Жителям улицы Трибуца, которым не повезло соседствовать с Преголей, осталось потерпеть совсем немного. Скоро их окна будут выходить не на рассадник асоциальных элементов, а на вполне себе цивильную территорию. По крайней мере, это обещают в мэрии Калининграда: строители уже приступили к работе. Вместе с чиновниками масштаб того, что предстоит сделать, оценила корреспондент «Нового Калининграда.Ru».
Сейчас аборигенов от водной глади отделяет строительный забор. За ним — осенняя грязь, техника, трубы и железные балки. Журналисты, представители горадминистрации и компании-подрядчика, потоптавшись у кучи щебня, дальше идти не решаются: похоже, все ясно и так.
Оказывается, не совсем. «Здесь кажется, что просто кустики убрали», — обижается на вопрос тележурналистки отрекомендовавшийся как «заместитель начальника проекта» Юрий Кожевников. Работы здесь идут уже месяц: помимо того, что подготовлена площадка, под рекой проведены так называемые «дюкеры». Это «проколы» для труб, которые идут от одного берега к другому. Всего сделано два дюкера, в одном будет водопровод, в другом — высоковольтная линия. «Представляете, что тут было бы?», — спрашивает замначальника проекта, показывая на мутные воды. Более традиционный способ прокладки коммуникаций предполагает рытье траншеи на дне реки с помощью огромных машин, что неминуемо отразилось бы на ее и так хилой экосистеме.
Аккурат у того места, где толпятся визитеры, идет процесс диффузии. В реку откуда-то с берега вливаются и постепенно растворяются потоки ядовито-зеленоватого оттенка. Вокруг них выписывают круги утки, мимо гребет ярко одетый байдарочник. На противоположном берегу печально застыли березы, у причала белеет парочка яхт. Однако на стройплощадке сегодня почти тишина, и она в урбанистическую идиллию вполне вписывается.
Юрий Кожевников обещает, что завтра здесь все забурлит. Как раз сейчас на таможне оформляется «вибропогружатель» — финское «ноу-хау», которое будет впервые апробировано на территории России. Принцип работы устройства понятен из его названия. С помощью вибрации оно будет загонять в грунт шпунты — стальные балки, которые цепляются друг за друга, укрепляя берег. Производительность выше, чем у аналогов, в 2–3 раза, а шума гораздо меньше, рекламирует Кожевников. Для того чтобы следить за воздействием вибрации на близлежащие дома, нанята специальная фирма. Местные жители про вибрацию еще ничего не знают, но довольны, что здесь не будет «алкоголиков, бомжей и наркоманов».
Всего на этой стройке будет три таких устройства, работать придется без выходных. «Иначе мы не успеем, сроки сжаты очень сильно», — поясняет собеседник. Успеть с основными работами нужно к концу года, хотя изначально предполагалось, что на все про все потребуется 21 месяц. Но для этого контракт нужно было заключать в январе: как известно, с конкурсом по выбору подрядчика у горвластей сильно не задалось. Первый аукцион прошел в конце декабря и был признан несостоявшимся. Несколько участников тендера обжаловали это решение в УФАС, и конкурсное агентство отменило итоговые протоколы закупки, назначив новые торги. В феврале 2013 года итоги аукциона отменились второй раз — и также из-за жалоб участников торгов. В конкурсные бумаги затесались документы в формате PDF, что и послужило причиной.
К середине марта антимонопольщики провели в конкурсном агентстве Калининградской области 13 внеплановых проверок, связанных с реконструкцией набережной Трибуца. «По нашей информации, в ситуации с ремонтом Трибуца за счет бюджета столкнулись интересы трех финансово-промышленных групп, заинтересованных в тендере, поэтому не исключено, что будут новые жалобы», — говорил тогда корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» источник в правительстве области. Впрочем, в антимонопольной службе это не подтвердили. «Я предполагаю, что конкурс „вкусный“ и, наверное, каждому из участников хочется его взять, вот, пожалуй, так можно объяснить вал жалоб», — заявляла глава регионального УФАС Ольга Боброва.
Среди тех, кто подавал жалобы, было и ОАО «Мосинжстрой», которое в итоге и победило — в августе. Насколько «вкусный» этот контракт, можно судить по его цене — более 521 млн рублей. За эти деньги строителям нужно укрепить берега и благоустроить территорию на протяжении 900 метров — от второго эстакадного моста до Литовского вала. Предполагается, что здесь появятся пешеходные и велосипедные дорожки, скамейки, фонари и причалы для лодок с яхтами, а берег оденется в бетон и гранит. Благоустройство подрядчик обещает начать весной и завершить за 2–3 месяца.
Что касается набережной Карбышева, которая напротив, ее судьба пока довольно туманна. В принципе, работы предусмотрены программой подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018 (как известно, неподалеку должен разместиться новый стадион). Но, по словам председателя комитета архитектуры и строительства Артура Крупина, «вопрос с финансированием не решен».
То же самое можно сказать о второй очереди набережной Трибуца — от второй эстакады до улицы Октябрьской. Если в 2014 году деньги все-таки выделят, будет объявлен новый конкурс. Но главной проблемой для горвластей грозит стать не он, а жесткие сроки нынешних работ. Объекты, строительство которых затягивается на годы — для Калининграда совсем не редкость.