Закон о государственной службе, принятый почти два года назад, до сих пор толком не работает

Наши законы, особенно так называемого «непрямого действия», начинают работать только после того, как пополнятся подзаконными актами, разъяснениями, поправками, дополнениями. А без этого получается, как в известной пословице: гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Кстати, еще и потому не может сегодня никто, даже высшая региональная власть в лице губернатора, до конца разобраться с нерадивыми и своекорыстными чиновниками.

Акции на развес

Может ли покупать госслужащий, особенно высокого ранга, ценные бумаги? В действующем законе по этому поводу сказано, что запрет на покупку действует только «в случаях, установленных федеральным законом». Но пока такого, особого, закона нет, а потому все, что не запрещено…

Акции, облигации наши чиновники, таким образом, иметь могут, и многие, безусловно, имеют. Правда, ограничением является критерий «возможности воздействовать на котировки той или иной бумаги». Но что это значит? По сути, если сотрудник муниципалитета, скажем, является фактическим совладельцем компании, которая расположена на подведомственной ему территории, и он может предоставить ей те или иные преференции, то это будет прямым нарушением закона. Но кто это выяснит? А в принципе ценные бумаги в таких случаях надо бы передавать в траст, но пока это просто невозможно – не создана специальная трастовая компания.

В общем, госслужащий может покупать и владеть любыми ценными бумагами, паями в ПИФах, передавать деньги и ценности в доверительное управление, заключать договоры комиссий или приобретать доли в капитале обществ с ограниченной ответственностью с целью получения дохода. А нельзя это делать только при доказанном конфликте интересов.

Интересный конфликт

А что такое конфликт интересов? Закон это понятие прямо не «расшифровывает», но, надо полагать, конфликт интересов - это когда личные интересы чиновника пересекаются с интересами государства. Скажем, вряд ли госслужащий какой-либо инспекции оштрафует предприятие, пакет акций которого лежит у него в домашнем сейфе.

Чиновнику, а больше службам, его контролирующим, надо быть внимательным к близким родственникам. Таким образом, конфликт интересов может возникнуть, если даже чиновник лично не заинтересован в достижении каких-то результатов – в этом может быть заинтересован его брат, супруг или, скажем, родители жены.

К примеру, известную компанию «Балтийский курорт» возглавляет сейчас не мэр Балтийского городского округа Федор Ярошевич, а муж его дочери. Налицо конфликт интересов, прописанный в законе. То же можно сказать и о деятельности подконтрольных супруге главы Черняховска Андрея Виноградова строительных компаний.

Как поступить добропорядочному чиновнику, если возникает этот самый конфликт? В принципе можно сделать просто – продать свою собственность. Естественно, скорее всего это будет невыгодно, поскольку срочная распродажа всегда приносит убытки. Значит, надо передать ее в доверительное управление специальной уполномоченной государственной организации. Таковая законом предусмотрена, но на практике ее нет. Не создали. Так что передавать конфликтные бумаги или доли сегодня просто некому.

Коробка из-под торта

Калининградцы еще помнят историю с нашим незадачливым вице-губернатором, который получил «скромный подарочек» в несколько сотен тысяч долларов в коробке из-под торта. Теперь правоохранительные органы готовы любой подарок признать взяткой. Дело в том, что, по закону, чиновник вообще не имеет права получать подарки в связи со своей службой. Никакие – хоть картину известного художника, купленную на аукционе за миллион долларов, хоть авторучку за три рубля. Кстати, не случайно сейчас в фойе областного правительства и облдумы оборудованы шкафы, в которых хранятся многочисленные подарки – их наши госслужащие сдают теперь на всеобщее обозрение.

Однако как же быть с юбилеями, днями рождения и другими праздниками, когда без подарка – ну никак? Пожалуйста, но в нерабочее время и в домашней обстановке.

Картонный дамоклов меч

Но что же, главное, ожидает корыстолюбивого столоначальника, нарушившего закон? Предусмотрены практически однотипные последствия – «прекращение (расторжение) контракта», «освобождение от занимаемой должности» с переводом на другую, возможно, равноценную работу, «увольнение с государственной службы». Не страшно. А главное, все эти последствия необязательны – провинившегося разрешается просто пожурить, но нельзя выносить такие наказания, как замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Они допустимы только в связи с неисполнением собственно должностных обязанностей. А материальных санкций вообще никаких не предусмотрено.

Так что если и висит над нашими чиновниками дамоклов меч наказания, то явно картонный, бутафорский.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.