Поездка за пределы области может стать для калининградцев мечтой

В то время как нашу область посещает очень много иностранцев со всего мира – их привлекает и Балтийское побережье, и памятники культуры - самим жителям региона, чтобы съездить куда-нибудь – хотя бы в Польшу, Литву или «большую Россию», не говоря уже о «далёких» странах, – необходимо потратить много сил, времени и денег. И если немцы, например, приезжают сюда на шикарных комфортабельных автобусах, то наши зачастую отправляются за границу на сомнительной надёжности развалюхах.

Душит таможня

Основной причиной такого положения дел являются действующие ныне таможенные правила ввоза автобусов, особенно новых. «Наши законодатели не поддерживают нас даже на плаву! – сетует руководитель одной из калининградских турфирм. – Новый туристический автобус небольшой фирме-перевозчику купить невозможно, потому что он стоит около 230 тыс. евро. А откуда можно взять такие деньги небольшому турагентству? А чтобы растаможить подержанный автотранспорт, пусть 10-летней давности, нужно помимо стоимости самой машины, а это около $25 тыс., выложить ещё и $39 тыс. таможне! Такие тарифы просто оторваны от российской жизни!»

Тем не менее наши чиновники искренне удивляются, почему турфирмы не хотят покупать хороший автотранспорт. А каким образом это можно сделать, если таможенный платёж за единицу техники составляет сумму, превосходящую её покупную стоимость?

На кукиш нового не купишь

Многие считают, что продав старые машины, можно купить на вырученные деньги новые, отечественного производства. Но об этом легко лишь говорить. «Во-первых, старые автобусы, почти отслужившие свой срок, продать удаётся с большим трудом, – признаётся предприниматель. – А полученных денег, конечно, не хватает, чтобы купить новый транспорт. Неслучайно база туристических автобусов в области постоянно уменьшается. Анализом этого никто не занимается, и такие вопросы не обсуждаются на высоком уровне. В России же туристические автобусы люкс-класса вообще не выпускаются. Поэтому и поддержать отечественный автопром, как это делали чиновники с «Волгами», «КамАЗами» и «Жигулями», у нас не получится. В России есть только один «автозаводик» (в Подмосковье), выпускающий всего 30 автобусов марки «Мерседес» в год, причём устаревшей конструкции 80-х годов. Так почему же с людей берут высокие таможенные пошлины за то, что не производится у нас?»

У турфирм нет выхода, кроме как возить людей на стареньких машинах и пытаться как можно дольше сохранять их в рабочем состоянии. Ряд владельцев турагенств заявляют: «Дайте нам «зелёный свет», тогда и появятся новые надёжные машины, ведь мы заботимся, прежде всего, о безопасности людей. Предприятия малого бизнеса – не огромные корпорации, ворочающие миллиардами, для которых не составляет проблем купить целый автопарк, - нам это не по карману».

Стоит подумать об уменьшении таможенных платежей при ввозе автобусов в Россию либо о предоставлении таможенных льгот. Иначе количество ДТП с участием этого вида транспорта у нас будет увеличиваться, а водителей и турфирмы будут делать «козлами отпущения».

Клиент и виза несовместимы

Ещё одна проблема: Калининградская область отрезана от остальной России, поэтому выезд за пределы региона невозможен без визы и загранпаспорта. А если учесть стоимость и время оформления всех документов, большинство жителей области просто обречены на жизнь «в отрыве» от большой родины. В случае же с поездками за границу бумажная волокита только увеличивается, а с ней - и расходы.

Рассказывает владелец одного из калининградских турагентств: «Если раньше в выходные дни от одной фирмы уходило минимум шесть автобусов, то сейчас несколько агентств набирает только один. При этом все говорят о развитии в регионе туризма. Подумайте, кто готов отдать 35 евро за разовую визу на 1-2 дня поездки? Но, кроме путешественников, злосчастную визу должен иметь и водитель. Поэтому по истечении срока её действия на время её оформления (порядка 10-14 дней) он не может работать. А если и загранпаспорт нужно менять, так ещё месяц придётся сидеть без работы. И что же ему делать всё это время? Чем кормить себя и свою семью?» А МИД молчит и не предпринимает никаких действий для решения этого вопроса.

Страхование жизни страшнее... смерти

Обеспечению безопасности наших граждан за рубежом сегодня уделяется много внимания, но у нас, по-видимому, её пытаются полностью перенести на турфирмы. «Сейчас на случай аварии введён страховой взнос в размере 5-10 млн евро (500 тыс.евро - при поездках по России). Это сделано для того, чтобы было откуда взять компенсацию пострадавшим от разных неприятностей в процессе турпоездки. Эти цифры реальны для Москвы, но никак не для малых туристических фирм нашего региона, поэтому нам приходится работать на комиссионных от передачи своих клиентов московским турфирмам. В итоге наши предприятия стали посредниками. Причём за выплатами компенсаций калининградцам (не дай Бог!) придётся обращаться в столицу. А туда ещё ведь надо добраться...»

Совершенно ясно, что в таких условиях турфирмы не могут получать приемлемую прибыль – они вынуждены нести большие расходы, так как всё дорожает – и топливо, и арендная плата. С клиентов же турфирмы не могут взять больше – люди просто не пойдут к ним, и наступит банкротство.

«Конечно, есть жители области, которым всё равно, во сколько обойдётся путешествие, но таких - единицы, – считает предприниматель. – Ведь турагентства в Калининграде – это не московские фирмы, работающие с миллионами людей, у нас в городе всего-то 900 тысяч населения. Да и доходы у людей здесь не такие большие».

В общем, малому бизнесу, занимающемуся туристическими перевозками, медленно затягивают петлю на шее. И положительного движения в этом вопросе пока нет. Вполне возможно, что скоро нам придётся наслаждаться только красотами своего города и его окрестностей, а о путешествиях – только мечтать. Либо копить деньги на поездку хотя бы в Польшу, на выходные.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.