Поможет ли формированию "среднего класса" налоговая амнистия и новый закон о малом и среднем бизнесе?

Олег, предприниматель средней руки, сейчас спит спокойно. Вовремя подсуетился, воспользовался так называемой налоговой амнистией и нынче, говорит, «чист перед государством как стеклышко». Увы, об этом «подарке» недобросовестным налогоплательщикам знают немногие. По данным ВЦИОМ, более половины россиян (58 процентов) вообще ничего не слышали об «амнистии», а треть опрошенных что-то слышали, но не знают подробностей.

Просто было на бумаге…

Возможность легализовать доходы, по которым ранее не были уплачены налоги, граждане получили с 1 марта 2007 года. Схема казалась простой и доступной: достаточно прийти в любой банк и, самостоятельно рассчитав сумму «утаенных» доходов, заплатить с них 13 процентов. Государство таким образом рассчитывало дополнительно получить 5-8 млрд рублей.

Увы, действительность оказалась далека от прогнозов. За восемь месяцев на счета Федерального казначейства поступило всего 458 млн рублей. Почему?

Аналитики называют несколько причин, по которым граждане не поспешили воспользоваться «щедростью» нашего государства. Во-первых, из опасения, что полученная налоговиками информация может стать источником неприятностей для работодателей. Ведь они, работодатели, выплачивающие зарплату «в конвертах», под амнистию не подпадают. Кстати, недавно Федеральная налоговая служба сообщила, что ужесточает контроль над компаниями, которые перечисляют в бюджет подоходный налог за своих сотрудников. Налоговое ведомство завершило формирование информационной базы данных о доходах граждан за 2006 год и провело ее опытную эксплуатацию. Так что по окончании налоговой амнистии за налогоплательщиками действительно будут следить пристальнее. К слову, документы, подтверждающие внесение декларационного платежа, будут храниться до 2012 года. Получается, что государство одной рукой гладит, другой – бьет.

Правда, закон все же защищает участника амнистии от дальнейших преследований. Например, сведения о легализованных капиталах специально вывели из зоны доступности налоговых органов. Именно поэтому декларационные платежи зачисляются прямиком на счета казначейства. Однако амнистия распространяется только на нарушения при декларировании доходов и не касается других правонарушений. А во многих случаях налоговым прегрешениям сопутствуют нарушения в сфере валютного и таможенного законодательства, чем как раз особенно грешат калининградские фирмы и индивидуальные предприниматели.

Но, главное, повторимся, все эти законодательные хитросплетения просто неизвестны рядовым налогоплательщикам, и потому те не спешат воспользоваться предоставленной им возможностью «спать спокойно». А в принципе зря. Ведь наказание за неуплату налогов может быть весьма суровым. По данным МВД, в 2006 году правоохранительные органы возбудили в отношении физических лиц более 4,5 тысячи уголовных дел за неуплату налогов, цифры эти в нынешнем году, заверяют милиционеры, будут еще внушительнее.

Не карать, а подсказывать

Развитию малого и среднего бизнеса, кроме уже завершающейся налоговой амнистии (она действует до 31 декабря 2007 года), призваны способствовать радикальные перемены в законе о проверках. Сейчас сонм проверяющих буквально терроризирует предпринимателей, мешая их нормальной работе. Руководитель департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразития РФ Андрей Шаров говорит, что задача проверяющих - не собрать дань, а консультировать, не карать, а подсказывать. Поэтому теперь законодательно прописана сама процедура проведения таких проверок.

Во-первых, проверка предприятий и индивидуальных предпринимателей должна обходиться без штрафов. Второе - необходимы веские обоснования для проведения плановых проверок. И, наконец, четкое ограничение по времени – 80 часов. Теперь, пояснил Андрей Шаров, «на 81-м часу проверяющие разворачиваются и уходят».

Правда, сам высокопоставленный чиновник, видимо, не очень верит во всемогущество регламентирующих установок. Он спрогнозировал, что новая практика изменит взаимоотношения проверяющих и бизнесменов и снизит чиновничий пресс на бизнес лишь… через 5-7 лет.

Конкретизируя, можно сказать о некоем правительственном документе, который резко сокращает полномочия органов внутренних дел. Теперь проверяющие в погонах не вправе предъявлять претензии по 15 административным протоколам, в том числе о просроченных товарах, различных технических отклонениях, содержании помещения. До сих пор милиция ежегодно предъявляла малому бизнесу до полутора миллионов таких протоколов, а затем, когда предприниматели отстаивали свои права в суде, в 90 случаях из 100 претензии объявлялись необоснованными.

С 1 января 2008 года вступит в силу новый федеральный закон о малом и среднем бизнесе. Одно из его достоинств в том, что местные власти должны будут в обязательном порядке поддерживать предпринимательство, выделять деньги в своих бюджетах, формировать специальные программы. До 25 млрд рублей возрастет за год с 2009-го по 2010-й финансирование малого и среднего бизнеса со стороны федерального бюджета.

В нашей области поддержка малого и среднего бизнеса ведется, есть и программа, и финансирование. Но, по мнению самих предпринимателей, явно недостаточные, а, главное, во многом отношения бизнеса и власти зависят от личного расположения главы того или иного муниципалитета. Законодательная основа в виде федерального закона в какой-то мере поможет сгладить эти негативные моменты.

А в целом все новации правительства направлены на то, чтобы в России наконец-то сформировался «средний класс» - основа стабильности и процветания любого государства.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.