Задолженность калининградцев городу за коммунальные услуги превышает 250 миллионов рублей

Предприниматель Иван Селезнев (здесь и далее имена и фамилии должников изменены) – человек не бедный. Имеет дом, машину, свой бизнес… и долг перед коммунальным предприятием - 50 тысяч рублей…

- Это не единственный и даже не самый крупный неплательщик в поселке Прибрежном, - говорит директор муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Квартал» Александр Ткаченко, - есть у нас должники и «посолиднее».

И Александр Алексеевич на память называет цифры: 110 тысяч рублей, 117 тысяч, 103 тысячи… На этом фоне долги в 7-8 тысяч и даже в 18 тысяч рублей смотрятся как-то даже несерьезно. Но для коммунальной службы поселка с населением в 10 тысяч человек общая задолженность примерно в 7 миллионов рублей кого угодно приведет в уныние.

- Но только не наших должников, - говорит Ткаченко. – С некоторыми из них мы судимся. Вот с предпринимателем, например, с которого начался наш разговор. Сейчас дело в стадии рассмотрения, но я уверен, коммунальная служба его выиграет, как выиграла уже немало судебных процессов. Но толку от этого мало…

Пессимизм главного коммунальщика Прибрежного понять можно. Суд и в самом деле способен разобраться в ситуации и вынести решение, которое обязывает злостного неплательщика погасить задолженность перед муниципальным предприятием. Но затем за дело берется служба судебных приставов, которая, собственно, и должна работать с неплательщиками.

- Но у нас как бывает, - вступает в разговор заместитель директора «Квартала» Александр Попов, – то найти не могут должника, то придут служивые люди к нему домой, и окажется, что он совсем бедный, поскольку давно не работает (по крайней мере – официально), или просто малоимущий.

Собаку съевшие на работе с должниками юристы коммунальных служб, злостных неплательщиков подразделяют на несколько категорий. Первая – так называемые «неблагополучные», в большинстве своем это люди крепко выпивающие, нередко без постоянной работы. С такими - сложнее всего. Именно они – главная головная боль для судебных приставов, которым, в самом деле, трудно взять в уплату долга хоть что-то ценное – все давно пропито. Но другие «богатенькие» - народ вполне благополучный, который свою копейку считать умеет, а вот платить за услуги или забывает, или отказывается.

Есть и третья группа, представители которой не платят «из принципа». С одним таким господином корреспондент «Калининградки» поговорил на пороге его двухкомнатной квартиры. Кстати, довольно ухоженной и опрятной.

- Они мне услуг оказывают на рупь, а требуют платить сто, - горячился Виктор Петров, - за что платить – не пойму.

Долг у моего нового знакомого превысил 6 тысяч рублей, и вернуть его он готов только по суду.

- Такие претензии у нас – не редкость, - говорит Ткаченко. – В словах вашего знакомого лишь доля правды. Когда я год назад пришел в коммунальную службу Прибрежного, на прием записывалось до пятидесяти человек, и все – с жалобами. В кабинете такой гвалт стоял, что слов не разберешь. Поселок и в самом деле запущен – жилой фонд ветхий, не ремонтировали толком в последние годы. Там протечка, там засор, улицы не метены… Но за год многое удалось сделать. Крыши починили почти все. В доме №1, например, по улице Заводской крышу перекрыли, несмотря на то, что за его жильцами долг по коммунальным платежам в 70 тысяч рублей. Сейчас мне не стыдно показаться на улицах Прибрежного – дворники работают на совесть, все убрано, подметено, мусорные контейнеры установлены где надо. И это – при нехватке средств, которых от неплатежей больше не становится. И жалобы на коммунальное обслуживание почти исчезли, потому что избавились от плохих работников – любителей выпить и прогульщиков. А то ведь как было? Слесарь-сантехник, значит, - пьяница. А от пьющего какой толк?.. Это не работник. Теперь у нас – другие люди, и спрос с них соответственный.

Однако поможет ли новое качество работы сократить число должников, коммунальщики Прибрежного не знают. Пока получается не очень. Здесь больше рассчитывают на коллекторское агентство – центр взыскания долгов, который появился в городе сравнительно недавно.

- Мы заключили с агентством договор и его сотрудники помогли нам вернуть почти два миллиона рублей, - говорит Александр Ткаченко. – Пока это самый эффективный способ борьбы со злостными неплательщиками.

Чем же берут сотрудники центра, что знают и умеют такого, чего не знают и не умеют судебные приставы или сами коммунальщики?

- Да ничего особенного, - отвечает директор агентства Игорь Аристархов и, как будто предвидя мой следующий вопрос, поясняет: – Никакого физического давления – боже упаси! Мы работаем в правовом поле. Но скрупулезно и методично. По опыту знаю, что многие неплательщики – народ совсем не вредный. Просто по расхлябанности своей забывают платить, тем более что в нашем государстве за это наказать трудно: у правоохранительных органов и судов есть дела и поважнее. Вот и хитрит народ. Но когда наш сотрудник начинает методично звонить такому должнику по телефону – и домой, и на службу, – тут человек начинает думать, а нужны ли ему такие проблемы?

Конечно, не всегда все гладко проходит, были случаи, когда неплательщика увольняли с работы за его «коммунальные грехи». Работодателя понять можно, зачем ему такой непорядочный сотрудник? Сегодня он не рассчитывается с муниципалитетом, а завтра?..

Но мы, конечно, смотрим, что за человек, с которым приходится работать. Вот в Пионерском был случай (там мы тоже вернули коммунальщикам около 700 тысяч рублей): в семье умерла мать, ребенок остался на руках старенькой бабушки. Понятно, что с деньгами там туго. Мы и не пытаемся взимать долги по квартплате. Но в этой ситуации должны вмешаться органы социальной опеки и поддержать семью. Мы так и объяснили старушке и ее знакомой, которая поддерживает бабушку и внучку.

Неплатежи населения – беда не только таких окраинных районов, как поселок Прибрежный. Больше четырех миллионов рублей задолжали коммунальщикам жильцы домов, которые обслуживает МУП «Управляющая компания ЖЭУ №12», что в Центральном районе Калининграда. И тоже вернуть деньги не могут, хотя и обращаются в суд.

- Мы убедились, что судебное разбирательство – не самый эффективный путь решения проблемы, - считает директор Галина Марчихина. – Нужны какие-то более действенные методы убеждения.

Какими должны быть эти методы, сказать пока никто не готов. Одни считают, что злостных неплательщиков надо выселять. Оно бы ничего, вопрос – куда? Жилья в городе катастрофически не хватает, необходимого в этом случае маневренного фонда практически нет. Да и кто захочет обострять ситуацию? Бомжей плодить – себе дороже. Между тем долги населения по обслуживанию жилья и коммунальным услугам, по данным мэрии областного центра, на 1 января составляли 256 миллионов 874 тысячи рублей. Даже если сотрудники центра взыскания долгов будут работать круглосуточно, им эту проблему все равно не решить.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.