Высокий старый крест — первое, на что падает глаз при входе на кладбище. Он находится в конце главной дороги погоста. Это памятник солдатам, погибшим в Первой мировой войне. У его основания лежат немногие сохранившиеся надгробия немецких жителей, когда-то похороненных в этой земле. Между плитами лежат потрепанные временем и непогодой искусственные цветы и размокшие сладости — по-видимому, дань памяти селян тем, кто жил в этих местах ранее. Впрочем, эта дань уважения весьма условная, ведь в овраге за крестом лежат огромные кучи мусора, убранного с современных могил.
От главной аллеи в обе стороны идет множество мелких тропинок, ведущих к могилам. Петляя по ним, можно выйти к поселковой кирхе. Но назвать кирхой то, что открывается взгляду, сложно: посреди зарослей кустарника и огромной кучи кладбищенского мусора возвышается небольшая четырехугольная башня, которая разрушается все быстрее: на земле лежит свежеотвалившийся кусок с одного из верхних этажей.
Чем ближе подходишь к этой куче на месте старинной церкви, тем больше чувства отвращения — на месте остатков стен кирхи, которые еще несколько лет назад четко прослеживались между зарослями кустарника, свалены старые венки, кресты, завявшие цветы, множество бытового мусора, остатки продуктов и пустых бутылок, вероятно, принесенных на поминки. Там, где когда-то находился алтарь, лежит перевернутая эмалированная ванночка, неизвестно как оказавшаяся на кладбище.
Еще более ужасное зрелище, по сравнению с которым меркнут даже самые невоображаемые сюрреалистичные сцены современных фильмов, открывается внутри кирхи: на земле разбросаны черепа и кости. В разрытых могилах валяются бутылки из-под водки и других алкогольных напитков и объедки закуски. Но кому-то из посетителей подобного глумления оказалось мало. Видимо, им показалось забавным справить нужду рядом с потревоженными останками. Теперь над посланием к забытым жителям этих мест оживленно роятся мухи.
Представители Православной церкви, в ведении которых сейчас находится кирха, внятных комментариев по поводу разрытых захоронений дать так и не смогли. Но отметили, что по поводу ликвидации свалки обращались к местной администрации. Почему собственник здания перекладывает заботы о нем на плечи властей и бюджета, не совсем понятно. Но чиновники пошли навстречу священникам. Как сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» Николай Карнюшин — глава Добринского сельского поселения, к которому относится поселок Тростники и находящееся в нем кладбище, местная администрация уже занимается уборкой мусора и намерена полностью ликвидировать свалку в ближайшее время.
Конечно кирхи, замки и другие немецкие строения, пришедшие в упадок после войны, разрушаются уже давно. Но за те три года, что памятники культуры находятся в ведении РПЦ, ситуация становится все более удручающей. А ведь три года назад одним из аргументов массовой передачи древних церквей Калининградской епархии было то, что у бюджета нет денег на их содержание. Правда, выяснилось, что денег на поддержание порядка в кирхах нет и у РПЦ. На все вопросы о судьбе памятников пресс-служба епархии дает один ответ: будут проводиться субботники. Но, за редким исключением, сейчас уборкой в стенах древних храмов занимаются либо местные власти, либо сердобольные волонтеры.
Поражает подобное отношение к пусть и католическим и протестантским, но все же церквям. И похороненным в них когда-то людям, чей прах регулярно тревожат «черные копатели». Останки людей, вытащенные из могил, и кости, разбросанные по полям, над которыми люди с особенным чувством юмора не гнушаются надругаться тем или иным образом, являются ярким показателем того, что сейчас происходит на месте древних храмов области.
О кирхе
Кирха в поселке Тростники (нем. Bothenen) была построена и освещена около 1320 года недалеко от замка Каймен (до настоящего времени сохранились лишь остатки стен и подвальных помещений).
Фундамент был сложен из крупных валунов, стены и башня — из кирпича. В начале XVI века нюрнбергские мастера изготовили алтарь для кирхи. В 1708 году поставили новый иконостас и кафедру. Во время служб звонили три колокола, отлитых в 1601, 1669 и 1802 годах.
В 1852 году здание капитально отремонтировали и перекрыли новой остроконечной крышей. Судьба кирхи после войны неизвестна. Судя по характеру повреждений, специалисты предполагают, что здание пострадало во время боев, затем не использовалось и пришло в упадок.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха в Тростниках получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
В 2010 году кирха была передана Калининградской епархии РПЦ.
На данный момент от церкви осталась башня с разрушенной крышей, которая находится в аварийном состоянии. Остатки стен заросли кустарником и травой. В стенах кирхи находится кладбищенская свалка.
О памятнике
Памятный крест жертвам Первой мировой войны был установлен недалеко от кирхи в 1920 годах.
Классический латинский крест, расширяющийся внизу, установлен на основании из гранитных плит. В нижней части креста с двух сторон выбиты эпитафии на немецком языке: «Treue um Treue» (Верным за верность) и «Unseren Helden» (Наши герои).
Под эпитафиями даты «1914–1918». С лицевой стороны изображена солдатская каска, с тыльной — железный крест. Прилегающая территория обнесена парапетом из тесаных камней.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 памятный крест жертвам Первой мировой войны получил статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
На данный момент у памятника также лежат надгробия бывших жителей Тростников (нем. Bothenen) на немецком языке. Слева от креста установлена крестильная чаша из поселковой кирхи.
Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото — Алексей МИЛОВАНОВ
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter