Один день в Калининграде на инвалидной коляске

Сразу скажем - люди на инвалидных колясках большую часть времени проводят дома - там и работают, и учатся, и отдыхают. Если же возникает необходимость выйти на улицу, каждый из них непременно сталкивается с массой непреодолимых препятствий.


Лифт - не панацея

35-летний Владимир Гузов закрывает дверь своей квартиры на седьмом этаже 9-этажного дома и с усмешкой смотрит на корреспондентов, уже пять минут пытающихся вызвать лифт. Кнопка вызова обнадеживающе горит, но вот подъемник до сих пор не приехал на этаж.

- Сломался, - спокойно констатирует Владимир. - Так часто бывает, ничего страшного.

Впрочем, работающий лифт еще не панацея. Во многих домах воспользоваться этим благом цивилизации невозможно - габариты некоторых колясок не позволяют протиснуться в стандартные размеры. Спуститься же по лестнице инвалиду без посторонней помощи никак. Но это уже давно никого не смущает. Помогают родители, родственники, да и просто отзывчивые соседи. Если же удалось самостоятельно спуститься на первый этаж, помощь все равно может понадобиться - кто сказал, что площадка находится на одном уровне с землей? Иногда это пять-шесть ступенек, которые тоже еще надо преодолеть…

Не меньше проблем у инвалидов, проживающих в домах без лифтов. 21-летний Роман живет в двухэтажном доме. Крутая лестница заставляет иначе смотреть на передвижения по городу. Помогают друзья, которые на руках переносят и Романа, и тяжеленную (под 20 килограммов) инвалидную коляску.

- Просили и мэрию, и депутатов помочь, - вздыхает бабушка Романа. - Хоть бы обменять квартиру на первый этаж. До сих пор ждем…

С Владимиром ситуация хуже - старая мама не может взять на руки 70-килограммового мужчину, а потом спустить по лестнице коляску…


Автобус - это роскошь, а не средство передвижения

Мы стоим на автобусной остановке. Воспользоваться общественным транспортом человеку на инвалидной коляске, мягко говоря, проблематично. Без посторонней помощи попасть с салон автобуса невозможно

- Давай попробуем, - соглашается Роман.

Через пару минут подъезжает чудо итальянского автопрома под названием «Ивеко». Забегаю в салон и прошу водителя подождать. Романа заносят на руках, следом - коляску. Самостоятельно попасть в автобус не получится - ступеньки и перила в проходе встают непреодолимой преградой.

- А вы мне рассказываете про наклоняющиеся автобусы, чтобы инвалиды смогли заехать! - парень смотрит на нас как на сумасшедших. - Не стоит слишком часто смотреть по телевизору жизнь в цивилизованных странах.

С Владимиром Гузовым едем на Южный вокзал. Единственное место для «парковки» в автобусе - центральная часть салона. С одним исключением: если в автобусе не набилось пассажиров больше, чем рыбы в консервной банке. Это значит, что утром и вечером найти в переполненных автобусах место для коляски затруднительно. Но на этом сложности не заканчиваются. Водитель показывает «чудеса на виражах» - резко тормозит, постоянно перестраивается из ряда в ряд - кровь из носу надо приехать на остановку быстрее конкурентов. То и дело слышны крики: «Не дрова ведь везешь, поосторожней!», какая-то пенсионерка орет матом на кондуктора. Владимир вцепился в кресло, стоящее впереди.

- Хорошо, хоть есть за что уцепиться. А если нет? Трясет ведь так, что блокировка колес не спасет - перевернешься. Такое бывало не раз, - вздыхает инвалид.


Бордюры и ступеньки

Роман крутит колеса на своей коляске, уверенно объезжая многочисленные ямы и с посторонней помощью преодолевая бордюры. Бордюры - это вообще отдельный разговор.

- Пешеходный переход, - показывает Роман. - С одной стороны есть спуск, с другой нет. Это значит, что дорогу ты переедешь, а на тротуар как заехать?

А никак, сидите дома, дорогие инвалиды! Наглядный пример - отремонтированный Советский проспект. Хорошую дорогу сделали для автомобилистов, об инвалидах забыли напрочь: практически везде непреодолимой стеной стоят бордюры. Список дорог можно продолжать до бесконечности.

Время приближается к обеденному перерыву, неплохо бы перекусить.

В несколько кафе решили заглянуть из спортивного интереса. Признаюсь - мы и не подозревали, что так сложно некоторым людям попасть в публичные заведения - выпить кофе или перекусить. А если говорить честно - невозможно.

- Посидеть, перекусить, попить кофе? - усмехнулся Роман. - А как туда попасть? А в туалет захочется, куда сходить? Эти же биотуалеты не приспособлены для людей на инвалидных колясках.

Та же картина и в магазинах. Небольшие палатки рядом с домами сплошь со ступеньками. В супермаркетах проще, кое-где встречаются и пандусы, и проходы широкие. Добраться до них, правда, можно только… на автобусе (см. выше). А школы, колледжи и университеты? Та же ситуация - подняться по ступенькам без посторонней помощи невозможно. О поликлиниках, органах соцзащиты, аптеках и вовсе упоминать становится просто неприлично… Невольно приходишь к очень неприятному выводу: если Калининград и приспособлен для людей с ограниченными физическими фвозможностями, то совсем чуть-чуть.
Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.