Для того чтобы построить или купить свое жилье, калининградцу надо быть почти миллионером

Все новости по теме: Недвижимость

"К 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов. Для этого жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным для граждан. А чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства». (Цитата взята с сайта правительства Калининградской области.)

Местные чиновники взяли под козырек и принялись исполнять мероприятия в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье». Старт был дан в июле прошлого года. Однако, несмотря на государственную поддержку, на сегодняшний день этот вопрос заинтересовал только  2315 молодых семей (в общегородской очереди на улучшение жилищных условий стоит более 32 000. Спрашивается: почему эти семьи предпочитают государственной помощи многолетнее стояние в очереди?). Из заинтересовавшихся только четвертая часть (604 молодые семьи) сдала необходимый пакет документов на рассмотрение кредитного комитета. На деньги может рассчитывать только половина из них. На сегодняшний день только 277 семей уже имеют на своем счету реальные средства. Если соотнести эту «скорость» с теми целями, которые поставили себе наши власти – обеспечить субсидиями две тысячи семей только в этом году – получается совсем не отрадный результат.

Итог: квартирный вопрос по-прежнему остается самой острой проблемой для многих калининградских семей.

Доступное гнилье

Галина и Виктор Рекк переехали в Калининградскую область в 2001 году. Виктора, как специалиста с высшим образованием, пригласили работать управляющим агрофирмы в почти развалившемся колхозе в поселке Гусево Правдинского района. Дали большой четырехкомнатный дом. Кажется, живи и радуйся. Но первое знакомство с домом удовльствия  не доставило. Зайдя внутрь, Виктор провалился по пояс - настолько прогнили полы. Окон и дверей нет, печальную картину дополняет разваливающаяся крыша. Но делать было нечего. Дом поднимали с нуля. Выяснилось, что прописаться в нем Рекк  не могут: там уже были прописаны два брата. Места нахождения ни того, ни другого неизвестны, поэтому заручиться их согласием на прописку не представилось возможным. Колхозное начальство предложило: живите в отремонтированном доме, а пропишем в другом. Другой оказался не лучше прежнего: полурастасканные на кирпичи стены и больше ничего. К тому времени в семье родились трое очаровательных дочек, и Виктору пришлось найти более высоко оплачиваемую работу в Калининграде. Когда Рекк снова подняли вопрос с пропиской, им прямо сказали, что коль больше не «колхозные», прописка невозможна. А тут как раз подоспела программа  «Доступное и комфортное жилье  - гражданам России». Семья Галины и Виктора Рекк попадала под все условия, а как многодетным, им можно было рассчитывать на получение приличной субсидии. Так как семья немаленькая, то и жилье должно быть достойным. Это как минимум трехкомнатная квартира или дом.  Но вот проблема: Галина не работает, ухаживает за дочками, самой младшей из которых год и три месяца. Так что семейный бюджет складывается только из зарплаты Виктора - около 30 тыс. рублей в месяц. А это значит, что никакой банк не даст ипотеку многодетной семье с таким достатком.

Трехкомнатная квартира в области стоит от 60 тыс. долларов (в плохом состоянии в самой глубинке) и до 190 тыс. долларов (хорошее состояние + черта города).

- Процентная ставка по ипотечному кредиту, оформленному на 20 лет, составит 11,25 %, - рассказала начальник отдела кредитования частных клиентов сберегательного банка Лариса Александровна  Кулябцева. - Если семья, состоящая из четырех иждивенцев и одного работающего родителя, пожелает оформить ипотечный кредит, мы максимум сможем им предложить 1 млн.230 тыс. рублей (это примерно 47 тыс. долларов).

Получается, что Рекк в лучшем случае могут рассчитывать на плохую однокомнатную, либо очень приличную «гостинку» или «хрущевку». И при этом ежемесячно отчислять банку почти 12 000 рублей.

А чтобы, скажем, стандартной семье из четырех человек, где дети разнополые, купить трехкомнатную квартиру, надо чтобы совокупный доход был не менее 45 тысяч рублей. В данном случае банк учитывает еще и то, что родителям надо не только отстегивать должок, но и на что-то жить еще целый месяц. Не звери все-таки!

Решением межведомственной комиссии по формированию территориальных сметных нормативов в строительстве Калининградской области утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на второй квартал 2007 года. Она составила 18.306 рублей (примерно 704 доллара).

Если 18 кв. м. – федеральный стандарт нормы общей площади жилья для одного человека -  умножить на количество членов семьи  и среднюю рыночную стоимость квадратного метра жилья, получится  1647540 руб. Такую сумму семья Рекк должна выложить, чтобы купить собственное жилье. Но эта средняя рыночная стоимость принимается для определения размера субсидии, на самом деле цены на рынке недвижимости в Калининграде и области выше чуть ли не в два раза. Сможет ли молодая семья с тремя детьми осилить такую сумму? Вот вам и «доступное» жилье.

А где нам взять такие деньги?

Дима и Катя Карагины сыграли свадьбу больше года назад. Поселились в съемной «гостинке» на краю города. В съемной, потому что нет собственной, а на окраине, потому что так дешевле. Квартирка не просто маленькая, она крохотная. Дима сделал ремонт, а Катя пытается навести в каморке уют. Но это чужая квартира, и родной она не станет никогда. И перспектив тоже никаких.

- Я  в следующем году получу высшее образование, а Кате учиться еще четыре года,  - говорит Дима.  – Оба – «платники». Катины родители нам не помощники, а у моих хоть и есть свой домик в Гусевском районе, но помимо меня в семье еще три сестры, одна из них многодетная мама. Я работаю строителем, по мере возможности подрабатываю. Катя трудится на одну ставку в детском садике. Наш ежемесячный доход около двадцати тысяч. Когда получаем деньги, складываем все в кучку и делим – на учебу, за квартиру, вернуть долги, а на оставшееся - жить. Если это можно жизнью назвать.

Молодые люди даже не задумываются об ипотеке по понятным причинам, ни один банк не даст им кредит.  

- Я не знаю, как будет дальше, - говорит Катя. – Доходило до того, что на полторы тысячи рублей мы жили целый месяц... Так что нам не привыкать. Тем более, пока у нас нет детей. Да думаю, с такими условиями и не будет, хотя я очень хочу ребенка.

Недавно Карагины узнали, что им можно встать в очередь на получение жилья. Но…Согласно данным начальника управления учета и распределения жилья Н.И. Яценко, в общегородской очереди на улучшение жилищных условий стоит 19880 семей. Областная очередь больше в несколько раз.

Для Карагиных и многих других жителей Калининграда собственное жилье пока что просто мечта. А для многих – утраченная навсегда.

По мнению специлистов, есть у национального проекта еще одна совсем уж печальная сторона. Он спровоцировал рост цен на рынке недвижимости на все категории жилья. В результате те, которым до самой главной в своей жизни покупки не хватало самого малого, оказались отброшенными на много шагов назад. Под программу кредитования они не попадают, купить на свои кровные уже не могут, смогут ли когда-нибудь – вопрос, на который ответа нет: цены на жилье не стоят на месте. Что получается на выходе? Пожизненное стояние в общей очереди на улучшение жилищных условий. А скоро к ним присоединятся еще и «беглые» соотечественники. Которые, приехав по одной нацпрограмме, через два года вынуждены будут оставить «дармовые» переселенческие метры и купить свое собственное жилье. И все возвратится на круги своя.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Янтарный караван

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.