Официально опубликован Закон об изменениях в КоАП

Все новости по теме: Война на дорогах
Этот нормативный акт существенно затрагивает интересы третьей части населения нашего региона. Речь идет о той самой трети, которая, если верить статистике, перемещается в пространстве на собственных колесах. Но какие именно «камни» благодаря обновленному продукту госдумовского производства, который его авторы из «ЕР» поспешили окрестить компромиссным, могут появиться на наших дорогах? На сей счет обозреватель «Калининградской правды» Андрей Горбунов пообщался с человеком не только компетентным, но и принимавшим непосредственное участие в оттачивании этих самых «камней», – независимым федеральным парламентарием лидером Движения автомобилистов России Виктором ПОХМЕЛКИНЫМ.

- Виктор Валерьевич, что в нынешнем варианте Кодекса порадует порядочного автомобилиста?

- Прежде всего то, что благодаря поправкам ко второму чтению, внесенным представителями автомобильного сообщества (в том числе – мною), была снижена коррупционная составляющая закона и вместе с тем расширены права граждан. Точнее, предусмотрены дополнительные гарантии этих прав в отношениях с сотрудниками ГАИ. Если же говорить конкретно, то, во-первых, нам удалось сократить перечень правонарушений, ведущих к лишению права управления транспортным средством,с 20 до 12 позиций. Скажем, если в первом чтении предлагалось лишать прав за превышение скорости более чем на 40 километров и за любой выезд на встречную полосу, то теперь скоростная планка находится на отметке 60 километров. А за выезд на «встречку» или трамвайные пути встречного направления с целью разворота или поворота налево положен штраф. Подчеркиваю, только выезд с целью движения навстречу потоку машин может квалифироваться как грубое нарушение и наказываться лишением прав.

Во-вторых, удалось убрать из текста закона внесенный с подачи Госавтоинспекции пункт о том, что водитель может платить штраф непосредственно инспектору на дороге. А также – пункт, по которому тот, кто гасит штраф через банк, был обязан отнести в ГАИ копию квитанции.

Другое существенное, на мой взгляд, завоевание в сфере штрафных отношений – то, что с трехсот до ста рублей снижен минимальный размер штрафа. Плюс то, что отменена долгая и муторная процедура оформления протокола на автомобилиста, сразу же согласного с вмененным ему правонарушением. Теперь вместо протоколов, во избежание которых люди часто готовы были давать взятки гаишникам, нужно выписывать квитанции на штраф. А это – дело двух-трех минут.

В-третьих, мы добились того, что в законе появилась норма, согласно которой за процедуру принудительной эвакуации машины и первые сутки ее хранения на штрафстоянке автовладельцу платить не придется. Как мне кажется, это серьезно осложнит жизнь тем, кто делал большие деньги на неправомерном задержании транспортных средств.

Наконец, удалось освободить от административной ответственности собственников машин, доказывающих, что в момент инкриминируемых им нарушений правил дорожного движения они не находились за рулем...

- А в чем же тогда минусы закона?

- В том, что не удалось в полной мере добиться равенства всех граждан, без чего, как вы понимаете, ни один жесткий закон действовать не может. В лучшем случае он будет работать избирательно. А от такой ситуации обществу, согласитесь, мало пользы.

Кстати, для того чтобы обеспечить равенство, я, в частности, предлагал отказаться от всех спецсигналов на машинах номенклатуры. Однако эта инициатива не была поддержана думским большинством. Тем самым водителей вновь разделили на «белых» и «черных», на неприкасаемых и тех, кого можно подвергать даже неправомерным наказаниям. Правда, в ходе борьбы нам удалось сократить количество мигалок с семи тысяч до одной и отменить так называемые спецномера с флагами, но это – полдела.

Также не смогли мы добиться ограничения процессуальных полномочий сотрудников ГАИ. Наоборот, они даже расширились. Например, инспекторам теперь предоставляется право немедицинского освидетельствования водителей с помощью пресловутых трубок контроля трезвости. Конечно, человеку не возбраняется, отказавшись дуть в трубку, потребовать врачебного осмотра. Но, во-первых, далеко не все люди будут знать о такой возможности. Во-вторых, сотрудники ГАИ, безусловно, начнут злоупотреблять своими полномочиями, а отказ от «трубочной» процедуры будет трактоваться стражами порядка как нежелание освидетельствоваться вообще и соответственно приводить к лишению права управления транспортным средством.

Не удалось «пробить» пункт об усилении ответственности водителей маршрутных транспортных средств. Прежде всего – пассажирских автобусов. Здесь почему-то резко против выступило руководство ГАИ...

Несомненно, на руку Госавтоинспекции и дружественным ей коммерческим структурам поправка, отменяющая все те ограничения, которые касались проведения техосмотра. По сути, она опять легализует инструментальный контроль, диагностические карты, экологические талоны и повторный техосмотр. В противовес всему этому нам удалось лишь зафиксировать, что процедуру техосмотра необходимо прописать в отдельном федеральном законе. Но когда еще тот появится.

- Так можно ли назвать измененный КоАП компромиссным?

- На мой взгляд, нет. В целом закон, к сожалению, остался репрессивным и расширяющим полномочия ГАИ в отношениях с водителями. А это значит, что взяткоемкость его сохранилась и даже грозит увеличиться в связи с тем, что серьезно выросли размеры штрафов. И хотя отчасти их увеличение обоснованно (необходимо жестко наказывать и за выезд на красный свет, и за езду по тротуарам, и за непристегнутый ремень безопасности), проблема в том, что штрафная дубина вновь попадает в руки людей, что греха таить, недостаточно профессионально подготовленных и склонных к самоуправству. Чтобы не допустить этого, мы предлагали параллельно с работой над поправками КоАП начать реформу Госавтоинспекции в рамках эффективной политики по противодействию ДТП. Однако данное предложение тоже не прошло. Поэтому боюсь, что результатом нынешних законотворческих усилий Госдумы станет не снижение показателей аварийности и смертности на дорогах (декларировалось, что именно эта цель – в основе модернизации Кодекса), а еще больший произвол сотрудников ГАИ по отношению к простым водителям наряду с прежним потаканием богатым и сановным автомобилистам. Впрочем, в этом есть и свой позитив. Теперь все доводы о том, что у нас, мол, мягкое законодательство, работать не будут – гайки-то закручены до предела.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.