В традиционном дайджесте прессы продолжаем вспоминать, чем жила область 35 лет назад, перелистывая подшивки «Калининградской правды», «Проспекта Мира» и «Маяка» за 1991 год. На очереди — начало февраля.
Самым широкоосвещаемым событием тех дней стал визит в Калининград председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина, который гостил здесь два дня — 7 и 8 февраля.
В «Калининградской правде» за 9 февраля вышел большой, почти на полторы страницы, репортаж, написанный целым коллективом авторов — Юрием Буйдой, Юрием Кочкуровым, Юрием Шебалкиным и Владимиром Мининым. Оригинальничать с названием маститые авторы не стали. Озаглавили материал просто — «Пребывание Б. Н. Ельцина в области». Но зато текст получился живой. Значительное место в нём занимает общение будущего президента России с работниками завода «Янтарь». Вот один из эпизодов встречи:
«У проходной Бориса Николаевича уже ждали рабочие и служащие предприятия. Поговорить, поделиться мыслями о возникающих что ни день проблемах, да и просто посмотреть на того, чьё имя давно стало символом определенных сил и процессов, захвативших наше общество. Ельцина окружают плотным кольцом заводчане.
— Борис Николаевич, недопоставки замучили! А что дальше будет? Министерство не помогает, там руками разводят
— А вы переходите в Россию, под юрисдикцию республики, — говорит Б. Н. Ельцин.
— Да мы и так в России!
— Я имею в виду именно юрисдикцию России, — продолжает председатель Верховного Совета. — Многие крупные предприятия, например „Уралмаш“, да и оборонные, уже сделали выбор в пользу республиканского подчинения. А мы обеспечим налоговые льготы, возьмем на себя социальную защиту. Налог на прибыль в РСФСР меньше, пенсии выше. Вы берите самостоятельность. У нас министерств не будет, мы от услуг союзных министерств отказываемся».
Журналисты отмечают, что народ встречал Ельцина благожелательно, «охрана едва справлялась с натиском людей». Кто-то поинтересовался: «Вы за Россию в составе Союза?». «Да, — ответил Ельцин, — но обновленного Союза, основанного на новых принципах. Основа такого Союза — республики». «А зачем тогда вообще центр нужен?» — попросили уточнить из толпы. «В Союзе мы крепче, увереннее, — заверил председатель Верховного Совета РСФСР. — Центр нужен. Другое дело — какой. У него должны быть новые функции».

Борис Ельцин во время посещения завода «Янтарь». Автор — В. Лозовой. ГАКО.
Через два дня, 11 февраля, «Калининградка» напечатала речь, которую Ельцин произнес на встрече с народными депутатами, хозяйственным активом и представителями общественных организаций. Выступление получилось длинным, почти на две газетные полосы. В частности, Ельцин сказал: «Создают миф, будто российское руководство ищет конфронтации. Это не так. Когда тянут назад, мы сопротивляемся. Но когда движение вперед, мы готовы идти вперед. Готовы к самому широкому сотрудничеству с центром, с президентом (имеется в виду президент СССР Михаил Горбачев — прим. „Нового Калининграда“), со всеми партиями и движениями».
«Маяк» тоже осветил посещение Ельциным области весьма подробно. Правда, уследить за его передвижением репортеры газеты, в отличие от коллег из «Калининградки», не смогли. Зато придумали более теплый заголовок для публикации — «Улыбка председателя».
«Визит Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина в нашу область не был неожиданным, по всей вероятности, лишь для узкого круга лиц, — говорится в статье. — А может, и они узнали в последний момент, потому никакой предварительной информации и не было? Даже вездесущие фотокорреспонденты калининградских газет не смогли просчитать маршрут поездки и пропустили самые выгодные для съемок моменты. Например, когда Борис Николаевич на Пятом форте случайно встретил молодоженов и, говорят, подарил им цветы. А еще Председатель побывал в рядовом калининградском магазине на проспекте Мира. И, говорят... Впрочем, нас там не было, спасибо, что хоть досталось одно место в зале Дома политпроса (сегодня это здание Заксобрания Калининградской области на Кирова, 17 — прим. „Нового Калининграда“), где была заключающая визит Ельцина встреча с общественностью, депутатами, разного ранга руководителями и т. д.»
В публикации подчеркивается, что местные жители понравились Ельцину: «У нас Председатель заметил более высокий, чем кое-где в других местах, уровень культуры общения, спокойную обстановку, способность людей улыбаться и отсутствие злых глаз. Были и другие комплименты. Борису Николаевичу сказали, что в Калининградской области хорошие дороги, в отличие от других российских уголков. И он, памятуя выражение классика о том, что Россия славится плохими дорогами и дураками, сделал веселое заключение: значит, дураков у вас нет, раз дороги хорошие».
Ну, а жизнь калининградцев шла своим чередом. Думается, заметку под названием «О талонах на февраль» в «Калининградке» многие читали внимательнее и с большим интересом, чем отчет о визите Ельцина.

Борис Ельцин беседует с калининградцами. Автор — В. Лозовой. ГАКО
Радостной, впрочем, информацию о талонах не назовешь. Управление торговли облисполкома сообщало, что устанавливаются следующие месячные нормы отпуска:
Крупа, независимо от вида, — 0,5 кг.
Мука, независимо от сорта, — 0,5 кг.
Сахар — 1 кг.
Винно-водочные изделия на водочные талоны — 2 бутылки.
При этом февральские талоны на вино «в связи недостатком ресурсов» объявлялись недействительными.
Однако наличие талонов и, разумеется, денег, вовсе не давало гарантию на приобретение необходимых товаров. Об этом письмо в редакцию «Калининградской правды» С. Т. Башкатовой. «Пишет вам одинокая вдова, которая, как и остальные, имеет несчастье проживать в поселке Шоссейное, — сообщала она. — И хотя поселок наш вроде бы находится в черте города, числимся мы в Гурьевском районе. Следовательно, и талоны можем отоварить только в райповских магазинах. Совхозный магазин в двух километрах от дома, но там вечная пустота. Городской магазин — через дорогу, однако наши талоны там не берут. Это разве не издевательство над здравым смыслом?»
Пенсионерка Терехова поделилась с читателями старейшей газеты области такими наблюдениями: «Зашла в магазин „1000 мелочей“ (Московский проспект, 165 — прим. „Нового Калининграда“). Стояла очередь. Что будут давать, никто не знал. Потом все-таки „военную тайну“ раскрыли — оказалось, поступили утюги. Вдруг очередь зашумела. Это сказали, что продавать начнут со двора. Пока вышла туда — новая очередь. Заняла. Опять шум, оказывается, продажа уже началась в магазине. Все ринулись туда. Снова пришлось занимать очередь. Не знаю, кому нужна вся эта чехарда. Наверное, „закупочной мафии“, которая, как всегда, оказалась первой».

Прием бандеролей в главпочтамте. Видны сургучные печати. 1979 год; Автор — Е. Чепинога. ГАКО.
Серьезные проблемы зимой 1991 года возникли у тех калининградцев, кто хотел отправить посылку. И дело здесь не в транспорте и не в логистике. Пропал сургуч, с помощью которого запечатывали раньше посылки и бандероли. По просьбе многих читателей журналист «Калининградки» Д. Орский обратился за комментариями к начальнику облуправления связи В. Нечипоренко.
Тот ответил, что подвел Брянский завод-изготовитель. Но теперь дело поправилось. В Брянск направлен «КамАЗ», который привезет шесть-семь тонн сургуча. Этого, как утверждалось в статье «„Пустяковый“ сургуч», хватит месяцев на пять. А дальше — видно будет ...
На улицах областного центра стали бросаться в глаза новые малые архитектурные формы. И радовали они далеко не всех. Об этом реплика Э. Кострюковой в газете «Проспект Мира» под названием «Как грибы после дождя».

Кооперативная палатка в Калининграде. Фото из газеты «Проспект Мира».
В частности, автор обратил внимание на «будочки кооператоров, которые начали появляться в самых неподходящих местах, уродуя своим видом городские улицы». «И хотя бы было подобие единой формы, как, например, у киосков „Союзпечати“, — пишет автор. — Так нет же — кто во что горазд!»
Журналист выяснила, что в городе существует служба, отвечающая за его облик — производственный хозрасчетный отдел по контролю за состоянием благоустройства. Там ей сообщили, что, по идее, на установку палаток требуется разрешение, но многие кооператоры не забивают себе этим голову. Ставят свои «павильоны» там, где заблагорассудится. Вывод: «нужно собраться всем архитекторам города и выработать какую-то единую точку зрения». О том, что делать, если кооператоры проигнорируют мнение архитекторов, в статье речи не идет.
Главный врач областной психиатрической больницы № 1 Давид Полевой тоже, наверное, рассчитывал, что голос профессионала будет услышан. В его статье под названием «Так ли безобидны чудеса», которая была опубликована в «Калининградской правде», психиатр попытался донести мысль, что расплодившиеся во время перестройки разного рода «маги» и «чародеи» могут нанести вред здоровью тех, кто обращается к ним за помощью. Врач отмечал, что люди соответствующим образом настраиваются, верят, и потому у некоторых ощущаются определенные положительные изменения.
«Чем больше аудитория, тем больше процент таких „излечившихся“, — объяснил Полевой. — Но эффект этот — временный, и касается он только функциональных расстройств. Когда же неприятные симптомы возвращаются, у иных „целителей“ готов ответ: мол, мы отвели порчу, сняли сглаз, теперь же надо долечиваться у врачей. Часто — у психотерапевтов. Что ж, стараемся этим людям помочь. И если удаётся, а арсенал наших методов достаточно велик, они на своем опыте убеждаются в преимуществах медицины перед „чудесами“».
Горькая ирония заключалась в том, что газета, где были напечатаны эти строки, тоже «заряжалась» экстрасенсом. Не этот конкретный номер, но тем не менее.
Текст: Кирилл Синьковский, фото: Государственный архив Калининградской области/ «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2026