«Очень много фейков»: калининградские дальнобойщики о ситуации с русофобией в Европе

 «Очень много фейков»: калининградские дальнобойщики о ситуации с русофобией в Европе

После начала спецоперации на Украине в интернете все чаще появляется информация о проявлениях русофобии на Западе. Так, в соцсетях то и дело публикуются посты с рассказами о нападениях на фуры с российскими номерами в европейских станах. «Новый Калининград» поговорил о ситуации с калининградскими дальнобойщиками и бизнесменами.

«Если жизнь не дорога, то езжай», — написал один из участников паблика «Подслушано у дальнобойщиков» в ответ на вопрос пользователя о том, как сейчас относятся к русским в Европе и стоит ли туда ехать на заработки. Впрочем, мнения остальных комментаторов разделились: одни утверждают, что работать россиянам в европейских странах в настоящее время затруднительно и даже небезопасно, другие с этим не согласны.

«На российских номерах только самоубийца сейчас поедет!» — написал один из пользователей. «Плохое [отношение]. Я на РБ (республики Беларусь — прим. „Нового Калининграда“) номерах работаю по Европе. Где-то все равно, а некоторые грузить [товар] отказываются», — добавил другой. «Я работаю на поляков. Европейцы — ну, обычные люди, нормально относятся. А вот украинцы, бывает, „пованивают“ (есть индивидуумы). Которых встречаю — большинство норм ребята. Но стараюсь лишний раз не пересекаться», — отметил еще один участник дискуссии.

Тему об отношении к россиянам в Европе профессиональное сообщество водителей грузовиков подняло неспроста. В последнее время в интернете появляются сообщения о якобы нападениях на российские фуры в иностранных государствах.

Издание «Автовзгляд» пишет , что в странах Евросоюза другие дальнобойщики срывают с российских или белорусских тягачей и полуприцепов номерные знаки, прокалывают шины, разбивают оптику, не пускают на парковки. Смоленский портал «Главный региональный» утверждает, что агрессию в отношении водителей грузовиков с российскими номерами в Европе проявляют выходцы из Украины. «В Европе укpaинцы ycтpoили oxoтy нa рoccийскuх и бeлopyccкиx дальнобoйщикoв. В пoльcкoй Бялa-Пoдляcкe, в Гepмaнии и в дpyгиx peгиoнax фypы подрезают, нa cтoянках бьют фapы», — цитирует издание пост дальнобойщика в соцсети.

«Страх сейчас в том, что те украинские водители, которые в настоящее время находятся в Европе, при виде российских номеров на большегрузах начинают проявлять агрессию. В частности, на паркингах подходят к водителям из РФ — с различными „предъявами“. Угрожают со словами: „Бойтесь, будем ночью горло резать“. Полагаю, что из-за военной операции на Украине у людей, грубо говоря, сносит крышу. Подобное уже случалось ранее, когда было „обострение“ отношений в 2014 году. Тогда в Гданьске также били стекла в машинах дальнобойщиков, царапали им авто, в их адрес сыпались угрозы. Думаю, сейчас надо быть предельно аккуратными. „Затаиться“, подождать, минимизировать или действительно отказаться от всех рейсов по Европе», — рассказал калининградский водитель другому смоленскому информационному порталу «Smolnarod». 


Дальнобойщики, с которыми побеседовал «Новый Калининград», пока ситуацию драматизировать не склонны. Так, многие уверяют, что с хулиганскими выходками и неприязнью со стороны европейцев периодически сталкивались и раньше, до начала спецоперации на Украине. Особенно напряженная обстановка, по их словам, наблюдалась в Литве. «В Кибартае, бывало, камнями ночью фуры забрасывали, машины на трассе подрезали легковушки — просто движение тормозили. Но без каких-то серьезных последствий — никого там не обстреливали, не били. Это просто молодежь там хулиганила», — рассказал «Новому Калининграду» водитель Тимур.

«В иностранную полицию обращаться бесполезно. Что толку? У меня сыну как-то разбили стекло в Кибартае. Это еще до всех этих событий на Украине было. Он полицию вызвал — составили акт и все на этом. Забыли», — сообщил Виктор (имя изменено по просьбе героя). Он подтверждает, что сейчас чаще стал слышать жалобы коллег на подобные инциденты: «Конечно, водители боятся ездить в Европу. А как вы думали? Жить-то всем хочется. Сам я пока дома сижу, но, может, и поеду скоро. А что делать? 90-е проходили — все нормально, справились».

Водители признаются, что в сети много недостоверной либо сильно преувеличенной информации о случаях нападений. «Очень много фейков. Из-за них у нас кто-то увольняться собирался, а потом разобрались в этой ***** (ерунде). Больше половины подобных рассказов — выдумки. Но страх-то появляется после такого нагнетания, конечно. Сейчас отношение-то, сами понимаете, какое там к нам... Правда, из моих коллег сейчас никто не отказывается ездить в Европу — все, наоборот, хотят, потому что работы нет. Литовцы не могут загрузить машины — у них только груз найдешь, а он на следующий день уже санкционным становится. Экономика буксует из-за этих движух», — говорит Тимур.

С такой позицией согласен и другой калининградский дальнобойщик, который намерен в ближайшее время отправиться в рейс транзитом через Литву: «Волков бояться — в лес не ходить. Да и семью кормить надо. В интернете ходят слухи о таких случаях, но со слов тех, кого я конкретно знаю, — с ними пока ничего такого не было».

Впрочем несколько местных бизнесменов сообщили «Новому Калининграду», что некоторые их сотрудники действительно стали побаиваться выезжать за границу — особенно в Польшу. По словам одного из собеседников, водители утверждают, что там «бьют машины» россиян, поэтому многие не берутся рисковать транспортом и здоровьем. Коммерсант отметил, что ему приходится прибегать к помощи европейских перевозчиков.

В свою очередь губернатор региона Антон Алиханов утверждает, что у Калининградской области пока нет проблем с транспортировкой грузов через соседние страны. «Если говорить про транзит, который идет через территорию Латвии, Литвы, Белоруссии и разных других государств, то за вчерашний день 338 грузовиков въехало в наш регион через пункты пропуска. И 20 грузовых составов, это поезда, которые тоже приехали с различными товарами в Калининградскую область. То есть мы продолжаем получать товары из других стран, из других регионов Российской Федерации, поэтому здесь можем быть спокойны, работаем в обычном режиме», — заявлял Алиханов на прошлой неделе.

Инциденты с российскими фурами в Европе действительно участились, но все-таки до кадрового кризиса в связи с этим еще не дошло, считает вице-президент компании «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк. «Да, случаи вандализма есть. Мы принимаем всяческие меры. У нас пока такого не случалось — все машины нам привозят. Хоть мы пока и не попадали [в такую ситуацию], но нарушения есть, поэтому это просто дело случая. Пока же наши водители в рейсы ехать не отказываются», — говорит он.

Глава транспортного подразделения компании «Лазурит» Константин Семенов также сообщил, что, несмотря на риски, калининградские дальнобойщики не отказываются от международных рейсов: «Нашему водителю разбили лобовое стекло выстрелом из пневматики. Однако пока ездим в Европу».

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в ответ на просьбу «Нового Калининграда» прокомментировать ситуацию предложили прислать письменный запрос, на который в итоге не ответили. 

Тем временем у калининградских производителей экспортной продукции проблемы растут как снежный ком. Западные поставщики отказываются поставлять комплектующие, а уже произведенную продукцию не удается вывезти из области. Транспортная отрасль жалуется, что машины не всегда удается загрузить за границей и они возвращаются пустыми. Отправлять грузы в Европу также становится всё сложнее и дороже. Региональные власти решили регулярно сообщать о количестве въехавших в регион грузовиков.

Текст: Екатерина Медведева. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.