Укрепление в виде сноса: что происходит с дюнами в западной части Зеленоградска

Виталий Невар / Новый Калининград
Все новости по теме: Пляжный вопрос

В конце сентября в районе посёлка Малиновка строители приступили к «благоустройству береговой территории». По дюнам стал ездить экскаватор и ровнять рельеф. В администрации Зеленоградского округа это назвали берегоукреплением и заявили, что на территории создаётся «своеобразный ландшафт, которым ещё будут любоваться наши дети и внуки». Активисты же посчитали происходящее варварством и отправили обращения с требованием прекратить разрушение дюн в надзорные органы. «Новый Калининград» попытался разобраться, что происходит рядом с Малиновкой и почему местные жители оказались недовольны «благоустройством».

«Пескозадерживающие мероприятия»

Работы по берегоукреплению на участке от реки Алейка до западной части курортного города собирались начать ещё в июне, но приостановили из-за «огромного количества отдыхающих» и подземной кабельной линии. Протяжённость территории, на которой запланировано благоустройство, составляет около четырёх километров. В сентябре глава администрации Зеленоградска Сергей Кошевой заявил на оперативном совещании в облправительстве, что работы потребовались, чтобы защитить часть будущей велодорожки «От косы до косы» от песка. В публикации муниципальной газеты «Волна» позднее уточнялось, что «благоустройство» решили провести «в связи с передвижением песка вглубь территории, по которой, в том числе, проходит веломаршрут. Из-за турсезона с подрядчиком заключили акт о приостановке работ до 15 сентября. По новым условиям работы должны быть завершены до 29 ноября.

Между тем проектировщик дорожки уверяет, что «снос дюн» не предполагался. «Мы анализировали топосъёмки за несколько лет, отслеживая динамику дюн и рассматривая их дальнейшее продвижение. В критических местах, предполагая „движение“ дюн, мы запроектировали подпорные стены, защищающие велодорожку от будущего движения песка», — заявил «Новому Калининграду» архитектор Антон Глушков, разрабатывавший веломаршрут. Под «сносом», по его словам, следует понимать работы по формированию дамбы, но она не имеет отношения к строящейся велодорожке.

Контракт на 28,9 миллиона рублей заключили с компанией «Эконстрой», зарегистрированной в Балтийске. Деньги выделили из бюджета Зеленоградского округа. Согласно документации к тендеру, подрядчик должен выполнить работы в течение 75 дней с даты заключения контракта. Проектные и изыскательские работы за 828,5 тысячи рублей выполняла компания из Уфы «Энергопроектинновации». От подрядчика требовалось разработать «пескозадерживающие мероприятия в районе велодорожки» с формированием устья реки Алейка и закреплением поверхности авандюны так, чтобы устье не заносило песком. В местах организованного доступа на пляж компания должна была предусмотреть дорожки с твёрдым покрытием и лестничные спуски.

В начале октября на сайте зеленоградской администрации появился релиз, в котором говорилось, что проектом предусмотрены устройство коробчатых габионов и геопокрытия с целью удержания песка от эрозийного воздействия, а также высадка растений и деревьев, устойчивых к ветровым нагрузкам и удерживающих песок. Работы предполагается выполнить на 18-ти проблемных участках, которые определил проектировщик. На участке также запланировали 16 деревянных лестниц-переходов из хвойных пород через авандюну на пляж. «Выполнение работ будет способствовать предотвращению засыпания строящейся велодорожки песком в результате эрозийного воздействия ветра», — пояснили в администрации. Спустя два дня чиновники отчитались, что подрядчик укладывает «на поверхность дюн» геотекстиль, геомат и георешётки. Сверху участок начали засыпать плодородным слоем земли высотой 10 сантиметров, который должен быть засеян газонной травой.


Однако местные жители и экоактивисты посчитали такое «благоустройство» странным. Общественная организация «Экозащита» (внесена Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) направила обращение в областную природоохранную прокуратуру, посчитав, что при строительстве велодорожки отклонились от проектной документации. «В соответствии с проектом веломаршрут должен располагаться позади тыльного склона приморских дюн, однако разрушительные работы ведутся по всему гребню дюны», — утверждают в «Экозащите». Сопредседатель организации Александра Королёва указала, что происходит «чрезвычайно серьёзное негативное воздействие на окружающую среду, вплоть до разрушения приморского ландшафта, что является грубейшим нарушением международных обязательств Российской Федерации в рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря и рекомендаций ХЕЛКОМ по защите береговой полосы».

«Вы стираете воспоминания»

Местные жители тоже считают, что происходящее связано с попыткой несколько сдвинуть велодорожку «От косы до косы». «Мы считаем, что велодорожка здесь является катализатором. Её ведь должны достроить до конца года. Вероятно, сейчас они расчистят место, а потом проложат велодорожку», — говорят в инициативной группе по защите авандюны, в которую входят в основном жители Малиновки и Зеленоградска. Ещё одно подозрение общественников связано с планами по дальнейшему использованию земельных участков, на которые попадают дюны. «Мы не позволим ни велодорожке, ни частным виллам, ни гостиницам уничтожить наше наследие», — говорится в петиции на платформе Change.org, которую по состоянию на 13 октября подписало чуть более 40 тысяч человек.

Активисты регулярно пишут обращения в «Инстаграме»* губернатора Антона Алиханова и просят остановить уничтожение дюн. «У каждого из нас есть воспоминания из детства, юности. Мы хотим, чтобы наши дети, внуки и дальше могли бегать среди зарослей цветущего шиповника, встречать закат с любимым человеком, сидя на пригорке. Конечно, вам этого не понять, у вас было своё детство. Уничтожая наши дюны, вы стираете воспоминания и лишаете будущие поколения [возможности] увидеть эту многовековую красоту», — написала одна из жительниц региона.



Зеленоградская администрация в ответ на комментарии в «Инстаграме»* губернатора заявляет, что «именно без берегоукрепительных работ все наши дети и внуки имеют шансы никогда не увидеть авандюн, которые требуют постоянного укрепления». «Геодезическая съёмка при разработке проекта показала, что авандюны за последние пять лет начали быстро осыпаться. Специалисты выделили 18 проблемных участков между рекой Алейкой и западной чертой Зеленоградска. Здесь укрепят авандюны и сделают деревянные спуски к морю, чтобы отдыхающие не уничтожали природные насыпи, растаптывая тропинки и заставляя осыпаться песок», — говорится в ответе чиновников. В администрации заверили, что дюны «по возможности сохранят свою высоту», но «изменится их конфигурация». «Сочетание высот обновлённых насыпей, деревянных спусков к морю и велодорожки создаст своеобразный ландшафт, которым ещё будут любоваться наши дети и внуки», — считают власти.

Изображения из презентации главы администрации Зеленоградского округа Сергея Кошевого во время доклада в областном правительстве

Общественники не исключают, что дюны действительно разрушаются и нужны работы по их восстановлению. «Но текущий процесс состоит в том, что экскаваторы полностью сносят дюну, вместо неё делают кучку песка и затягивают геотекстилем», — аргументируют местные жители. По их словам, в своём нынешнем виде авандюна выполняет в том числе защитную функцию. «В Малиновке сейчас вот эти дюны, засаженные кустарниками и деревьями, защищают от ветра. Бывает, что шторм, выходишь на море — там циркулирует жуткий ветер, а на твоём земельном участке этого нет», — поясняет один из активистов.

В областном правительстве заверяют, что проект по укреплению авандюны не имеет связи с велодорожкой. «Сама по себе авандюна достаточно сильно пострадала в ходе летнего сезона, пока там туда-сюда ходили отдыхающие, то есть она расползалась. Да, она в том числе расползается и на том месте, где проходит велодорожка. Но даже если бы там велодорожка не пошла, авандюну всё равно стали бы укреплять, потому что это просто необходимо сделать. Никто не собирается её вскапывать, срывать и на ней что-то строить. Её укрепят геоматами, как это предусмотрено проектом, что позволит укрепить каркас», — заверил начальник пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков в беседе с корреспондентом «Нового Калининграда».

Во вторник, 12 октября, в «Фейсбуке**» муниципальной газеты «Волна» появилось сообщение о том, что работы по «благоустройству» в районе Малиновки решили приостановить. В публикации говорится, что зеленоградские чиновники и вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов встретились на месте с общественниками и выяснили, что у них «есть своё видение, каким должен быть проект берегоукрепления». «Дальнейшие шаги» власти обещают прорабатывать совместно с активистами. Однако проект, как заявили в областном правительстве, менять не планируют. Мероприятия приостановили, чтобы провести разъяснительную работу с общественностью. Через некоторое время «благоустройство» намерены возобновить.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград; zelenogradsk.com; скриншоты из «Инстаграма»* губернатора Антона Алиханова

* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

** Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.