В жизни таможенных чиновников грядут радикальные изменения

Растерянность и уныние вкупе с чемоданным настроением царят сейчас в офисе Багратионовской таможни и комплексе административных зданий на Гвардейском проспекте, где располагается силовая структура со странным названием «Калининградский регион Северо-Западного таможенного управления», или КР СЗТУ. Что же так расстроило и одновременно взбудоражило таможенных чиновников? Известие о грядущих радикальных переменах в их жизни.

Свалилось оно на головы в виде фотокопии служебной записки, на днях направленной начальником Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Игорем Власенко руководителю Федеральной таможенной службы Андрею Бельяминову. О том, как кардинально перекроить таможенную карту нашего региона в «структурных» и «политических» целях. Собственно, наиболее глобальных идей на сей счет две. Одна касается второй по величине таможни нашей области – Багратионовской. Ее предлагается за ненадобностью ликвидировать, передав Багратионовский и Мамоновский посты в ведение Калининградской таможни, а Гусевский и Железнодорожный – Неманской.

Другое слабое звено – КР СЗТУ. С этой лишней «дочкой», оказывается, нужно тоже расстаться. А ее контрольные функции вкупе с частью штата – передать в город на Неве. «Штатную численность подлежащих ликвидации таможенных органов в количестве 780 единиц предлагается перераспределить следующим образом: в СЗТУ – 30 ед., в Неманскую таможню – 100 ед., в Калининградскую – 439, в правоохранительные подразделения таможен региона – 11 ед.», – таков предлагаемый расклад.

Автор реорганизационного сценария отводит в нем место и остатку из двух сотен «единиц». Ими, оказывается, можно будет со временем укрепить Выборгскую и Балтийскую таможни.

Но, во-первых, в Выборге, а тем более в Северной Пальмире своих претендентов на не рядовые таможенные должности – пруд пруди. Во-вторых, того, кто за годы таможенного труда успел обрасти здесь многочисленной клиентурой, связями и недвижимостью, вряд ли прельстит перспектива начинать все с нуля где-нибудь на кордоне с Эстонией.

Однако «черную таможенную кость» предлагаемые пертурбации, думается, почти не заденут. Рядовых оформителей разве что заставят поменять служебные «корочки». Другое дело – три с половиной сотни «белых воротничков» из Багратитоновска и областного центра. Воплотись структурная реформа в жизнь, им придется не сладко, ведь руководящих кресел в двух остающихся таможнях на всех сокращенных явно не хватит.

Впрочем, те таможенные чиновники, которые сейчас бьют во все тревожные колокола, о «частном» предпочитают не вспоминать. Их основные аргументы против проекта реорганизации таковы. Негоже-де ломать добротный таможенный механизм нашей особой зоны без согласования с теми, кто ею «рулит», и учета интересов региона. Закреплять за неманцами посты на западной границе области – все равно что заставлять их спать на потолке. Лишись же наши таможни нынешнего «координационного» пригляда, они тут же разбредутся кто в лес, кто по дрова на горе областной экономики.

Объективности ради следует заметить: в местных таможенных кругах есть и альтернативный взгляд на возможное развитие событий. «Еще в 2000 году, когда на развалинах таможенного управления появилось то, что сначала назвали Территориально-обособленной частью СЗТУ, а потом переименовали в КР СЗТУ, многим стало ясно, что от этой конторы по рассылке приходящих из Москвы и Санкт-Петербурга распоряжений пользы нет и не будет. И хорошо, что это поняли наверху, – на условиях анонимности озвучил «коллективное» мнение один из высокопоставленных офицеров Калининградской таможни. – Имеется резон и в том, что расформируют Багратионовскую таможню. Ведь, согласитесь, смешно держать две сотни управленцев там, где грузовых деклараций ежемесячно – кот наплакал».

С моим собеседником солидарен эксперт Госдумы по таможенно-тарифному регулированию и международному таможенному праву Алексей Зернов. «Предлагаемый вариант реорганизации вполне логичен и соответствует духу Всемирной торговой организации, а от ухода в небытие КР СЗТУ и Багратионовской таможни никакого ущерба областному бизнесу не будет», – убежден он.

«Ни одно оргштатное мероприятие в таможне не прошло безболезненно для участников внешнеэкономической деятельности. И на этот раз без потрясений не обойдется, – оппонирует Зернову бывший заместитель начальника Калининградского таможенного управления, ныне адвокат Алексей Парамонов. – К тому же, если по поводу КР СЗТУ возражений нет, то идея насчет укрупнения Неманской таможни кажется по меньшей мере неразумной и даже опасной.

Представьте себе, каково придется предпринимателям, когда их из Гусева и Железнодорожного начнут по любому поводу футболить в Советск. Вообще нет смысла в том, чтобы на одной периферийной таможне ставить крест, а другую сохранять. Куда логичнее было бы, скажем, оставить в регионе только одну таможню – Калининградскую».

Ну а в курсе ли планируемых масштабных перемен должностные лица регионального правительства, отвечающие за бесперебойное функционирование «зоновской» экономики? По словам заместителя министра экономики Олега Здановского, да. «Правда, о предстоящей таможенной реорганизации мы узнали лишь в минувшую пятницу, – подчеркнул Олег Викторович. – Об этом рассказал руководитель КР СЗТУ Владимир Кулешов на совещании под председательством заместителя федерального министра финансов Сергея Шаталова, посвященном функционированию закона о нашей Особой экономической зоне».

Возможностью поделиться своей оценкой ситуации Здановский дипломатично не воспользовался. Лишь заметил, что идея расформирования Багратиновской таможни отторжения не вызывает в отличие от предложения упразднить «координирующий орган, коим является КР СЗТУ». Оно, мол, «требует внимательного рассмотрения и изучения»

P. S. Осведомленные источники в КР СЗТУ уверяют, что записка Игоря Власенко, оформленная в виде соответствующего документа, уже лежит на столе руководителя ФТС Андрея Бельяминова. И что он якобы подпишет этот документ со дня на день.

А вы, друзья...

В советское время на территории области существовали две таможни –Калининградская и Железнодорожная. В 1991 году к ним присоединились Багратиновская, Черняховская, Неманская и Мамоновская. В 1993 году было образовано Калининградское таможенное управление (КТУ). В 2000 году Железнодорожную, Черняховскую и Мамоновскую таможни «сузили» до размеров постов, а КТУ и вовсе сократили. Все эти трансформации объяснялись благой целью – упростить порядок оформления грузов и соответственно почистить порядком запылившийся имидж таможенной службы. Только вот незадача: с каждым разом процедура таможенной очистки товаров становилась более замороченной и долгой, а размер ее нелегального финансового ускорителя – более внушительным…
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.