Размышления после праздника

9 Мая я поздравил знакомых на своей интернет-странице словами: «Всех - с последним оставшимся нашим общим праздником...» Кто-то, правда, тут же напомнил про Новый год, но я парировал: мол, его не все празднуют с 31 декабря на 1 января. А День Победы – всё-таки, казалось бы, последнее, что у нас осталось общего.



Именно «казалось бы» - потому что иногда, читая некоторых авторов, причисляющих себя к «оппозиции», начинаешь в этом сомневаться. Например, в интернет-издании «Газета.Ru» появились размышления о Дне Победы известного московского журналиста Евгения Киселёва. Того самого, о котором ещё в 1992 году один из депутатов расстрелянного впоследствии Верховного Совета очень точно заметил: «У нас, чем хуже положение в стране, тем в «Итогах» у Киселёва выше рейтинг Ельцина…» В общем, трудился человек на ниве идеологического фронта по части пропаганды «радикальных реформ», а когда политический курс страны существенно изменился, - перешёл в оппозиционеры. Борьба с «полицейским государством» не признаёт праздников и выходных, вот и День Победы Евгению Алексеевичу в пропагандистских целях сгодился. Материал, названный – ни больше, ни меньше – «Вся правда», посвящён одной теме: Россия, мол, не имеет права вообще никак реагировать на явно приуроченные к майским праздникам действия эстонских властей по переносу памятника в центре Таллина и на подготовку аналогичных шагов властями Польши. По его мнению, наша страна ничем от гитлеровской Германии не отличалась и не отличается, мы всех соседей обидели и оскорбили и должны неустанно каяться. Особенно – 9 Мая.

Сначала Киселёв возмущается фактом раздачи георгиевских ленточек, а дальше пишет: «Мне стыдно, когда «Московские новости», газета, в которой я работал и в которой продолжают работать мои друзья, на первой полосе называет Эстонию «фашистскими задворками Евросоюза и НАТО». А мы тогда кто? Мы, воюющие за права «граждан коренной национальности»?»

Странно, подумал я. У нас в России вроде никто, кроме явно маргинальных политических организаций, «за права граждан коренной национальности» не борется. А вот в Латвии и Эстонии, политику правящих кругов которой Киселёв ревностно защищает, наоборот, это – норма жизни, реальность, прописанная в конституциях. Вот эти люди - правильной национальности - имеют все права, и это их страна. А вот эти – национальности неправильной – всех прав не имеют, и это страна не их. Правда, со временем они могут получить все права, если поклянутся в верности мифам «правильных» и сдадут экзамен по государственному языку в объёме, в котором его не все «правильные» знают. А пока им разрешено лишь платить налоги. Так по адресу ли претензии?

Кое-что Киселев, правда, готов признать: «Да, в Эстонии в 1941 году после прихода гитлеровцев уничтожили всех евреев. Да, есть свидетельства, что в этом принимали участие местные коллаборационисты. А у нас, на остальной части территории СССР, евреев не уничтожали? У нас не было Бабьего Яра? У нас не было полицаев?» Были, конечно, только у нас им памятников не ставят и национальными героями не объявляют, как это делается в странах Балтии и как собирается сделать президент Ющенко на Украине.

Известный журналист предостерегает от того, чтобы «…в очередной раз набрасываться на эстонцев, поляков или какой-нибудь другой народ, который вдоволь настрадался от нашего государства. Давайте, если не простим, то хотя бы поймем их, когда они допускают ошибки или делают эмоциональные глупости вроде переноса памятника советскому солдату…»

А здесь и не нужно обладать какой-то сверхотзывчивостью – достаточно просто знать исторические факты. И эстонский, и польский народы, и многие другие сейчас существуют на планете Земля только благодаря тому, что этот самый «Бронзовый солдат» пришёл и спас их от истребления и ассимиляции. От всего того, что совершенно открыто планировалось теми, кто отдавал приказы и 20-й эстонской дивизии СС, и дивизии СС «Галиция», и другим контингентам «борцов за свободу». И что здесь ещё нужно понимать?

Под конец бывшая звезда экрана переходит к теме, столь популярной в среде некоторых обывателей янтарного края из числа так называемой либеральной интеллигенции: «Давайте признаемся себе, наконец, какой страшной ценой достигнута Победа...» Отвечать на подобные выпады доводилось неоднократно, и делать это я не устану: перед нами в 1941-45 не стояло дилеммы – «дорогая или дешёвая цена Победы». Дилемма была совсем другая: поражение или Победа. И, смею уверить, цена поражения была бы гораздо выше… «Правильные» страны и народы – те, на которые нам сегодня советуют равняться киселёвы и его единомышленники в Калининградской области, платить цену Победы не пожелали – сочли это невыгодным. Поэтому платить её пришлось нашим дедам – и за них, «правильных», в том числе…

Того же 9 Мая я по работе, да и просто по сердечной склонности, приехал на Пятый форт посмотреть инсценировку боя времён Великой Отечественной энтузиастами военно-исторической реконструкции. Конечно, присутствующим было интересно сфотографироваться с участниками зрелищного мероприятия. Один из приезжих московских униформистов, в мундире офицера войск СС, явно смущаясь повышенным вниманием калининградских барышень и репортёров, наставительно заметил:

- Ребята, вы не меня, вы красноармейцев фотографируйте. Сегодня же День Победы…

Кажется, лучшего ответа Киселёву и иже с ним не придумаешь.

В этой связи вспоминается увиденная недавно в одном из калининградских глянцевых журналов фотоинсталляция с участием членов военно-исторических клубов под названием «Потерявшие родину». Одна из фотографий особенно запомнилась: сидят на пенечках солдаты вермахта в запыленных шинелях, на лицах – щетина, круги под глазами. И все они такие несчастные и с такой тоской глядят в пустоту... А называется сей шедевр «Земляки».

Ладно, если бы это было лишь проявлением фантазии автора. Увы, подобные настроения становятся настоящей тенденцией. Некоторые представители местной «элиты» на полном серьезе называют себя земляками солдат вермахта и льют слезы по поводу того, что бывший Кенигсберг стал российским городом. Более того, не стесняются пропагандировать свои взгляды.

Это их бесят георгиевские ленточки на машинах и лацканах. Это они иронизируют по поводу доплат ветеранам войны, дескать, надо больше. Надо, кто же спорит, только в «свободные 90-е», о которых они вспоминают с ностальгией, и этого не было, и пенсии по нескольку месяцев задерживали.

И 9 Мая нас с этими людьми не объединяет, а, скорее, наоборот…
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.