Кто не работает, тот бастует

Все новости по теме: Монетизация льгот

В новогодние каникулы российские граждане вкусили первые плоды закона о монетизации льгот. Если некоторые ветераны войны и инвалиды, заботу о которых взял на себя федеральный бюджет, от монетизации выиграли, особенно те, кто не пользуется транспортом, то положение остальных заметно ухудшилось. Больше всех пострадали ветераны труда и труженики тыла, которым региональные власти не смогли предоставить достойной компенсации. Недовольны и военнослужащие, потерявшие право на бесплатный проезд. Результатом стала волна акций протеста, прокатившаяся по стране в последние дни. В Химках и Самаре разгневанные пенсионеры перекрывают шоссе, а в Калининграде милиционеры задерживают кондукторов, которые пытаются проверять у них наличие билетов.

"Буду перечислять президенту свою компенсацию"
Несколько тысяч рассерженных пенсионеров, проживающих в подмосковных Химках, в понедельник перекрыли движение по Ленинградскому шоссе - возле магазина "Гранд", как раз на административной границе между Москвой и областью. "Позор! Долой монетизацию!» - скандировали собравшиеся. В многокилометровой пробке застряли бесплатные автобусы гипермаркетов "ИКЕА", "Мега", "Ашан" и маршрутки, следовавшие в международный аэропорт Шереметьево. Один лихач на BMW, пытаясь объехать пробку по тротуару, сшиб двух пенсионерок - их увезли на "скорой". Милиция и ОМОН расчистили трассу только через два часа.

Главное требование пенсионеров - сохранение льгот на проезд в общественном транспорте. По Химкам пенсионеры могут ездить бесплатно, но за пределами города льгота не действует. В Москве у пенсионеров в транспорте вместе с пенсионным удостоверением просят предъявить паспорт.

Если человек прописан в области, его просят оплатить проезд. "Мне полагается компенсация 200 рублей, - стала считать пожилая химчанка Валентина Свистунова. - Наша поликлиника находится возле метро "Речной вокзал", а это Москва. 10 рублей надо на автобус, 13 - на метро. Туда и обратно - 46 рублей. Значит, на компенсацию в 200 рублей я смогу съездить в поликлинику 4 раза! Просто издеваются над нами!"

"Два начальника - мэр Москвы Лужков и губернатор Московской области Громов - не поделили между собой территорию! - считает Тамара Ермакова. - На нас крест поставили. Нам говорят: раз живете в Химках, то там и ездите бесплатно". Ермакова показала документы, подтверждающие ее право на льготы. Она получает 107 рублей за репрессированных родителей и еще 300 - как малолетний узник: в войну в возрасте 6 лет ее увезли на работу в немецкий Лимбург. "Не то что ездить куда-нибудь, не знаю, как за квартиру буду платить после отмены льгот!" - вздыхает она.

В переговоры с протестующими попытался вступить мэр Химок Владимир Стрельченко. Он говорил, что у города нет лишних денег для пенсионеров. Пенсионеры ему не поверили. "Они же получают плату с магазинов "Гранд", "Ашан", "ИКЕА", с Шереметьево, со "Стокманна". Это огромные суммы, где они?! - с возмущением говорила ГАЗЕТЕ инвалид II группы, назвавшаяся Татьяной Васильевной. (В понедельник вечером Татьяна Васильевна позвонила в ГАЗЕТУ и сообщила, что ее и еще троих пенсионерок после митинга скрутили, затащили в автобус и отвезли в медвытрезвитель.) "Мы отказались выходить из автобуса и тогда нас доставили в милицию, - рассказала пенсионерка. - Хотели составить протокол. Один капитан орал: "Кто зачинщик? Фамилии, адреса!" Но мы ему пригрозили жалобой в прокуратуру, и нас отпустили".

В субботу пенсионеры грозятся еще раз перекрыть трассу. "Если это не поможет, я открою счет на имя президента и буду перечислять ему свою компенсацию, - сообщила ГАЗЕТЕ Александра Рыцарева. - Мне такая подачка все равно не нужна! Помните, года полтора назад пенсионеры перечисляли Путину тридцатирублевую надбавку к пенсии? Тогда сработало! Надбавки увеличили".

Пенсионная пробка на Революционной
Подобная ситуация произошла в понедельник в Самаре. Пенсионеры на два часа перекрыли оживленную улицу Революционную. Около трехсот стариков вышли с транспарантами в знак протеста против монетизации льгот. Бесплатный проезд был самой востребованной льготой в Самаре. С 1 января ее отменили, да еще и билеты подорожали. Были по шесть рублей, а стали по семь.

"Компенсация оказалась неплохой добавкой к пенсии"
Новый закон о монетизации льгот поставил российских льготников в неравное положение. Выплату 14 млн. рублей компенсаций ветеранам войны и инвалидам центр взял на себя, а вот заботу о 20 млн. ветеранов труда и тружеников тыла возложил на регионы. Им было рекомендовано также провести монетизацию льгот. Большинство регионов согласилось на реформу, рассчитывая на финансовую помощь центра. Лишь 18 наиболее благополучных субъектов Федерации позволили себе сохранить натуральные льготы.

Федеральные льготники кое-где даже выиграли. "Для меня, несомненно, замена льгот на деньги выгодна. Теперь я получаю ежемесячную доплату 1550 рублей. При этом общественным транспортом я почти не пользуюсь, ездить некуда, в санаторий меня и сейчас будут направлять бесплатно. А полторы тысячи на лекарства - больее чем достаточно и для меня, и для жены" - так оценивает ситуацию ветеран войны и инвалид II группы из Ростова-на-Дону Алексей Макаров.

Ростовчанка Ирина Коваленко с ним согласна: "У меня мать, инвалид I группы, прикована к постели, парализована. Ее содержание и уход полностью лежат на мне. Вместо льгот я получаю на мать 950 рублей. Конечно, это лучше! Какими льготами мама пользовалась? Уж не проездом в транспорте".

В Москве, где к федеральным компенсациям и льготам местные власти добавили свои, многие ветераны войны тоже довольны. "Нам, кроме компенсации в размере 2 тысяч рублей сохранили все льготы: бесплатные лекарства, транспорт, 100% скидка по квартплате (члены семей могут пользоваться 50% скидкой), медпомощь, бесплатные поездки в санаторий каждые два года и бесплатный проезд в любое место России раз в год", - сообщил ГАЗЕТЕ живущий в Москве ветеран войны и инвалид II группы.

"Выращивать огурцы в этом году не придется"
Но часть привилегий федеральные льготники все же потеряли. Так, им сохранено право на бесплатный проезд лишь в электричках, а вот право на 50-процентную скидку при покупке билетов на поезда дальнего следования и самолеты инвалиды I и II групп потеряли. На Красноярском железнодорожном вокзале эта проблема возникла уже 1 января. Пенсионеры даже не знали, что льготы отменены, и в здании вокзала собрались сотни возмущенных. «Иногда по полчаса объясняем бабушкам, что льготы не действуют. Старшее поколение плохо привыкает к переменам», - сообщила ГАЗЕТЕ замначальника дежурного по вокзалу Татьяна Кудашкина. Лазейку для пенсионеров железнодорожники нашли: со скидкой 50% можно поехать на поездах пригородного сообщения не далее чем на 150 км, и для бабушек ищут маршруты по краю с пересадками, правда, ждать подходящего случая надо по три дня.

А вот проезд на автобусе во многих регионах стал общей проблемой для федеральных и местных льготников. Даже в финансово благополучной Московской области у льготников сохранено право на проезд только в городском муниципальном транспорте. «Нам и эту льготу хотели отменить, - рассказала ГАЗЕТЕ женщина - ветеран труда из города Видное Московской области. - Но пенсионеры устроили забастовку; несколько сот человек вышли на площадь: у нас поликлиника на окраине города - и власти уступили. А до нашего садового участка теперь доехать проблема: билет в один конец стоит 30 рублей, компенсации в 200 рублей хватит только на три поездки туда и обратно. Значит, выращивать помидоры и огурцы в этом году не придется: их надо поливать, укрывать регулярно, а мы с дедом не можем все время проводить на участке. С поездками в Москву придется вообще распрощаться. Раньше мы раз в неделю выбирались на "Домодедовскую" за продуктами: они там дешевле. Теперь поездка на автобусе съест всю выгоду».

"У самых бесправных последнее отобрали"
В других регионах ситуация еще хуже: платным стал и городской транспорт. Уже 1 января в городском транспорте Пятигорска можно было услышать такие диалоги: "Платите за проезд", - потупив глаза, бормочет пожилой кондуктор. - "Кровопийцы, да где же это видано! Пять рублей, а у меня пенсия всего 1200", - в сердцах выкрикивает пожилая женщина". - "Да я что ли виноват? - повышает голос кондуктор. - В Москву пишите: там все решают".

Отмена бесплатного проезда в самарских автобусах вызвала у многих настоящий гнев. "Я инвалид II группы, в войну с 14 лет работать на завод пошла, снаряды делала. И вот Родина чем ответила! К юбилею Победы преподнесла нам, старикам, подарок! Как им не стыдно! У меня нищенская пенсия - 2200 рублей. И дадут к ней прибавку около 500. А ведь за все теперь полностью платить надо: за телефон - 160 рублей, за газ - 180, за свет - около 100. На проезд ничего не остается. А ведь мы ездим только по больницам и по рынкам, чтобы дешевле продукты купить. Буду писать в Кремль: пристыжу их. Они же нам в лицо плюнули!» - возмущается жительница Самары Валентина Волкова.

Пострадали и питерские пенсионеры. "Как проезд бесплатный отменили, я еще ни разу на Сенную не ездила. (На Сенной площади расположен самый дешевый продовольственный рынок. - ГАЗЕТА.) Приходится покупать рядом с домом, здесь дороже. Государство хочет, чтобы мы на тот свет скорее все поубирались", - жалуется Валентина Ревкун, 62 года. Анну Агееву, 59 лет, больше возмутил не сам платный проезд, а отношение к людям: "2 января пришла в метро, купила проездной за 196 рублей (больше просто денег не было) и поехала впервые за последние 15 лет за плату. Рядом один мужчина на костылях просил пропустить его бесплатно - денег нет. А там такая мордастая контролерша стояла; она как рявкнет: "Все льготы отменены».

"Буду ходить пешком - полезно"
И все же наибольшие потери понесли ветераны труда и труженики тыла. Многие региональные власти, согласившиеся на монетизацию, не смогли предоставить своим льготникам даже рекомендованных центром 200-300 рублей компенсации. В Пятигорске, например, краевые власти дали гарантию на компенсацию проезда в общественном транспорте в размере 50 рублей в месяц. В Воронежской области ветеранам труда выдали 100 рублей. Эта сумма вряд ли покроет увеличившиеся расходы. До Нового года пенсионеры платили за телефон 75 рублей в месяц. За январь нынешнего им придется отдать связистам уже 150 рублей.

В отличие от федеральных льготников региональные не получили и права на льготный проезд на электричках. К 1 января лишь 24 региона заключили соглашения с РЖД об оплате проезда своих льготников, остальные будут покупать билеты за полную цену.

К тому же даже этих мизерных компенсаций региональным льготникам еще нужно дождаться. "Нам в соцзащите сказали, чтобы мы особо быстро на эти деньги не рассчитывали", - рассказал ГАЗЕТЕ один из подмосковных льготников.

"Мне в Новосибирске положена компенсация 180 рублей, но я ее не получил еще. Говорят, ее дадут после праздников в январе, - рассказал ГАЗЕТЕ ветеран труда из Новосибирска Александр Куксинский. - Хотя этих денег не хватит. Одна поездка в транспорте стоит 12 рублей". Ветеран не отчаивается: "Буду ходить пешком - полезно для здоровья".

Милиционеры "катаются за свой счет"
С нового года лишились бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте и военнослужащие и сотрудники милиции. Это большая потеря, особенно для низовых подразделений МВД: разъезжать по служебной необходимости приходится не 1 раз в день. В бюджете на этот год предусмотрено 30 млрд. рублей на выплату компенсаций людям в погонах. Но начнут получать эти деньги сотрудники силовых ведомств только в феврале, а оплачивать проезд нужно сейчас. Сотрудники столичного ГУВД Москвы сообщили ГАЗЕТЕ, что со столичными властями достигнута договоренность, что в течение января милиционеры могут бесплатно пользоваться транспортом, если будут одеты по полной служебной форме (от фуражки до ботинок). Видимо, предполагается, что в форме милиционер по личным делам не ездит. Но оперативники по служебным делам (например, к местам проведения операций), как правило, направляются в штатском. Так же, как и во время наружного наблюдения и многих других мероприятий. «Странно представить сыщика, выслеживающего преступника в служебной форме. В "гражданке" же придется платить за проезд», - отметил ГАЗЕТЕ сотрудник угрозыска.

В Калининграде, где силовики составляют до трети всех льготников, ситуация дошла до конфликта. Протестовать на улицу милиционеры не вышли. Зафиксированы случаи, когда кондукторов, пытающихся проверить билеты у милиционеров, доставляют в ближайшее отделение и обвиняют в попытках помешать работе сотрудников милиции.

Участковый из Самары Олег Курганов говорит, что когда компенсацию заплатят, она все равно не покроет расходов: "Мы весь день в разъездах, без машины, на общественном транспорте. Съездит милиционер по нескольким адресам, расплатится из своего кармана. А в следующий раз подумает, стоит ли всем визиты наносить".

Как федеральный центр и регионы поделили льготников
Федеральный уровень взял на себя заботу о ветеранах войны, инвалидах, Героях Советского Союза и России, "чернобыльцах" - всего о 12 млн. человек. Каждой из этих категорий вместо натуральных льгот - кроме льгот по оплате коммунальных услуг - будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация: Героям - 3050 рублей, инвалидам войны - 1550 рублей; участникам Великой Отечественной войны - 1050 рублей; блокадникам - 650 рублей; инвалидам первой группы - 950 рублей; второй группы - 550 рублей; третьей группы - 350 рублей, детям-инвалидам - 550 рублей. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрен 171 млрд. рублей. Одновременно федеральные льготники получат социальный пакет на сумму 450 рублей в месяц. В соцпакет входит проездной на пригородный железнодорожный транспорт, бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение 1 раз в 4 года и бесплатный проезд до места лечения. В 2005 году соцпакет будет обязательным, но с 2006 года каждый льготник сможет выбирать, что ему выгоднее: соцпакет или 450 рублей вместо него.

На региональном уровне остается 20 млн. льготников - труженики тыла и ветераны труда. В какой форме - деньгами или льготами - помогать льготникам, региональные власти должны были решить сами и найти на это средства в своем бюджете. Минфин рекомендовал регионам установить следующие суммы компенсаций: 200 рублей - ветеранам труда, 300 рублей - труженикам тыла. Чтобы помочь дотационным регионам финансировать своих льготников, в федеральном бюджете был создан так называемый резервный фонд в 38 млрд. рублей. Объем софинансирования, который готов взять на себя федеральный центр, составляет от 5 до 40% от рекомендованной суммы.

Непопулярный закон
Федеральный закон №122, предусматривающий замену натуральных льгот денежными компенсациями, принят 22 августа 2004 года. Это одна из самых непопулярных реформ. По данным социологических опросов, против нее выступали 58% россиян, а по своему резонансу в обществе граждане России поставили монетизацию льгот на второе место после трагедии в Беслане.

Между тем, как заявляло правительство, монетизация является системным решением, без которого невозможно проведение дальнейших реформ, в частности реформы межбюджетных отношений. До монетизации объем социальных гарантий приближался к 1,8 трлн. рублей, устанавливал их федеральный центр, а ответственность за их исполнение лежала на регионах. В результате в разных регионах льготы либо не предоставлялись вообще, либо предоставлялись в урезанном виде.

Новая система должна была изменить эту ситуацию. Однако проводить реформу оказалась не готова сама власть. Поделив льготников на федеральных и региональных (см. справку на этой же странице) и установив размер компенсаций и состав соцпакета, правительство не имело ни полного списка льготников, ни необходимой для монетизации инфраструктуры - сети аптек, санаториев, которые бы согласились обслуживать льготников, и т.п. Буквально за две недели до 1 января 2005 года у федерального правительства было готово лишь 20 постановлений из необходимых 79. В регионах, где соответствующие законы и бюджеты принимались в последний момент, ситуация еще хуже. В некоторых субъектах до сих пор нет полных списков льготников, а также необходимых средств на денежные компенсации.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Газета.Gzt.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.