Постановлением правительства определён максимум оклада руководителя – не более трёх средних зарплат в организации

Единая тарифная сетка, по мнению как ученых, так и практиков, свое отжила. Отголосок реформаторских бурь прошлого столетия, она стала тормозом для развития экономики страны. В тисках ЕТС оказалась в первую очередь бюджетная сфера регионов. Даже целевые национальные проекты во многом тормозятся жесткими рамками системы оплаты труда, основанными на единообразии в подходах независимо от территорий, отраслей и, главное, личного вклада работника.


Зри в корень

Наибольшую опасность представляют сегодня тенденции к резкому падению воспроизводственной и стимулирующей функций, к ослаблению зависимости оплаты труда от квалификации персонала и фактических результатов работы, необоснованной дифференциации по уровню трудовых доходов. И без того непростая социальная ситуация может еще более обостриться, что приведет к непредсказуемым последствиям. Необходима, считает доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой социальной политики РАГС при президенте РФ Николай Волгин, срочная и глубокая модернизация Единой тарифной сетки - основы организации оплаты труда работников социальной сферы. При этом должен неукоснительно соблюдаться исходный принцип любых преобразований - «не навреди».

Академическая наука, как ей и полагается, «зрит в корень». Николай Волгин предлагает демонтировать сам «каркас» системы оплаты труда, заменить жесткие «железобетонные» основы, которые не дают возможности даже при наличии финансовых ресурсов эффективно перераспределять денежные потоки. Чтобы конструкция стала более гибкой, считает академик, необходимо отказаться от абсолютного господства и единообразия ETC применительно ко всем без исключения организациям и учреждениям, без учета их отраслевой и территориальной принадлежности. Целесообразно убрать даже внешний атрибут - слово «единая» - из названия, ведь по отношению к системам стимулирования персонала этот термин не может быть ключевым

Невозможно, базируясь на единообразных подходах, качественно стимулировать труд библиотекаря с Камчатки и преподавателя калининградского вуза, приводит пример представитель столичной академической науки. Применительно к нашему региону, можно подобную аналогию провести между, скажем, фельдшером из славской глубинки и хирургом центральной областной больницы.

Различные коэффициенты, надбавки и прочие стимулирующие поправки кардинально не решают проблему, когда основа – сама система ЕТС - негибкая и неповоротливая. Иметь единую на всю огромную Россию тарифную сетку – значит, использовать одни и те же критерии и подходы при начислении заработной платы. А вот, скажем, в Японии примерно столько же форм, систем и моделей оплаты труда, сколько предприятий и организаций. И анархии в стимулировании персонала там не наблюдается. Просто подходы иные: государство задает ключевые требования к системам оплаты труда (ее зависимость от квалификации, стажа, реальных результатов работы человека и т.д.), а конкретные механизмы их реализации выбирает само предприятие или учреждение, которое лучше всех знает свои особенности, сильные и слабые стороны, качественный состав своих сотрудников. Ему (учреждению, предприятию) и карты в руки, чтобы доводить идеи и требования государства до конкретных методик и инструментов их выполнения.

Второе направление реформирования, по мысли инициаторов отмены ЕТС, тесно перекликается с первым, логически вытекает из него и развивает главное содержание. Как представляется, либерализация тарифной сетки может быть связана с присвоением ей статуса обязательно-рекомендательного характера. Для этого, наряду с обязательными (федеральными) компонентами и требованиями (ставка первого разряда не ниже официально установленной минимальной заработной платы, соблюдение крайних соотношений в оплате труда и т.д.) необходимо предоставить возможность самим организациям, их отраслевым министерствам и субъектам Федерации, где они территориально находятся, завершать построение ETC, в частности, определять количество квалификационных групп, разрядов, значения межразрядных коэффициентов и др. Эта дополнительная самостоятельность отраслевых министерств, регионов и организаций социальной сферы позволит учитывать специфические особенности конкретных отраслей, территорий и учреждений в системах стимулирования труда.


От ЕТС к ИТС

Схема построения индивидуальной тарифной сетки (ИТС - именно так предлагают назвать ее после модернизации) может выглядеть следующим образом: государство задает рамочные общие условия оплаты труда, затем регионы и отраслевые министерства их конкретизируют с учетом своих особенностей, а сами организации придают ИТС окончательный и завершенный вид.

И еще один принципиальный момент, который определяет третье направление модернизации существующей тарифной сетки. Сейчас многие ученые и практики предлагают сократить разрыв в оплате труда между первым и последним разрядами в полтора-два и более раз и довести его до каких-то приемлемых размеров. При этом один из аргументов «сжатия» ETC -зарубежный опыт. Действительно, в индустриально развитых странах дифференциация в оплате труда обычно не превышает соотношения 1 к 5 или 1 к 6, у нас же, как известно, она составляет 1 к 10. Принимая во внимание проблемы и противоречия в оплате труда бюджетников, финансовые трудности, данное предложение не лишено целесообразности. Однако «сжимать» ETC и сокращать дифференциацию в оплате труда нельзя чисто арифметически. Последствия могут быть непоправимыми. В частности, и без того низкая стимулирующая роль оплаты труда работников бюджетной сферы упадет до недопустимых пределов, автоматически кратно сократятся межразрядные коэффициенты, будет неинтересно в материальном плане переходить с одного разряда на другой, а значит - повышать квалификацию, профессионализм, пропадет интерес к подготовке и переподготовке и т.д. Логика и алгоритм социальных, экономических, да и политических последствий здесь понятны и не требуют особых комментариев. В конечном счете речь идет о замедлении развития интеллектуального слоя общества и цепной реакции распространения этого «вируса» на все население страны.

Поэтому сокращение дифференциации в оплате труда между низшим и высшим разрядами должно сопровождаться параллельным уменьшением их количества и адекватным (или даже существенным) повышением размера ставки первого разряда. По расчетам специалистов, при сокращении дифференциации в оплате труда в два раза целесообразно увеличить размер ставки первого разряда до уровня прожиточного минимума.

Учитель или врач при равных исходных условиях в одной школе или больнице сможет получать более высокую зарплату, чем в другой, а методист кафедры вуза будет иметь оклад выше, чем средний медицинский персонал, ученые одинаковой квалификации в одной организации (но при разном отношении к делу) зарабатывают разные вознаграждения. В этом видится симптом здоровой конкуренции между работниками отраслей социально-культурного комплекса, основанной на балансе спроса и предложения, сравнении стоимости и цены рабочей силы, разной результативности труда. Значит, и на развитие социальной сферы в большей мере будет влиять рынок труда и распространяться действие рыночных отношений. А это лучше, чем субъективизм в оценке кадров, уравниловка в оплате труда, кумовство и блат при приеме на работу, взятки и прочие элементы теневого социума.


Первый блин… комом?

Постановление правительства о введении новой системы расчета зарплаты работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, вступившее в силу с 1 сентября, стало первым шагом к реформированию, а по существу к отмене единой тарифной сетки. Зарплата для этих категорий служащих будет теперь начисляться в соответствии с новыми отраслевыми системами оплаты труда.

- Нововведение в первую очередь касается преподавателей вузов, ученых, работников федеральных медицинских центров и учреждений культуры, - говорит руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - Обращаю ваше внимание: новшество не затронет чиновников и военнослужащих.

Бюджетники от реформы, как полагают, выгадают. В постановлении указано, что после пересмотра зарплаты она не может быть меньше нынешней, а с учетом надбавок даже вырастет. Нужно иметь в виду, что обычные учителя и врачи продолжают получать зарплату по тарифной сетке, так как школы и больницы, поликлиники относятся к муниципалитетам. Однако общее повышение зарплат по различным программам в той или иной степени коснется буквально всех. Для этого правительство выделило на зарплату дополнительные средства. Скажем, министерству обороны – 80,2 млрд рублей, федеральному агентству по образованию – 66,5 млрд, федеральному агентству по здравоохранению и науке – 17 млрд, МВД – 12,4 млрд и т. д.

Примечательно, что оклад руководителя теперь увязан с доходами подчиненных: он может быть не выше трех средних окладов в организации. А оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 - 30% ниже, чем у босса.

Хотя постановление уже вступило в силу, по новой схеме зарплату начнут начислять через несколько месяцев - когда она будет утверждена правительством.

- Теперь нужно сделать так, чтобы оплата труда у бюджетников была персонифицированной, - высказывает пожелание Евгений Гонтмахер. - Ведь даже сидящие за одним столом кандидаты наук могут вносить разный вклад в науку.

Вместе с тем есть и противники отмены единой тарифной сетки. Доцент кафедры строительства, теплогазоснабжения и вентиляции КГТУ, кандидат технических наук, почетный строитель РФ Василий Ковальчук, например, опасается:

- Сегодня, хочет того ректор или нет, он вынужден оплачивать мою работу, базируясь на исходных данных, по определенному единому государственному разряду. А теперь ему будет дано право определять, насколько эффективен труд того или иного сотрудника. А если я, скажем, не очень ректору нравлюсь? Если сотрудник просто в силу каких-либо личностных обстоятельств, мягко скажем, не в ладах с администрацией?..
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.