Оправданно ли позволять ЖЭУ самим устанавливать тарифы на жилищные услуги?

«Хотите стать нашей управляющей компанией? Тогда расскажите, как будете работать. Если так же, как сейчас, то это – из рук вон плохо! – сверлила строгим взглядом представителя ЖЭУ моя соседка Валентина Михайловна под одобрительные «ага» домовой общественности. – Мы ведь вынуждены и подъезды с лестницами мыть, и лампочки там вкручивать. А вы разве что территорию подметаете. Да и то – изредка».

Но пришедший нас агитировать «белый воротничок» лишь разводил руками – мол, за скромные 7 рублей 37 копеек с квадратного метра и уборочная малость – едва ли не чрезмерное благо. «Тем не менее мы – свои. Можно сказать, родные. Мы с вашими деньгами не скроемся, а коммерсанты запросто могут это сделать», – упрямо гнул свою линию муниципал. Однако жильцов перспектива опять платить только лишь за «родство» не устроила. В итоге встреча завершилась ничем...

Почему переговорщик даже не попытался нас уговорить? Ответ на этот вопрос обозначился на днях, когда на дверях подъездов были расклеены листки со строгим предупреждением из нашего ЖЭУ. «Сообщаем, что заканчивается срок заключения договоров на управление и техническое обслуживание жилых помещений. Если две трети собственников квартир в ближайшее время не заключат с нами договоры, то в соответствии с постановлением мэра ваш дом будет передан в конкурсную комиссию по отбору управляющих организаций», – значилось там.

Чтобы наше здание не женили «за глаза» на нелюбимой муниципальной невесте, мы в спешном порядке стали искать ей альтернативу. Оказалось, что в районе функционирует единственная коммерческая управкомпания. Но вот незадача. Она, как выяснилось, отдает свою «руку и сердце» исключительно элитным молоденьким домам, возраст которых не превышает десяти лет. А нашей шестиэтажке стукнуло одиннадцать. Да и построили ее в свое время по заказу районной администрации. Иными словами - тяп-ляп. В общем, получили мы от коммерсантов от ворот поворот. Это означает, что после конкурсных формальностей быть нам по-прежнему в объятиях «родного» ЖЭУ. Только жертвовать на это сомнительное удовольствие, судя по всему, придется отнюдь не нынешние семь рублей с копейками за каждый «квадрат», а сумму куда более внушительную. Такую, которую скалькулируют сами труженики уборочных и сантехнических услуг в зависимости от своих аппетитов.

«Ну, это вряд ли, – скептически усмехнется иной въедливый читатель. – У нас-то жилищный тариф, слава Богу, не коммунальщиками утверждается, а непосредственно градоначальником». «Мэрия хотела было переложить тарифное бремя на плечи руководителей ЖЭУ. Но областная прокуратура эту инициативу отвергла», – добавит другой. Оба они будут правы. Действительно, в мае этого года муниципалитет по-тихому выпустил постановление № 1166 о путях формирования коммунальных тарифов. Данный документ, по сути, наделял директоров муниципальных ЖЭУ тарифным суверенитетом. Ведь он предписывал им самостоятельно рассчитывать и внедрять цену на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах сразу после подписания договоров с их собственниками. Нетрудно предположить, к каким негативным социальным последствиям способна привести такая независимость при почти полном отсутствии конкуренции на местном рынке коммунальных услуг.

Посвященная нормативной инициативе статья в «Калининградке» наделала шума. Однако из официальных лиц на нее отреагировал лишь заместитель председателя областной федерации профсоюзов Виктор Захарчиц. Он обратился в облпрокуратуру с заявлением о незаконности пункта о передаче тарифных функций. В результате прокурор области Алексей Самсонов сомнительное постановление опротестовал. Суть претензий прокурора: мэрия не вправе передавать кому-либо свои полномочия по разработке и утверждению цен и тарифов на услуги муниципальных организаций. Этот протест, как сообщили из мэрии, якобы был полностью удовлетворен.

Тем не менее мы запросили копию нового «удовлетворительного» постановления за номером 1632. Уже по тому, с каким недовольством была встречена эта просьба, стало ясно: с работой над ошибками у городских управленцев что-то не так. Что именно, стало понятно после прочтения бумаги. От предшественницы та отличалась разве что иным порядком слов.

Но, может быть, нам оказалась не под силу правильно «переварить» ядреный чиновничий язык? Чтобы избавиться от сомнений, а заодно заглянуть в счастливое коммунальное завтра, мы собрали за «круглым столом» компетентных людей – заместителя начальника комитета ЖКХ мэрии, автора обоих документов Юрия Кондратьева, депутатов горсовета Евгения Гана и Олега Мигунова, зампредседателя областной федерации профсоюзов Виктора Захарчица, директора ЖЭУ-13 Олега Кислого и члена сформированной в Общественной палате комиссии по проверке обоснованности тарифов на услуги ЖКХ Юрия Калинцева. Разговор, надо отметить, вышел весьма эмоциональным. А начался он с «соло» господина Кондратьева.

- Если раньше вопросы регулирования тарифов относились к компетенции органов местного самоуправления, то сейчас, с учетом нового Жилищного кодекса, цена услуги является компетенцией собственников жилья, – с ходу углубился в суть реформы ЖКХ Юрий Львович.– Это означает, что они должны либо заключить договор с управкомпанией, либо организовать товарищество для управления домом. Что же касается муниципалитета, то в данном случае его участие в установлении цены на обслуживание здания не предусмотрено. Более того, фактически оно запрещено…

Затем должностное лицо поведало о том, какая печальная судьба ожидает «неопределившиеся» до 1 мая следующего года дома. Для каждого из них чиновники, оказывается, сами изобретут «цену коммунального вопроса». Точнее, возьмут ее с потолка, поскольку «никаких правил на этот счет законодатели не установили». После этого здание с перечнем обязательных работ по его обслуживанию и фиксированной ценой выставят на открытый конкурс. А победит в нем та компания, чей «бонусный» список дополнительных работ будет самым щедрым и которая согласится заморозить на банковском депозите изрядную сумму в качестве гарантии коммунальных платежей.

«Если мэрия будет регулировать цену на услуги муниципальных ЖЭУ, они, дойди дело до конкурса, не смогут участвовать в нем на равных с коммерческими компаниями», – подчеркнул Кондратьев, прежде чем вплотную перейти к щекотливой теме тарифных документов.

Надо отметить, что наводить тень на плетень докладчик не стал. Он сообщил, что новое постановление, по сути, ничем не отличается от старого. Правда, цены на услуги ЖЭУ будут все же утверждать в мэрии. Но – не осмысленно, а закрыв глаза, всецело полагаясь на предоставленные коммунальщиками калькуляции и сметы. «При этом мы считаем, что полностью удовлетворили прокурорский протест», – резюмировал Кондратьев.

- Ваши действия нарушают устав города, в соответствии с которым разрабатывать и утверждать расценки обязана мэрия! – возмутился экс-председатель горсовета Евгений Ган.

- Не обязаны, а имеем право, – вставил реплику Кондратьев.

- В корне неправильно, – гнул свою линию Ган. - Должно быть так: коммунальное предприятие не только представляет вам расчеты, но и защищает их обоснованность. И только после того, как оно успешно защитится, вы утверждаете расценки. По аналогичной схеме, кстати, работала энергетическая комиссия. Вы же, судя по всему, просто пытаетесь переложить ответственность на руководителей ЖЭУ. Да и вообще, как можно без проверок утверждать тарифы! В этом же нет логики!

- У каждого своя логика, – парировал Кондратьев. – К тому же наша цель благая – создать возможность для выживания муниципальных жилищных организаций в условиях свободного рынка. При этом мы не отдаем коммунальщикам на откуп все цены – определили перечень монопольных работ и услуг, требующих тарифного регулирования. Речь, в частности, идет о снабжении водой, электричеством и о похоронных услугах. Замечу, перечень этот не закрыт…

- Даже нынешний тариф на содержание жилья для большинства людей неподъемен! – с жаром вклинился в разговор директор ЖЭУ-13 Олег Кислый. – С другой стороны, наше финансовое положение – критическое, и нужно искать выход из кризиса. Самое простое решение – поднять тариф, благо возможность такая вроде бы появляется. Мы уже сделали расчеты. Чтобы сводить концы с концами, цена минимальных работ по содержанию жилья должна колебаться в пределах 15-20 рублей за каждый квадратный метр.

Но установи мы такие цены, народ или поднимется на дыбы, или вовсе перестанет платить. Поэтому убежден: во-первых, тариф должен находиться под жестким контролем городской власти. Во-вторых, нужно искать механизм, который позволил бы нам в рамках существующих тарифов оказывать качественные услуги…

- Пока в Калининграде не созданы хотя бы минимальные предпосылки для формирования рынка коммунальных услуг, отказываться от принципа регулирования цен нельзя, – озвучил свою точку зрения Олег Мигунов. – У нас ведь никто из коммерсантов не рвется обслуживать старый, в особенности немецкий жилой фонд. Хрущевками частные управляющие компании тоже не соблазнить. Поэтому следует признать, что альтернативы муниципальным ЖЭУ пока нет. Но эффективно ли те работают? Возьмем, к примеру, Центральный район. Здесь располагаются аж четыре ЖЭУ! Причем территория ответственности каждого из них не превышает трехсот тысяч квадратных метров. Способны ли рентабельно работать жилищные организации на столь скромных территориях? Вряд ли. Думается, эти четыре структуры вполне можно было бы объединить в одно предприятие. В результате расходы на управленческий аппарат значительно бы сократились. Значит, отпала бы необходимость резкого подъема цен на услуги.

- Структурная оптимизация – дело хорошее. Но не исключено, что средство против роста цен прячется и в действующем тарифе, – присоединился к дискуссии Юрий Калинцев. – Мы с коллегами по комиссии на так давно проверили, насколько обоснованны нынешние семь рублей 37 копеек за квадратный метр. Выяснилось любопытное. Например, 50 копеек там – канцелярские расходы ЖЭУ. Скажем, если у вас квартира площадью сто квадратов, вы ежемесячно отдаете коммунальщикам на скрепки и ластики 50 «рэ». А видел ли кто-нибудь, чтобы зимой очищали от снега газоны? Между тем оплата такой услуги тоже заложена в тариф. Приведу вот еще один пример ценового абсурда муниципалов. В их пятистах рублей за поверку водяного счетчика две сотни – транспортные расходы. Но если у вас, скажем, два счетчика нуждаются в поверке, то за транспорт извольте платить вдвойне…

У сожалению, желающих развить этот неожиданный поворот сюжета не нашлось. Лишь Ган заметил, что население необходимо ознакомить со списком обязательных работ по содержанию жилья. Поскольку мало кто знает, что, скажем, убирать подъезды – прямая обязанность ЖЭУ. Что цены на такие работы, обеспечивающие безопасное проживание в доме, должны в любом случае остаться регулируемыми и разумными. Наконец, что виновных в «скрепочных» и прочих художествах следует незамедлительно гнать с работы. Кондратьев же пообещал подумать насчет включения эксклюзивной поверки счетчиков в перечень услуг, цены на которые регулируются мэрией.

- Постановление № 1632 – не что иное, как попытка чиновников, понимающих, что повышение коммунальных тарифов неминуемо, направить вектор недовольства в сторону муниципальных предприятий, – подвел итог дискуссии Ган. – Думаю, необходимо проверить его на предмет соответствия уставу города. Этот вопрос я поставлю на ближайшем заседании горсовета.

- Раз новое постановление – копия старого, то мы направим письмо в прокуратуру области о неправомерности данного документа, – добавил Захарчиц.

- Вставать на путь конфронтации - непродуктивно. А пытаться регулировать цены – только мешать рынку, – ответил на это Кондратьев. Напоследок он выдал несколько резонансных умозаключений. О том, что собственникам квартир в «великовозрастных домах» придется платить за содержание своего жилья больше, чем обитателям новостроек (власть, понятное дело, «простит» гражданам те деньги, которые они годами отдавали за мифические услуги коммунальщиков). О том, что муниципальные ЖЭУ нужно, по его разумению, сначала акционировать, а со временем передать в частные руки. О том, что мэрия, мол, хочет отпустить коммунальные цены в свободное плавание не корысти ради, а… в образовательных целях. Иными словами, исключительно из желания воспитать в каждом калининградском квартировладельце «грамотного активного собственника».

…Пару месяцев назад мне понадобилось поменять смеситель. Попытался было я перекрыть горячую воду с помощью вентиля на трубе и обнаружил, что тот сломан. Пришлось спуститься в подвал. Однако вентиль на стояке тоже оказался не в порядке. Тогда я позвонил в ЖЭУ и услышал, что там нет ни оборудования для ремонта, ни специалистов. «За что же вы тогда деньги получаете?» – в сердцах задал я вопрос диспетчеру. «За то, что жалобы выслушиваем», – невозмутимо ответил тот.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.