«Это не кусок фанеры»: как чиновники и художники поругались из-за Солнечных часов

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Мозаичные солнечные часы «Зодиак» на старом променаде Светлогорска могут попасть под демонтаж. Власти собираются сносить сам променад, чтобы построить на его месте новый, а объект культурного наследия, как выяснили специалисты, был сильно поврежден во время шторма. В среду, 16 ноября, из-за мозаики произошел спор на повышенных тонах в стенах правительства Калининградской области. За сохранение памятника на прежнем месте выступили его автор, скульптор Николай Фролов, и его бывшая супруга, художница Виктория Малерб, а аргументы в пользу переноса высказали представители «Балтберегозащиты». Чиновники же Службы охраны ОКН предложили два варианта реставрации. «Новый Калининград» выяснял, к чему пришли эксперты.

Многочисленные разрушения и выгорание

Началось обсуждение с выступления главного государственного инспектора Службы госохраны объектов культурного наследия Калининградской области Марии Страховой. Она сообщила, что в службу поступила концепция реставрации солнечных часов. Сославшись на результаты обследования специалистов, Страхова рассказала, что они выявили «перенапряжение основания», «раскрытие защитного слоя», частичное применение при реставрации в 2005 году неисторических материалов (в том числе стеклянной глянцевой плитки), «многочисленные участки разрушения мозаики», «выгорание цвета» и связанную с этим невозможность подбора цветовой палитры, а также отслоение мозаики от основания.

«По мнению проектировщиков, в любом случае необходима разборка мозаичного панно полностью и перенос его в мастерскую для реставрации. То есть она будет заново укладываться. И они к нам обратились с вопросом. Первый вариант — мозаику снимаем, реставрируем и возвращаем на первоначальное место. Второй вариант — снятие мозаики, реставрация, передача её в музей, а на место устанавливается новая по проекту реставрации, который будет разработан более детально», — сообщила Страхова о возможных перспективах памятника.


Когда Страхова заметила, что у экспертов есть вопросы по поводу авторского права, руководитель службы охраны ОКН Евгений Маслов продолжил за нее.

«Мы пытаемся подспудно обсудить более серьезный вопрос, который давно назрел в нашей области — вопрос перемещения предметов искусства, которые стоят на учете и включены в реестр, — пояснил он. — Причем с определенной пропиской и по определенному адресу. Это может быть замена оригинала на копию, и передача оригинала в музейный фонд, где будет соответствующий режим для обеспечения сохранности».

Маслов заметил, что чиновники уже знают, как это сделать юридически, но тут же добавил, что ему очень хочется выслушать позиции автора, представителей муниципалитета и экспертов.


«Спасти от идиотов»

Скульптор-мозаичист Николай Фролов еще до того, как сделать конкретные предложения по солнечным часам, рассказал,что их и раньше приходилось «спасать от идиотов». Именно из-за них, по его словам, было установлено декоративное ограждение на променаде. Однако и оно не помогало, и «каждый год после открытия курортного сезона приходилось мелкие части реставрировать».

«Ёлки-палки, я как Леонардо да Винчи»: история создателя солнечных часов в Светлогорске

По поводу переноса мозаики в музей Фролов сразу занял жесткую позицию. В качестве примера он привел панно из Помпеи, которое безуспешно пытались переносить в музеи.

«Мозаика всегда связана с той основой, на которой она лежит. Это не картина, которую можно взять и перенести. Это очень сложный элемент, который состоит из тысячи маленьких тессеров. Более глупого и дурацкого решения, чем перенос, я не представляю. Это [предлагают] люди неграмотные совершенно», — стал повышать голос скульптор.

Бывшая супруга и муза художника Виктория Малерб сначала попыталась успокоить его, но тут же решила выступить с еще более резким замечанием.

«Сейчас гонят променад, — высказалась Малерб. — Но мы Николая Павловича этим даже не грузим — у гения свой полет. Получается, что променад надо гнать по-любому. Когда надо одного ребенка родить, сто детей надо убить. И тут решение, безусловно, убийственное. Как говорят, казнить, нельзя помиловать. Запятая тут — тот самый променад. Когда наследие действительно уважается, есть институт сохранения. У нас сейчас этот фрагмент сохранения выпал вообще из жизни. Как коленный сустав. Не ходит, не работает. Если быть циничными и реалистичными — это практически идет уничтожение. Куда-то перенести... Это не кусок фанеры!»

Малерб пояснила, что только гномон солнечных часов (деталь, по тени от которой определяется время в солнечных часах — прим. «Нового Калининграда») устанавливали в течение года «с профессорами и высшими математиками».

«Это метрический объект! — начала нервничать художница. — Там гномон четко посекундно выведен на тень. Даже если представить, что вот так на руках по 10 сантиметров лопатой мы вынесем эти часы, то надо четко определить в проекте все эти места».

Разгорячившись, Малерб решила отчитать докладчицу Марию Страхову за то, что та заявила о выгорании смальты.

«Каменная смальта не выгорает! Она каменная! Есть и другая смальта, которая льется. Хотите, я расскажу как? Берется металл, он заливается...» — начала выкрикивать она, но ее прервал глава Службы охраны памятников.

«Остановитесь, Виктория Милорадовна! Я вас призываю!» — перебил художницу Евгений Маслов.

Однако Малерб не остановилась и заявила, что в Светлогорске «идет уничтожение солнечных часов».

«Часы можно и ко мне в сад перевезти, если кто-то сможет это сделать», — добавила она.

Маслов потребовал не искажать факты и поблагодарил музу Фролова за «обильные эмоции».

«Мы не готовы брать на себя ответственность [за демонтаж], — пояснил Маслов. — А потому хотели посоветоваться со специалистами. Не Мария разрабатывала этот проект».

Шторм, путаница и слабость «мощных строителей»

Маслов передал слово директору «Балтберегозащиты» Сергею Черкасову. Тот объяснил, что в проекте реконструкции, подготовленном ранее, не предполагался демонтаж памятника. Более того, в нем был предусмотрен раздел по обеспечению сохранности солнечных часов. Однако шторм 2019 года, который Черкасов назвал «штормом однопроцентной обеспеченности, бывающим раз в сто лет», показал, что конструкции променада больше не способны выдерживать удары стихии.


Сергей Черкасав. Фото: Иван Марков / Новый Калининград

«В настоящий момент, когда мы приступили непосредственно к реконструкции, там уже балки находятся просто в ужаснейшем состоянии, — объяснил Черкасов. — Следовательно, мы вообще полагаем, что эта часть сама развалится вместе с этими часами».

После объяснений Черкасова Фролов удивился, почему «наши самые мощные строители», обладающие новыми технологиями, не могут подвести основу под солнечные часы, чтобы защитить их от негативных воздействий.

Когда к претензиям бывшего мужа присоединилась Виктория Малерб, Маслов снова прервал ее, напомнив, что заседание совета — это «не театр и не митинг».

«Почему вы меня затыкаете?!» — воскликнула Малерб.

«Я вас очень прошу! — вновь осадил художницу Маслов. — Уже в пятый раз».


Виктория Малерб. Фото: Иван Марков / Новый Калининград

Сбитый с толку Черкасов попытался объяснить, что «Балтберегозащита» хочет сделать с памятником, но запутал присутствующих ещё больше.

«Мы не говорим, что нужно их сносить, мы говорим, что они должны быть такие же новые, как наш новый променад. Чтобы люди, туристы и наши жители приезжали туда, отдыхали, смотрели», — заявил он.

Эксперты после этой фразы забеспокоились. В их числе оказался замдиректора Научно-производственного центра по охране, учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области Иван Хихля.

«То есть проектное решение по демонтажу существующего променада принято?» — спросил он.

«Нет, — неуверенно ответил Черкасов. — Проектное решение не предусматривает демонтаж данных солнечных часов, но...»

«Не часов, а променада, — уточнил Хихля. — Конструкций».

«Старый променад демонтируется полностью», — ответил Черкасов.

«То есть вопрос того, что часы будут демонтированы с этого места, не стоит, — снова переспросил Хихля. — Они будут демонтированы в любом случае, а дальше последует ремонт. Так?»

Черкасов не смог ответить, и в разговор вступил эксперт Службы охраны ОКН Владимир Ярош. Он напомнил, что вариант с усилением основания солнечных часов проходил государственную историко-культурную экспертизу и госэкспертизу.

«На месте усилят основание, и тогда часы никуда не надо переносить, — пояснил Ярош. — А о порядке перемещения объекта культурного наследия из одного места в другое я пока еще не слышал».

Также эксперт напомнил, что в Калининградской области есть масса примеров реставрации проблемных ОКН на месте.

«Есть и финансовая составляющая, — добавил он. — Разобрать мозаику, перенести, собрать ее... И последнее: часы делались именно под это место. В другом месте это будут не часы. Это будет что-то другое. Такие солнечные часы по всему миру стоят. Они на определенное место рассчитываются».

«Я делала исследование — они единственные в мире!» — выкрикнула с места Виктория Малерб.

«Они занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые большие солнечные часы Европы», — добавил Фролов.

Всего два варианта

Первый заместитель главы администрации Светлогорска Оксана Туркина, следившая за перепалкой, высказалась только в конце дискуссии — призналась, что муниципалитет поддержит любое решение, за которое проголосуют специалисты.


Оксана Туркина. Фото: Иван Марков / Новый Калининград

Подводя итоги, Евгений Маслов заявил, что вариант с перемещением солнечных часов в музей рассматривать точно не будут. Правда, договорить ему снова не дала Виктория Малерб. Она в очередной раз напомнила, что «момент снятия мозаики — это момент ее потери».

Успокоив художницу, Маслов продолжил: «Переносить-копировать? Да-нет? Нет. Мы это услышали, и нам уже хорошо. Теперь, мне кажется, стоит сосредоточиться на вопросе, есть ли все-таки техническая возможность усиления основы. Реставрацию тоже нужно делать на месте. можно найти технические средства. Будем дальше работать с заказчиком и проектировщиком по поводу варианта... — тут Маслов почему-то снова заговорил о снятии мозаики. — Лазерными дисками или каким-то еще образом срезать, разобрать. Не зубилом же выбивать кусочки смальты. Извините за этот ужасный образ. Будем максимально сохранять все авторское в работе».

Текст: Иван Марков, фото: Иван Марков, Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.