То, что подрядчики срывают сроки ремонтов дорог, тротуаров и дворов в Калининграде — давно уже общее место. А с введением полублокады региона и началом задержек стройматериалов ситуация сильно ухудшилась. Жители четырех домов на улице Пугачева несколько лет добивались дворового ремонта, вникали в проект, наняли строительный контроль, но это их не спасло. О том, до каких скандальных высот могут дойти отношения с подрядчиком — в материале «Нового Калининграда».
Долгая дорога в муниципальную программу
1 ноября глава администрации Калининграда Елена Дятлова, хорошо знакомая с ситуацией, сложившейся из-за ремонта тротуара на коротком отрезке улицы Пугачева от проспекта Мира до улицы Степана Разина, объявила, что подрядчик вряд ли успеет все сделать там до морозов. По ее словам, «работы немного замедлили исходя из ситуации, сложившейся из-за дворовой территории», но подгонять подрядчика горвласти не стали, несмотря на то, что он должен был сдать объект еще в сентябре.
«Даже если не успеют в этом году, сделают при наступлении положительных температур в следующем, — пояснила глава администрации. — Но будем стараться успеть в этом. Нам не нужно любой ценой в мороз делать бетонные работы. Если видим, что наступают неблагоприятные погодные условия, то останавливаемся и выходим по весне».
Такая неторопливость городских властей вывела из себя жителей, вынужденных прыгать по грязи с начала лета. К этому ремонту они шли более 6 лет, заранее добиваясь включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды», рассчитанную на 2021-2024 годы.
«Мы очень хотели попасть в эту программу и с 2017 года (если не раньше) начали этот процесс, — рассказывает жительница дома № 11 Александра. — В нашем случае в программу вошло четыре дома на улице Пугачева (дома № 3, № 5-7А, № 9 и № 11). Это означает, что в каждом доме должны были пройти общие собрания, жители должны были принять это решение (не менее чем двумя третями голосов). Это была достаточно нетривиальная задача».
Активной части жителей удалось убедить всех остальных, что это «очень хорошая тема». Но и этого оказалось недостаточно: администрация города дала понять, что благоустройство дворов начнется только в том случае, если на все четыре дома будет одна управляющая компания (ей в итоге стало ООО «УК Балтдомсервис»).
«Мы провели общие собрания и выбрали одну управляющую компанию на всех, — продолжает Александра. — Как вы понимаете, это тоже сложная задача. Но приблизительно в 2019 году нас огорошили сообщением, что мы находимся в охранной зоне объектов культурного наследия (в нашем случае, памятниками архитектуры оказались дом № 3 и дом № 13 — гостиница „Чайка“ на улице Пугачева и дом № 90 на проспекте Мира). В общем, потребовалось создать проект и получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Заниматься этим должна была управляющая компания, а по факту занимались сами жители».
На преодоление новых бюрократических препятствий потребовались дополнительные деньги. Только экспертное заключение обошлось жителям не в одну сотню тысяч рублей. Правда, им отчасти повезло с финансированием — они успели обратиться к Марине Оргеевой, являвшейся на тот момент председателем облдумы. На волне своей предвыборной кампании Оргеева инициировала выдачу субсидии на эти цели.
Субсидия составила 800 тыс. рублей, а проектирование в целом оценивалось изначально в 3 млн. Однако жителям каким-то чудом удалось уложиться не только в выделенную сумму, но и в ограниченные сроки (субсидию дали в конце сентября 2021 года, а потратить ее было необходимо до конца декабря того же года). По их словам, «это стоило больших трудов и нервов».
В течение трех месяцев «пугачевцы» успели заключить договор с археологической организацией, а та, в свою очередь, буквально в последний момент умудрилась получить открытый лист на раскопки в Минкульте РФ. К концу 2021 года на улице прошли археологические исследования и геодезические изыскания, а также завершился процесс проектирования, и жители, наконец, получили положительное заключение Государственной историко-культурной экспертизы. Только после этого четыре дома с Пугачева смогли претендовать на участие в программе «Формирование современной городской среды». В 2022 году их действительно туда включили, и тогда же проект вышел на аукцион по поиску подрядчика.
Интересы экономии и проектные новшества
«8 декабря 2022 года наша управляющая компания заключила договор с подрядной организацией „Инпекс“, — рассказывает Вероника, другая жительница 11-го дома. — Администрация города давала этой компании довольно высокие оценки, они говорили, что они работают без проблем. А мы настолько намучались с проектированием и всеми предварительными мероприятиями, что встретили подрядчика с открытой душой. Мы думали, что дальше будем работать по проекту, и переживать больше не будем. К сожалению, спокойной работы не получилось».
О компании «Инпекс» было известно, что она ранее ремонтировала тротуары и дворовые проезды на улицах Гагарина, Артиллерийской, Камской и других. О нареканиях к ее работе информации в открытых источниках не нашлось.
По словам жителей, на объект подрядчик вышел 28 июня этого года. В подряд входили как дворы, так и тротуар.
«Что получилось: в начале мая этого года к нам сюда приезжала Елена Дятлова и предложила, что для нашей улицы нужно более интересное мощение, чем обычная прямоугольная плитка, — рассказывает о начале эпопеи с ремонтом Юлия из того же 11-го дома. — Концепция разрабатывалась долго, и это повлияло на сроки. Кроме того, на сроки и качество исполнения отрицательно повлияло то, что подрядная организация позволяла себе вносить кучу изменений в общую концепцию, предложенную главным архитектором города, а администрация города позволяла подрядчику это делать. Мне кажется, подрядчик действовал из соображений экономии. Результат вышел не очень хороший. Отбивка из гранитной плитки местами была заменена на цементную. Появились пластиковые садовые бордюры (такие же применялись на Соммера, и там они уже пришли в негодность). Подрядчик также менял высотные отметки, отсыпая грунтом участки под дворовые проезды, из-за чего наш дом оказался в низине. Мы считаем, что это может привести к подтоплению подвалов, а они у нас и так всегда были мокрыми. В ливневом колодце рабочие и вовсе ошиблись с отметкой дна больше, чем на метр».
Жильцы 11-го дома также отмечают, что работы были синхронизированы с Фондом капремонта, который параллельно приводит в порядок фасад. К последнему у них пока нареканий нет, несмотря на то, что с домом 1913 года постройки проблем было много.
«Подрядчик нам говорит, чтобы мы за свой счет вносили изменения в проект, — добавляет Александра. — Они говорят, что какие-то работы они уже сделали, и не хотят ничего переделывать. Мы обратились за поддержкой в проектную организацию, и там нам сообщили, что подрядчик не имеет допусков в области проектирования, и, не являясь экспертом в этой сфере, не имел права действовать самовольно, не поставив в известность заказчика и собственников». Мы заметили, что подрядная организация в проект даже не смотрит, — говорит Александра. — Такое ощущение, что они отталкиваются от эскиза, и все остальное их не интересует«.
Анатомический ответ на претензии
Ближе к осени проблемы усугубились. Согласно договору, объект собирались сдать до 15 сентября 2023 года. К этому времени жители должны были все проверить и подписать акты выполненных работ. Однако в сентябре подрядчик попросил отсрочки до 31 октября. Но и после этого работы не были закончены.
«Сами видите, в каком все состоянии, — жалуется Вероника. — Мы не знаем, когда все это закончится. Получается, что мы уходим в зиму с таким состоянием дворов. Поддержки от города мы тоже не видим».
От последствий ремонта больше всего пострадали дома № 5-7А и № 11. У обоих перекопаны дворы, и из подъездов приходится выходить по брошенным на землю доскам и паллетам. Кроме того, вход в теплопункт, расположенный в подвале, управляющей компании пришлось подпереть палками — он грозил обрушиться после того, как рядом с ним проехала тяжелая строительная техника.
Стоит отметить, что на собственный надзор над подрядчиком жители рассчитывать не стали. В 2.14% от сметной стоимости (это 48 млн рублей) им обошелся строительный контроль. «Для этого нам снова потребовалось проводить общие собрания, это оказалось крайне непросто, — рассказывает Александра. — Но зато теперь инженер практически каждый день здесь бывает и вносит свои замечания. В договоре у него написано, что он обязан следить за тем, насколько досконально исполняются проектные решения. Он не может сказать, что все хорошо, если эти решения не выполняются. Можете не поверить, но на любое предписание строительного контроля рабочие нам отвечают вот так — из песни слов не выкинешь». Александра достает смартфон и демонстрирует фото слепленного из грязи полового члена, который аккуратно водрузили на деревянный паллет. «Эта скульптура появилась, когда их попросили очистить колодцы и проверить высотные отметки», — добавляет собеседница.
Провал с озеленением
Отдельная история у жителей улицы Пугачева вышла с высадкой новых деревьев. Еще во время проектирования региональные власти изменили нормативную документацию в части компенсационного озеленения.
«Предварительный проект компенсационного озеленения у нас был, но правила изменились, — рассказывает Александра. — Были выпущены два постановления 521 и 520, которые изменили правила игры. Проект пришлось переделать за счет жителей. Появилась балльная оценка экологической оценки зеленых насаждений. Например, липой мелколистной можно заменять многие деревья, но вот липу или яблоню нельзя было заменить туей. В начале июня мы получили порубочный билет и передали его подрядчику».
Всего на Пугачева, согласно порубочному билету, вырубили 33 дерева и 48 метров живой изгороди. Заменить все это, по словам жителей, собирались на очень хорошие и недешевые деревья«. «В конце октября оказалось, что зеленые насаждения в питомниках не зарезервированы, а питомники сейчас фактически пустые, так как город занимается посадками, — сообщила Александра. — Учитывая, что у нас непростой проект компенсационного озеленения, мы остаемся без зеленых насаждений. Их пока, конечно, и сажать-то некуда, но их и нет».
Подтверждает это и подрядчик. По словам главного инженера компании «Инпекс» Юрия Гордейко, с компенсационным озеленением на объекте «большие проблемы». «Растений, которые жители выбрали, в наших питомниках нет. Это питомники Литвы, Польши, и цены там в три раза выше, чем в наших сметах. Достать их очень тяжело из-за обстановки, которая сейчас сложилась между нашими странами. Поставка месяц где-то», — рассказывает Гордейко. Как выкручиваться, он пока не знает. Представитель компании убежден, что этот вопрос должен решать не он, а заказчик.
«Мы сейчас ему составим смету. Если жители готовы будут это оплатить, мы закупим. А если нет, будем ссылаться на обстановку, потому что я же не виноват в том, что случилось», — заявляет он.
Кстати, с озеленением улице Пугачева не повезло и до начала ремонта — весной этого года городские власти решили высадить взамен спиленных ранее деревьев липы не очень хорошего качества. «Деревья были высажены еще в мае этого года, — говорит Александра. — Посадочный материал ужасный, просто никакой. Это высаживал товарищ Аминов, глава наш. Судя по всему, это восстановление рядовой посадки лип. Мы сами не знаем, где они такие деревья взяли».
«С людьми тяжело работать»
Мириться с обстоятельствами жители не собираются. По их словам, только для 11-го дома стоимость благоустройства в зависимости от площади квартир обходится от 40 до 100 тысяч рублей на семью: ремонт идет в том числе за их деньги.
В свою очередь, подрядчик также считает, что у него были объективные причины для переноса сроков. «Во-первых, на одном из домов (это дом № 5-7А) проектом не была предусмотрена ливневка, а без ливневки там построить невозможно, — перечисляет главный инженер Юрий Гордейко. — На 11-м доме, в принципе, никаких проблем не было, но там работал Фонд капитального ремонта (он там строил дренаж), и зайти мы туда не могли. Они до сих пор, кстати, работают, хотя закончить они были должны либо в прошлом году, либо в марте. Еще там сложная жительница живет. Она и им мозг сверлит, и нам работать не дает. Также мы прокол не могли сделать под дорогой, потому что мешало что-то — пришлось открытым способом все делать. Дом № 5-7А до сих пор не предоставил нам проект ливневки. То есть решение собрания жителей есть, а проекта нет. Без ливневки непонятно, куда делать уклон — мы же не знаем, какие решения примет проектировщик, и где будут колодцы стоять. У дома № 9 были отклонения от проекта, связанные с теплотрассой. Заказчик пока нам не подписывает изменения, и мы не можем начать укладывать плитку».
При этом Гордейко не может сказать, что на Пугачева все критично. «Объект не сложный, просто с людьми тяжело работать, — продолжает он. — Это ведь физлица, которые в стройке не понимают ничего. Кроме того, после выезда главы, Елены Ивановны Дятловой, было принято решение полностью поменять концепцию [по мощению]. Эту концепцию нам дали только три недели назад. Мы сейчас тротуаром занимаемся вплотную и, надеюсь, на следующей неделе мы его закончим».
По словам Гордейко, вопрос по срокам окончания ремонта нужно задавать не подрядчику, а заказчику.
«Я физически готов все закончить через две недели, если мне дадут ответы на все письма, которые я заказчику написал», — утверждает Гордейко. Заказчик, руководитель УК «Балтдомсервис» Вячеслав Якубенко, с Гордейко не согласен. По его словам, «работы будут проходить крайне продолжительный период». «Если подрядчик сосредоточит свои силы именно на объекте благоустройства, четко и грамотно поставит задачи персоналу, увеличит его количество с 3 лиц до 15-20, произведет замену на более ответственного прораба, работы можно будет выполнить за 4-5 месяцев. Но это в случае, если погода будет благоприятной», — заключает он.
Жители готовятся к пополнению грязевой анатомической коллекции.
Текст: Иван Марков, фото: Юлия Власова / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter