Почему не все российские ребята хотят служить в армии?

«Служба в армии – почетная обязанность и долг каждого гражданина СССР». Этот патетический лозунг мало вдохновлял молодых людей призывного возраста даже в самые бодрые советские времена, однако и сегодняшнего чуть ли не поголовного отторжения не вызывал. Надо – значит, надо, тем более неслуживший - понимай больной, ущербный. А с таким и девушка гулять не пойдет, и на работу, по-настоящему мужскую, его не возьмут.

В армию провожали с песнями и плясками. С морем водки, с поцелуями и слезами расставания, с большими надеждами на послеармейскую перспективу и ожиданием скорой, через два года всего, радостной встречи. Армия, говорили, тяжелая и неблагодарная школа, но пройти ее должен каждый уважающий себя мужчина.

Это все было. Нынче «откосить» от армии – почти что геройство. Всеми правдами и неправдами призывники стараются увильнуть от службы, а их родители финансовыми и иными возможностями - поддержать своих чад в этом стремлении. Одинокие матери, черпающие сведения о воинской службе из сенсационных сообщений о неуставных отношениях и слезных писем обиженных сыночков, объединяются в союзы и атакуют воинских начальников петициями и протестами. Слабовольные отцы, подзабыв о своем армейском опыте, бегают по бывшим сослуживцам-сокурсникам, чтобы обезопасить своих великовозрастных чад от сержантского и офицерского беспредела, якобы обуявшего современные Вооруженные силы. Сегодня в эту неравную борьбу отдельных граждан России с некогда могущественными ВС включились и многочисленные коммерческие структуры.

В паутине беспредела

Интернет, всемирную паутину, буквально заполонили заманчивые предложения, обращенные к призывникам и их родителям: «Как «откосить» от армии?», «Нужна отсрочка?», «10 законных способов, чтобы не пойти служить». Это только малая часть кричащих заголовков, за которыми следуют пояснения: что, как и в какой последовательности делать, чтобы, по сути, обмануть призывную комиссию и с высокой колокольни начхать на «гражданский долг» и «почетную обязанность».

Доброхоты, наставляющие молодежь, сразу оговариваются, что легче всего – заплатить деньги. Если они, конечно, есть. В противном случае - пространные рекомендации, в основном связанные со здоровьем. Приводится длинный перечень заболеваний, с которыми в армию не берут. Призывника поучают, что надо заблаговременно выдумать себе болезнь, неоднократно обратиться по этому поводу к участковому врачу. Видно, что пишут подобные рекомендации специалисты, хорошо знающие механизм развития тех или иных заболеваний, поскольку сценарии действий призывника разработаны довольно толково.

Скажем, легкое сотрясение мозга, которое, оказывается, может оказать сильное влияние на решение призывной комиссии. Особенно если у призывника несколько таких сотрясений за последние 2-3 года. Дальше описываются симптомы сотрясения, особо упирая на то, что все эти мнимые случаи должны быть зафиксированы в медицинской карте. С такой «медицинской историей», заверяют советчики, можно смело идти в военкомат и гарантированно получить по крайней мере отсрочку.

Чаще всего интернетовские сайты завлекают парочкой примитивных примеров, а дальше – за деньги. Расценки, надо сказать, хоть и в долларах, но щадящие.

Основательнее работают различные псевдоюридические конторы, которые дают чуть ли не стопроцентную гарантию. Их реклама на стеклах в калининградских городских автобусах с теми же кричащими призывами про «откос» вызвала возмущение наших военкоматовских чинов. После того, кажется, ее убрали. Но фирма, думаю, живет и процветает, на отсутствие клиентов наверняка не жалуется.

Жизнь и кошелек

Понятно, что вся «околоармейская» бизнес-инфраструктура кровно заинтересована в нагнетании обстановки вокруг Вооруженных сил. Отсюда смакование отдельных случаев неуставных отношений, раздувание до масштабов вселенской катастрофы фактов травматизма или даже гибели военнослужащих. Запуганных призывников, а еще более – их родителей буквально тянут за карманы, понуждая отдать последние кровные. Увы, занимаются этим не только ушлые «бизнесмены» под вывеской юридических и консультационных контор, но и сами работники военкоматов и высокопоставленные офицеры ВС.

Так, по сообщениям пресс-службы военной прокуратуры БФ, в марте нынешнего года было возбуждено уголовное дело в отношении ряда сотрудников военного комиссариата Балтийского района Калининграда. В январе 2006 года подполковник Б., желая оказать услугу своему знакомому, дал указание майору С. оформить подложный военный билет юноше, реально не проходившему воинскую службу. Майор так и поступил. Изготовив фиктивный документ, С. передал его Б., а тот в свою очередь вручил сыну своего приятеля.

Гарнизонный военный суд признал майора С. виновным в совершении преступления, предусмотренного УК РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей. В ходе расследования уголовного дела в отношении подполковника Б. была выявлена его причастность к совершению еще одного преступления, и по совокупности он приговорен к штрафу в размере 20 тысяч рублей.

Хитроумные деяния «оборотней в погонах», как метко окрестила пресса подобных, позорящих свое высокое звание офицера, для конкретных лиц закончились судом, они понесли заслуженное наказание. Но мы-то знаем, что взятки в военкоматах, к сожалению, отнюдь не единичны. По крайней мере у обывателя сложилось вполне определенное убеждение, что за деньги «откосить» от армии, что называется, не проблема.

Понравилась байка, в правдоподобие которой очень даже верится. Некий молодой человек не хотел идти в армию. Нашел «нужных» людей, которые дали четкие инструкции: ровно в двенадцать ночи прийти к памятнику 1200 воинам-гвардейцам в Калининграде и там передать три тысячи долларов. Парень пришел, ждет. Видит, с дерева спускается мужчина, в армейской накидке без погон.

- Принес?

- Да.

- Давай.

Отдал. Через некоторое время вызывают на комиссию в военкомат.

- Так я же деньги отдал! - возмущается призывник.

- Кому? - члены комиссии насторожились, готовясь разоблачить очередного «оборотня».

- Да не знаю я его, - растерянно лепечет призывник. И рассказывает полуночную историю про дерево у Вечного огня и про мужчину в армейской накидке.

Комиссия посовещалась и решила: ну куда такому «идиоту» в армию? Он, случись что, своих же перестреляет. В общем, парень от армии благополучно «откосил». Теперь ходит и всем рассказывает, как всего за три тысячи долларов сохранил свою драгоценную жизнь, которая-де неизбежно оборвалась бы на военной службе.

Через две зимы

По большому счету армия должна быть профессиональной. Помните: «Есть такая профессия – Родину защищать»? Именно профессия, а не «добровольная обязанность», которой охватывают всех мало-мальски пригодных. Увы, даже этих «пригодных» становится год от году меньше.

Калининградские медики провели осмотр будущих призывников 15-16 лет. У трети ребят выявлен множественный кариес, не все ладно с пищеварением, зрением, состоянием пазух носа… На диспансерный учет поставлено 38 процентов ребят из четырех с половиной тысяч осмотренных. Третью группу здоровья, которая требует серьезного лечения, получили почти 800 юношей (18 процентов). Вызывают тревогу негативные тенденции состояния здоровья потенциальных будущих солдат. По сравнению с прошлым годом, когда проводился аналогичный медосмотр, заболеваемость, скажем, органов пищеварения выросла в четыре раза.

Хуже того, с возрастом процент пригодных к нелегкой армейской службе еще снижается. Если в 15-16 лет солдатскую форму готовы по состоянию здоровья надеть 85 процентов ребят, то к восемнадцати, моменту призыва, уже только 68 процентов. Кто у нас будет служить и что это будет за армия? Кстати, военные госпитали Балтфлота всегда переполнены, а по идее – заниматься должны исключительно профилактикой и редкими случаями армейского травматизма. Но там лежат солдаты и офицеры с обычными «гражданскими» болезнями, которым в армии, по сути, не место.

Мне довелось служить не в каком-нибудь раздолбанном стройбате, а в почти элитной, дисциплинированной части Центральной группы войск в Чехословакии. Так сказать, на передовых рубежах нашей Родины. И что? За два года я стрелял из автомата три раза, выпустил в общей сложности не более двух десятков патронов. На физическое здоровье Бог, увы, не расщедрился, и солдат из меня получился так себе. Думаю, настоящий профессионал, типа картинного американского Рембо, без труда уложил бы десятка два таких горе-вояк, как я.

По идее, профессиональная армия решает разом все проблемы. И здоровья, и «дедовщины», и бытовой обустроенности… А учитывая уровень сегодняшней военной техники, современные требования к военнослужащим, вообще смешно говорить, что за два, а тем более за год можно «сделать» полноценного солдата. Но… пока есть что есть. А сокращение срока службы до года, как ни странно, вызвало новые нападки со стороны комитетов солдатских матерей и разного рода правозащитников. Они пугают сограждан новым всплеском неуставных отношений, которые якобы неизбежны на переходном периоде. Старослужащие-«двухлетки», дескать, будут срывать свою злость на молодых счастливчиках-«однолетках». Наверное, основания для опасений имеются, но разве не зависит сие целиком и полностью от добросовестности командиров и ответственности конкретных людей?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.