Этим летом на борт самолета можно будет попасть, даже утеряв билет

Все новости по теме: Авиаперевозки
Только стопроцентный флегматик, став клиентом какой-либо российской авиакомпании, не теряет хладнокровия. Большинство людей, согласитесь, нервничают. По нескольку раз проверяют, на месте ли билет и багажная квитанция, которые на сегодняшний день являются документами, удостоверяющими заключение договора между пассажиром и авиакомпанией на перевозку как самого гражданина, так и его вещей.

Итак, с билетом и багажной квитанцией все чин-чинарем. И вскоре вы должны вылететь в Калининград, к примеру, из столичного аэропорта Шереметьево. Ну, или из Домодедово, в данной ситуации без разницы. Мысленно вы уже в Храброво, а потом – и дома. Но нет, не все так просто…

Сон становится явью

Вам не повезло - рейс из-за непогоды откладывается. Между тем близится ночь. Флегматик, пожав плечами, устраивается в свободном кресле. И, несмотря на явные неудобства (жесткое да и узкое сиденье), начинает дремать. Остальные, сгруппировавшись, спешат к справочной. Не получив там нужной информации, они бегают в поисках представителя авиакомпании – с надеждой, что тот решит вопросы с питанием, а может, и с ночевкой.

Тот, как правило, отнекивается:

- Не я же нагнал туман. Разместить вас на ночь в гостинице? У нас нет на это средств. Если начальство даст «добро», то попозже желающим выдадим сухой паек. И потом – вас ведь никто не заставлял покупать билеты на самолеты нашей компании.

Многим калининградцам случалось попадать в подобную передрягу. В том числе и автору этих строк. Однажды в нелетную погоду заснул, помню, кое-как в зале аэропорта в ожидании отложенного с вечера на утро рейса в Калининград. И грезится, что у меня какие-то ухари билет вытащили. На новый же – денег, увы, не хватает, поиздержался в столице. Подхожу с потерянным лицом к окошку справочной. Рассказываю даме в очках о своей беде. А она в ответ – это, мол, не беда, вы же платили за билет? Значит, в компьютере есть о вас данные. Выдадим вам билет, не переживайте. Летите с Богом!

…То был лишь сон оптимиста.

Но все идет к тому, что такой сон уже вскоре, ориентировочно в начале-середине августа, станет явью. Минтрансом еще в январе 2007-го было заявлено, что к концу нынешнего года будут введены новые Федеральные авиационные правила (ФАП), призванные решить «проблему бесправия» клиентов. Однако то ли количество жалоб на российских авиаперевозчиков, действующих в тумане разного рода неурядиц, стало зашкаливать до неприличия, то ли дело у нас в стране идет к выборам (стало быть, надо задобрить электорат заранее), но новые ФАП министр транспорта РФ Игорь Левитин, не дожидаясь конца года, утвердил на днях.

Новые правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также требования к обслуживанию пришли на смену тем, что согласно приказам Министерства гражданской авиации СССР действовали с 1985 года на линиях страны и с 1986-го на международных линиях. С тех пор (и пока еще сейчас) «пассажир, не предъявивший билет, к перевозке не допускается. Утраченные билеты не возобновляются. Дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются».

Таковы и ныне действующие еще советские правила. С ними приходится считаться и флегматикам, и холерикам, и людям иного темперамента.

Теперь – и в России

Теоретически дубликат билета может быть и сейчас оформлен. Но в порядке исключения, по согласованию с перевозчиком. Мне, честно говоря, о таких случаях слышать не приходилось. В новых ФАП в полной мере реализован тезис Варшавской конвенции, международного договора в отношении воздушных перевозок о том, что утрата билета, как и неправильность его оформления, никоим образом не влияют на действительность договора о перевозке пассажира и его багажа.

По новым правилам, если билет объявлен пассажиром утраченным (либо он неправильно оформлен или поврежден – залит пивом или соком, разорван), перевозчик обязан немедленно сделать все, что возможно, для установления факта заключения договора воздушной перевозки бедолаги. Для этого достаточно посмотреть его документы, сверить их с компьютерными данными о продаже билета – и факт установлен. В этом случае перевозчик обязан в соответствии с условиями ранее заключенного договора выдать пассажиру новый билет.

В туманной ситуации, когда рейс откладывается на час, потом еще на два и так далее, разве что флегматики спокойны. У некоторых сдают нервы, порой и до оскорблений и даже рукоприкладства доходит дело. Чтобы люди хотя бы немного успокоились, нужно четко объяснить им причины задержки.

Перевозчика новые правила обязывают предоставлять пассажирам и грузоотправителям полную и достоверную информацию об условиях воздушной перевозки на всех ее этапах. На Западе это – норма. Так, на прошлой неделе миланский аэропорт Линате был вынужден закрыться на несколько часов. Причина весьма курьезная – атака диких зайцев. Животные разбежались по всем взлетно-посадочным полосам и, радостно подпрыгивая, изучали прилегающую территорию. Естественно, ни о каком курсировании самолетов речи идти не могло.

Детям - забава, а взрослым, опаздывающим по делам, и работникам аэропорта - лишний повод для беспокойства. Чтобы справиться с зайцами, пришлось вызвать две сотни специалистов, которые целую ночь отлавливали зверьков и отвозили их в соседние заповедники. В результате пришлось отложить 12 рейсов. Но пассажиры, получив достоверную информацию о том, почему им следует подождать, не роптали. Ведь животные не раз становились причиной аварий и даже крушений самолетов.

К тому же тамошним пассажирам в связи с задержкой рейсов предоставляли предусмотренные на Западе в таких случаях услуги.

Теперь, по новым правилам, и в России в случае задержки рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий или по техническим и другим причинам (а также при изменении маршрута перевозки) авиакомпания обязана организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах целый ряд услуг.

Доплачивать не придётся

Чего же конкретно следует ждать (добавим - и требовать) россиянам, включая часто летающих самолетами в Москву, Питер и другие города калининградцев?

Пассажирам с детьми перевозчик должен предоставить комнату матери и ребенка. При ожидании отправления рейса более двух часов каждый, кому это нужно, вправе сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте за счет авиакомпании. При этом его обязаны обеспечить прохладительными напитками.

Если ждать отправления рейса нужно более четырех часов, то вам должны предоставить горячее питание. И далее каждые шесть часов – в дневное время. И каждые восемь часов – в ночное. Трудно сказать, как с этим справятся, к примеру, в Храброво, где ночью жизнь практически замирает. Но правила есть правила.

Вам сообщили, что ваш самолет отправится не утром, как планировалось, а поздно вечером? Тогда перевозчик обязан разместить вас в гостинице. То же самое он должен сделать, если в ночное время вам надо ждать свой рейс более шести часов.

Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, а также организация хранения багажа и все вышеперечисленные услуги по новым правилам предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Причем независимо от причин задержки или отмены рейса. Туман, атака зайцев или перелетных птиц, пилоты-флегматики опаздывают, стюардессы холерического темперамента впали в истерику из-за любовных переживаний либо всего-навсего салон не удается вовремя привести в порядок – неважно.

Перевозчик обязан обогреть, напоить, накормить пассажира, но никак не обобрать при этом. Какие-либо дополнительные денежные сборы в подобных случаях запрещены. Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Лощенов, занимавшийся подготовкой новых ФАП, на днях пообещал нарушителям суровое возмездие – вплоть до ограничений на выполнение полетов.

Все эти услуги, что немаловажно, будут предоставляться пассажирам не только регулярных, но и чартерных рейсов. В том числе купившим турпутевку и следующим на отдых.

Документ, подписанный министром Левитиным, уже направлен на регистрацию в Минюст России. Предполагается, что на эту процедуру уйдет около месяца. Следовательно, вступления в силу новых правил воздушных перевозок надо ожидать в августе. Бо-о-ольшой вопрос, конечно, как они будут исполняться. Но знать их надо. ФАП-2007 уже на подходе. Это факт.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.