«Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде

«Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде «Иногда они не знают, что такое мясо и котлета»: социальный приют для детей в Калининграде
Все новости по теме: Жизнь детей
Накануне, в центре Калининграда, полиция забрала с улицы трехлетнего мальчика, который гулял без одежды. В это время его мать спала дома, она находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пока ребенка поместили в больницу, а позже на время могут забрать у женщины. В пятницу корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» побывали в социальном приюте, куда попадают дети из неблагополучных семей.

Приют и уют

При слове «приют» возникают разные, чаще всего не самые приятные ассоциации. Обшарпанные стены с отваливающейся штукатуркой, плохо одетые дети, которым подают на ужин баланду. Но все эти стереотипы не имеют ничего общего с социальным приютом на улице Тургенева в Калининграде. 

Здание, окрашенное в светло-желтый цвет, окружено изящным забором. Во внутреннем дворике яркие качели и горки, на стенах — мультяшные граффити. На входе нас встречает умопомрачительный запах свежеиспеченных пирожков. Бегающие туда-сюда по лестнице ухоженные ребятишки окончательно развеивают плохие мысли об этом учреждении.

В группах для девочек и мальчиков удобная мебель, кровати аккуратно застелены. «Мы их сами заправляем», — с гордостью рассказывает одна из воспитанниц. Признается, что ей здесь нравится, но доверительным шепотом добавляет, что скоро ее должны забрать домой.

В приют попадают дети из неблагополучных семей, те чада, родители которых не следят за их воспитанием. Бывают и такие случаи, когда мамы и папы не могут обеспечить ребенка — остаются без работы или жилья, и им на время приходится отдавать детей, отмечает директор приюта Галина Кузнецова.

Одновременно здесь могут находиться 35 ребятишек. В среднем через приют в год проходит около ста детей в возрасте от 3 до 12 лет. Некоторых забирают довольно быстро, некоторые проводят здесь иногда и несколько лет. Большая часть воспитанников (70%) возвращается в свои семьи или направляется в замещающие. Остальным приходится переезжать в детские дома или другие учреждения. 

Майдан и Афган

В честь 23 февраля в пятницу здесь проходит праздничный концерт для ветеранов, сотрудников полиции и социальных партнеров. Социальные партнеры — это предприниматели, которые оказывают поддержку приюту. Бизнесмены рассказывают, что в кризисное время к ним обратилась руководитель учреждения с просьбой помочь с новогодними подарками для детей. Один раз помогли, да так и остались.

В зале для творчества — стандартное для всех детских садов советского времени пианино, низенькие стульчики с росписью под хохлому и большой теплый ковер. «Надо окошко закрыть, чтобы детки не простудились», — переговариваются между собой воспитатели.

Под звуки военных песен неровным строем, подражая маршевому шагу, заходят воспитанники младшей группы, за ними — более старшие ребятишки, в пилотках и матросках. Смущаясь и теребя одежду, малыши тщательно выговаривают выученные стихи, поют патриотические песни и частушки. А маленький Алёша рассказывает, что он хочет быть моряком, когда вырастет.

Про службу в армии детишкам рассказывает и ветеран, прошедший три войны. Он говорит им о воинской чести и отваге. «События последних дней в братской стране показывают нам тот факт, что если человек любит свою страну, то он не будет стрелять в других людей», — повествует ветеран, имея в виду ситуацию на Украине. Он рассказывает и о противостоянии США и Советского союза в Афганистане и о других превратностях службы. Малыши понимают не все из сказанного, но зачарованно смотрят на медали, которые звенят от каждого движения ветерана.

Этикет и котлеты

После поздравлений дети разбегаются, обмениваясь впечатлениями. Девочки удаляются в свою комнату, где возвращаются к игрушкам и самодельным открыткам к 23 февраля. Мальчишки, валяясь на диване, рассматривают журналы с конструкторами лего. В комнатах младшей группы пусто — ребятишки ушли на прогулку. С младшими бывает особенно сложно, делятся педагоги.

Многие из них не разговаривают в 3 и 4 года. Не потому, что у них проблемы со здоровьем. Просто с ними никто не общается, поясняет нянечка. «Мы учим их самостоятельно одеваться, пользоваться столовыми приборами, кушать. Представляете, иногда они даже не знают, что такое мясо и котлета. Привыкли только жевать хлеб и запивать его чем-нибудь», — с грустью в голосе рассказывает она.

На выходные некоторых забирают домой. Они возвращаются оттуда неумытые, с неприятным запахом. Но если родителям детей не отдавать, они вообще про них могут забыть, делится воспитательница. Впрочем, есть и удачные примеры, когда мамы и папы перестают пить или кодируются, устраиваются на работу и забирают детей домой. «Иногда они даже возвращаются с родителями, благодарят», — с улыбкой вспоминают работники приюта своих воспитанников.  

Здесь у детей есть все необходимое — одежда, еда и игрушки. Но главного — материнской любви и заботы — им, все же, не хватает. Потому что воспитатели, даже при всем желании, не могут быть мамами для всех детей сразу. 

Во дворе веселятся малыши. Они катаются на качелях и велосипедах и играют в догонялки. Гуляющую с ними воспитательницу все дружно обнимают. Иногда по очереди, потому что рук не хватает. Дети здесь ластятся к педагогам и нянечкам. И если ты уделишь им хотя бы несколько минут, они уже готовы доверительно положить тебе голову на плечо и рассказать свои маленькие секреты о том, что им нравится, как здесь кормят горячим супом, о том, что происходит в школе. Или о том, что мама обещала, но снова так и не пришла.

Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото — Кирилл КЛЕЙКОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алёна Пятраускайте

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.