«Сюжет из „Титаника“»: как предлагают развивать территорию рядом с портом в Пионерском

«Сюжет из „Титаника“»: как предлагают развивать территорию рядом с портом в Пионерском

Для территории рядом со строящимся портом в Пионерском решили создать архитектурно-градостроительную концепцию. Наработки по ней представил калининградский архитектор Олег Васютин на форуме урбанистики «Перспектива. Город у воды» в четверг, 17 июня. Рассказываем о планах на землю рядом с крупным объектом.

Свою презентацию Олег Васютин начал с сожаления о том, что Пионерский «никак не мог выбраться из тени» Светлогорска и Зеленоградска. Ситуация изменилась с проектом федеральных властей по строительству глубоководного порта. «И вот теперь стоит задача: а как Пионерскому вообще с этими огромнейшими финансами, ресурсами себя позиционировать?» — обрисовал проблему архитектор.

Территорию площадью 13 га, расположенную вблизи порта, он охарактеризовал как «полностью заброшенную», «очень давно вышедшую из городского пространства» и «никакую». Планы по её преобразованию возникли у местных властей: чиновники подготовили задание на разработку архитектурно-градостроительной концепции. Работой над этим заданием и занялся Олег Васютин.


Что происходит со строительством порта в Пионерском (развернуть) ↓

Проект международного морского терминала в Пионерском прошел госэкспертизу в 2017 году («Новый Калининград» тогда подробно писал о том, что именно планируется построить). 1 февраля 2018 года — с закладки губернатором Антоном Алихановым и замминистра транспорта РФ Виктором Олерским памятной капсулы — официально началось его строительство. Первым подрядчиком, с которым «Росморпорт» подписал контракт, стало самарское ООО «Больверк». Спустя год руководство этой компании заподозрили в хищении 1,6 млрд рублей при строительстве порта и задержали. Фактическая готовность объекта тогда оценивалась в 27%. Стройку «заморозили», как утверждал Алиханов, на зимний период, но фактически — на несколько лет. Спустя еще год, в феврале 2020 года, «Росморпорт» заключил с компанией бизнесмена Геннадия Тимченко «Стройтрансгаз» контракт на проведение работ по сохранению недостроя. Нового подрядчика для продолжения строительства выбрали лишь накануне 2021-го — им стало ООО «Интер РАО-Инжиниринг», являющееся «дочкой» ПАО «Интер РАО». Однако уже спустя несколько месяцев, так и не приступив к работам, компания уведомила госзаказчика о необходимости перенаправления персонала из Калининградской области «на безотлагательное выполнение программы Правительства Российской Федерации по модернизации объектов тепловой теплоэнергетики». Контракт был расторгнут. Очередной конкурс по выбору подрядчика для продолжения строительства глубоководного порта в Пионерском «Росморпорт» рассчитывал провести в первой половине 2021 года, но не провел — в мае госучреждение занялось определением новой стоимости достройки объекта.

Среди традиций освоения земли у строящегося порта автор концепции назвал зелёные променады и спуски к воде. При исследовании выяснилось, что раньше землю рядом с портом использовали в том числе для ловли рыбы. Здесь же представлен исторический ансамбль: посёлок рыбаков авторства немецкого архитектора Курта Фрика. Этот ансамбль авторы концепции предлагают превратить в достопримечательное место. «Были всевозможные попытки признать это всё аварийным, снести и построить многоэтажные здания. Ан нет», — поведал участникам форума Васютин.

Разработчики проанализировали градостроительные конструкции городов Польши, Германии, Дании и других стран и исследовали особенности участка над портом. «У нас разница в высотах, акватория моря, с моря дует ветер, рикошетит наверх, а с юга поднимается тёплый воздух. И, на самом деле, не всё так плохо. У нас микроклимат на этой территории лучше, чем на побережье, внизу», — обнадёжил архитектор.

Изображения предоставлены Олегом Васютиным

Зайти на территорию со стороны моря, согласно концепции, можно будет по лестнице. В пространство, которое будут создавать у порта, по словам Олега Васютина, необходимо также каким-то образом «интегрировать» здание пассажирского терминала на пирсе. Для этого авторы предлагают обустроить эскалаторные марши. Для проектных решений в целом концепция предлагает опираться на ассоциации с «Титаником» и осколком айсберга. «Это, собственно, тот самый знаменитый сюжет из фильма „Титаник“, который у нас в памяти», — пояснил архитектор.

Высота жилья на территории составит три-пять этажей. На отдельных участках предусмотрены апартаменты, гостиницы, дома отдыха, фуд-корты, развлекательный комплекс и лечебная восстановительная медицина. Нынешние производства потребуется интегрировать в городскую среду. Помимо этого, по мнению авторов концепции, нужно развивать «социокультурные сервисы». Нелишним будет и создать «любительскую марину».

Местные власти пожелали, чтобы на территории продумали помимо всего прочего некий аттракцион. Им могло бы стать колесо обозрения, но такая идея, как считает Олег Васютин, — далеко не лучшая. «Как белка в колесе: где зашёл, там и вышел. То есть нет события», — аргументировал архитектор. Гораздо удачнее, по мнению Васютина, — канатная дорога длиной 600 метров. «Человек с пляжа в шортах может зайти в кабинку и пропутешествовать по нашей территории», — пояснил автор концепции.

Земли, для которой местные власти заказали концепцию, рассчитывают объединить с другими объектами в Пионерском. «И резиденция президента, и представленная территория, и морской международный порт, и те крупные формы, которые в дальнейшем будут запроектированы — будут интегрироваться. Оно всё войдёт в единую органику, которая будет распространяться и продолжаться дальше как общий ватерфронт города, — подытожил Васютин. — Так называемая водная икона города будет дописываться уже отдельными элементами».

Текст: Елена Калугина, Денис Туголуков. Фото: Виталий Невар/Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.