Задолженность калининградцев городу за коммунальные услуги превышает 250 миллионов рублей

Предприниматель Иван Селезнев (здесь и далее имена и фамилии должников изменены) – человек не бедный. Имеет дом, машину, свой бизнес… и долг перед коммунальным предприятием - 50 тысяч рублей…

- Это не единственный и даже не самый крупный неплательщик в поселке Прибрежном, - говорит директор муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Квартал» Александр Ткаченко, - есть у нас должники и «посолиднее».

И Александр Алексеевич на память называет цифры: 110 тысяч рублей, 117 тысяч, 103 тысячи… На этом фоне долги в 7-8 тысяч и даже в 18 тысяч рублей смотрятся как-то даже несерьезно. Но для коммунальной службы поселка с населением в 10 тысяч человек общая задолженность примерно в 7 миллионов рублей кого угодно приведет в уныние.

- Но только не наших должников, - говорит Ткаченко. – С некоторыми из них мы судимся. Вот с предпринимателем, например, с которого начался наш разговор. Сейчас дело в стадии рассмотрения, но я уверен, коммунальная служба его выиграет, как выиграла уже немало судебных процессов. Но толку от этого мало…

Пессимизм главного коммунальщика Прибрежного понять можно. Суд и в самом деле способен разобраться в ситуации и вынести решение, которое обязывает злостного неплательщика погасить задолженность перед муниципальным предприятием. Но затем за дело берется служба судебных приставов, которая, собственно, и должна работать с неплательщиками.

- Но у нас как бывает, - вступает в разговор заместитель директора «Квартала» Александр Попов, – то найти не могут должника, то придут служивые люди к нему домой, и окажется, что он совсем бедный, поскольку давно не работает (по крайней мере – официально), или просто малоимущий.

Собаку съевшие на работе с должниками юристы коммунальных служб, злостных неплательщиков подразделяют на несколько категорий. Первая – так называемые «неблагополучные», в большинстве своем это люди крепко выпивающие, нередко без постоянной работы. С такими - сложнее всего. Именно они – главная головная боль для судебных приставов, которым, в самом деле, трудно взять в уплату долга хоть что-то ценное – все давно пропито. Но другие «богатенькие» - народ вполне благополучный, который свою копейку считать умеет, а вот платить за услуги или забывает, или отказывается.

Есть и третья группа, представители которой не платят «из принципа». С одним таким господином корреспондент «Калининградки» поговорил на пороге его двухкомнатной квартиры. Кстати, довольно ухоженной и опрятной.

- Они мне услуг оказывают на рупь, а требуют платить сто, - горячился Виктор Петров, - за что платить – не пойму.

Долг у моего нового знакомого превысил 6 тысяч рублей, и вернуть его он готов только по суду.

- Такие претензии у нас – не редкость, - говорит Ткаченко. – В словах вашего знакомого лишь доля правды. Когда я год назад пришел в коммунальную службу Прибрежного, на прием записывалось до пятидесяти человек, и все – с жалобами. В кабинете такой гвалт стоял, что слов не разберешь. Поселок и в самом деле запущен – жилой фонд ветхий, не ремонтировали толком в последние годы. Там протечка, там засор, улицы не метены… Но за год многое удалось сделать. Крыши починили почти все. В доме №1, например, по улице Заводской крышу перекрыли, несмотря на то, что за его жильцами долг по коммунальным платежам в 70 тысяч рублей. Сейчас мне не стыдно показаться на улицах Прибрежного – дворники работают на совесть, все убрано, подметено, мусорные контейнеры установлены где надо. И это – при нехватке средств, которых от неплатежей больше не становится. И жалобы на коммунальное обслуживание почти исчезли, потому что избавились от плохих работников – любителей выпить и прогульщиков. А то ведь как было? Слесарь-сантехник, значит, - пьяница. А от пьющего какой толк?.. Это не работник. Теперь у нас – другие люди, и спрос с них соответственный.

Однако поможет ли новое качество работы сократить число должников, коммунальщики Прибрежного не знают. Пока получается не очень. Здесь больше рассчитывают на коллекторское агентство – центр взыскания долгов, который появился в городе сравнительно недавно.

- Мы заключили с агентством договор и его сотрудники помогли нам вернуть почти два миллиона рублей, - говорит Александр Ткаченко. – Пока это самый эффективный способ борьбы со злостными неплательщиками.

Чем же берут сотрудники центра, что знают и умеют такого, чего не знают и не умеют судебные приставы или сами коммунальщики?

- Да ничего особенного, - отвечает директор агентства Игорь Аристархов и, как будто предвидя мой следующий вопрос, поясняет: – Никакого физического давления – боже упаси! Мы работаем в правовом поле. Но скрупулезно и методично. По опыту знаю, что многие неплательщики – народ совсем не вредный. Просто по расхлябанности своей забывают платить, тем более что в нашем государстве за это наказать трудно: у правоохранительных органов и судов есть дела и поважнее. Вот и хитрит народ. Но когда наш сотрудник начинает методично звонить такому должнику по телефону – и домой, и на службу, – тут человек начинает думать, а нужны ли ему такие проблемы?

Конечно, не всегда все гладко проходит, были случаи, когда неплательщика увольняли с работы за его «коммунальные грехи». Работодателя понять можно, зачем ему такой непорядочный сотрудник? Сегодня он не рассчитывается с муниципалитетом, а завтра?..

Но мы, конечно, смотрим, что за человек, с которым приходится работать. Вот в Пионерском был случай (там мы тоже вернули коммунальщикам около 700 тысяч рублей): в семье умерла мать, ребенок остался на руках старенькой бабушки. Понятно, что с деньгами там туго. Мы и не пытаемся взимать долги по квартплате. Но в этой ситуации должны вмешаться органы социальной опеки и поддержать семью. Мы так и объяснили старушке и ее знакомой, которая поддерживает бабушку и внучку.

Неплатежи населения – беда не только таких окраинных районов, как поселок Прибрежный. Больше четырех миллионов рублей задолжали коммунальщикам жильцы домов, которые обслуживает МУП «Управляющая компания ЖЭУ №12», что в Центральном районе Калининграда. И тоже вернуть деньги не могут, хотя и обращаются в суд.

- Мы убедились, что судебное разбирательство – не самый эффективный путь решения проблемы, - считает директор Галина Марчихина. – Нужны какие-то более действенные методы убеждения.

Какими должны быть эти методы, сказать пока никто не готов. Одни считают, что злостных неплательщиков надо выселять. Оно бы ничего, вопрос – куда? Жилья в городе катастрофически не хватает, необходимого в этом случае маневренного фонда практически нет. Да и кто захочет обострять ситуацию? Бомжей плодить – себе дороже. Между тем долги населения по обслуживанию жилья и коммунальным услугам, по данным мэрии областного центра, на 1 января составляли 256 миллионов 874 тысячи рублей. Даже если сотрудники центра взыскания долгов будут работать круглосуточно, им эту проблему все равно не решить.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.