим ее заготовителю, с которым у нас договор. Он отходы прессует, накапливает партию, необходимую для транспортировки, и отправляет на заводы — российские или в Литву.

661ab5eac8d89917e9b071b01cc351e0.jpg

— Что из этого перерабатывается в Калининградской области?

— Только картон — в Советске — и металл.

— Сколько отходов ты вывез и отправил на переработку за 5 лет работы?

— 1712 тонн, в год получается в среднем 342 тонны. Из контейнеров для раздельного сбора за 4 месяца мы вывезли около 25 тонн — и это при том, что проект едва запустили, никакого информирования нигде не было, только в наших соцсетях, и замусоренность вначале было до 70-80%.

— Сколько компаний региона вывозят отдельные виды отходов (понятно, в основном это картон) с предприятий?

— На данный момент таких игроков сейчас 5, они работают не только с предприятиями, но и с торговыми центрами. Получается, я шестой, седьмая — компания, которая вывозит ПЭТ, и все.

— Насколько сильно влияет на развитие этого калининградского рынка ситуация с растаможкой и начислением НДС?

— Очень серьезно, потому что до этого на нашем заводе в Советске держалась высокая закупочная цена: была конкуренция и сырье можно было спокойно вывозить хоть в Литву, хоть в другие регионы России. Как только ходы в другие регионы перекрыли, цены завод тут же снизил. То же самое сделала Литва, хоть никаких преград для вывоза сырья туда не появилось, но литовцы сразу почувствовали выгоду. Закупочные цены на наш картон тогда упали вдвое.

— Ты работаешь с посредниками, которые везут собранное тобой на заводы. Не выгоднее ли работать с этими заводами напрямую?

— Раньше я был им неинтересен, такая возможность появилась только после того, как «Зеленое дело» стало оператором по вывозу из контейнеров для раздельного сбора. Раньше даже разговаривать не стали бы: маленький объем, непостоянный объем. Плюс раздельный сбор, который стал важным и престижным — и для них участие в этом сборе тоже важно.

— Когда возобновится обслуживание контейнерных площадок для раздельного сбора в Калининграде?

— Думаю, что с середины сентября, к этому времени должны быть подведены итоги конкурса на выделение субсидии для оператора по вывозу отходов с этих площадок, который вот-вот должны объявить. Надеюсь, что мне удастся в нем победить.

— Накануне ты объявил о том, что прекращаешь работу, потом появилась информация о встрече с губернатором и о том, что все волшебным образом разрулилось.

— Конкурс, о котором идет речь, должны были объявить еще в мае, но по каким-то причинам этого все не случалось — видимо, нужно было вмешательство губернатора. Мы поговорили, и через 15 минут проект постановления правительства о проведении конкурса оказался готов.

— Параллельно калининградцы стали призывать в соцсетях собирать деньги для того, чтобы ты мог продолжить работу.

— Да, пост в соцсетях о банкротстве «Зеленого дела» вызвал большой резонанс, и один человек, не буду называть его имя, предложил свою финансовую помощь — это поможет нам продолжить работу до подведения итогов конкурса. К тому времени жители города успели перечислить 6 тысяч рублей — эти деньги будут возвращены или пойдут на благотворительность.

— Что ты будешь делать, если в конкурсе победит кто-то другой? Конкурентов фактически нет, но все же.

— Сверну все до минимума, оставлю наименее затратную часть — работу с юрлицами, буду работать один, пока не рассчитаюсь с долгами. Потом начну все сначала.

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый калининград; личный архив Олега Паукова

* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.