Целый парк автобусов-"нелегалов" уехал в Россию

Как рассказал старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры области Александр Соловьев, преступная группа работала под руководством Сергея Шмелева*. С 2004 по 2005 г. Сергей купил в Германии 75 пассажирских автобусов, растаможил их на Калининградскую область и по поддельным документам продал их гражданам России.

Разница в цене

Автомобильным бизнесом компания занялась в июне 2004 г., когда в Калининграде еще действовала льготная растаможка. Ее особенностью было то, что транспортные средства, растаможенные на область, ввозиться на территорию России не могли, а разница в стоимости областной и российской растаможки этих автобусов была очень существенной - 2-5 тыс. руб. и 1,5 млн руб. соответственно. Естественно, такие огромные таможенные сборы повышали себестоимость автобусов и создавали проблемы с их реализацией.
Была придумана схема, чтобы не платить в казну государства миллионные таможенные сборы. Шмелев покупал в Германии автобус в среднем за 30 тыс. евро. Его ввозили в Калининград и растамаживали на область, уплатив за это примерно 200 евро. Затем Шмелев заполнял грузовую таможенную декларацию (ГТД), где стояло таможенное ограничение: ввоз на территорию РФ разрешен только при условии уплаты таможенной пошлины. Вместе с декларацией в таможне оформлялся паспорт транспортного средства (ПТС), в который вносилась аналогичная запись. Эти два документа выдавались собственнику. Получив ГТД и ПТС, Шмелев изготавливал аналогичную декларацию, заполнив такой же бланк. Но вместо записи о таможенных ограничениях в этой декларации он указывал режим оформления на Россию. На бланк ставил поддельные печати и штампы таможни. В ПТС отметку о таможенном ограничении мошенники сводили специальным составом и делали запись о том, что таможенные ограничения не установлены.

«Натуральная» запись

«Предприниматели» искали алкоголиков с местной пропиской, платили им $100 за «прокат» паспорта, на который оформляли справку-счет.
После этого они сдавали поддельные документы в одно из регистрационных подразделений ГИБДД области - автобус нужно было зарегистрировать и снять с регистрационного учета. Но вместо ПТС Шмелев отдавал сотрудникам ГАИ его копию: объяснял, что настоящий документ потерял и просил выдать новый. Естественно, в новом ПТС следов исправления не было, зато запись об отсутствии таможенных ограничений была уже «натуральной».
В результате всех махинаций у Шмелева оставались автобус, транзитные регистрационные номера и новенький, без исправлений, паспорт технического средства с записью - для ввоза в Россию. Автобус был легализован.

Миллионная недоплата

Участники аферы продавали автобусы покупателям из разных городов России и зарабатывали на этом огромные деньги - как за российский товар. Получалось, что купленный примерно за 30 тыс. евро автобус продавался с учетом якобы уплаченных таможенных платежей, которые порой превышали стоимость самого автобуса. На самом же деле затраты на растаможку были ничтожно малы.
- Я подсчитал, что в среднем суммы таможенных платежей с каждого автобуса для мошенников составляли примерно 1800000 руб. (50 тыс. евро) - говорит Александр Соловьев. - То есть за 75 автобусов они получили около 135 млн руб., скрыв их от государства.
По словам следователя, на данный момент одному из участников автобусной аферы уже предъявлено обвинение в уклонении от уплаты таможенных платежей, в ближайшее время это ждет и остальных.

* Фамилия и имя подозреваемого изменены.
Источник: Страна Калининград

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.