Митрополит Кирилл обратился с Рождественским посланием к клиру и благочестивой пастве

В связи с праздником Рождества Христова митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направил архипастырское послание клиру и благочестивой пастве управляемой им епархии.

Ниже приводится текст указанного Рождественского послания.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова и Новым 2005-м годом. Вступление в Новый год сопровождается не только приличествующими таковому событию торжествами и веселием, но и раздумиями. Иначе и быть не может! Каждый мыслящий человек, переступая грань времен, задумывается о прошлом и пытается разглядеть контуры будущего. Анализ и прогноз - это не только способы научного описания истории, но и некая потребность каждого, кому не безразлично происходящие с ним самим, с его близкими, с Отечеством и всем человеческим родом. Бог дал человеку разум в том числе и для того, чтобы различать знамения времен...

Для очень многих людей 2004-й год был годом удачным, что обуславливалось хотя и не очень значительным, но реальным ростом экономики, а значит, и благосостояния. Кто-то был успешен по службе или в учении, кто-то оставил дурные привычки и поправил свое здоровье, кто-то обрел семейное счастье, кому-то сопутствовала удача в делах.

Но для других минувший год сопровождался трудностями, болезнями, скорбями и разочарованиями. Такова драма жизни: хорошее и плохое, радостное и скорбное, переплетаясь, образуют ткань человеческого бытия. Очень часто мы воспринимаем жизнь сквозь призму своего "Я" и оцениваем происходящее с точки зрения личного благополучия. Именно поэтому события, прямо нас не затрагивающие, остаются как бы в тени, на периферии сознания и памяти. Но именно в таких событиях нередко являются нам знамения времени.

Я хочу напомнить вам о двух событиях минувшего года, которые несут на себе печать такого знамения. Одно из них настолько страшное и трагическое, что, пожалуй, не имеет аналогов в истории. Океан вышел из берегов и гигантской волной смыл города и селения. Никто не может сказать, сколько действительно погибло людей: 150 или 200 или более тысяч, - и сколько еще умрет от голода и болезней.

Мы сопереживаем горю тех, кто потерял близких и родных, и возносим молитвы об умерших, не забывая о трагедии даже в этот праздничный день.

Страшная катастрофа как бы воскрешает образ библейского потопа. Однако тот потоп был воспринят людьми как кара Божия за грехи, а этот - как действие слепой стихии. Мало кто связывает сегодня страшную апокалиптическую картину разрушений от цунами с наказанием за грех. Причем наказанием не только и даже не столько тех, кто погиб или пострадал от этой катастрофы, а всех нас, весь род человеческий. А разве мало природных катаклизмов, войн, жертв террористических актов по всему миру! Сегодня на нашей планете нет "райского уголка", где люди чувствовали бы себя в полной безопасности. Может быть, кому-то такими уголками, до недавнего времени казались тропические острова Индийского океана.

Знамения времени грозно предупреждают род человеческий:

умножающееся зло либо должно быть остановлено самими людьми, либо до времени оно будет останавливаться Божьими карами. До времени, ибо конец времени наступит тогда, когда зло станет господствовать над всем миром и когда единственным спасением от зла явится апокалиптическое завершение истории.

Бог не творит зла, а попускает скорби в наказание за наши грехи. Эту простую религиозную истину, явленную нам в знамениях времени, нужно понять и усвоить. Если мы сопротивляемся злу, боремся с ним в нашей личной и общественной жизни, то Бог помогает нам. Он с нами Своим благословением и любовью. Самый главный вопрос истории, основной вопрос человеческого бытия - это вопрос о добре и зле. Все другие вопросы вторичны, ибо от того, как мы решаем этот главный вопрос, зависит не только наше благополучие, но и сама жизнь.

И другое событие, участниками которого стали сотни тысяч людей. Москва, возвращение всенародной святыни - Тихвинской иконы Божией Матери. Все пространство набережной реки Москвы, от храма Христа Спасителя до Красной площади, заполнено народом. То - не любопытствующие, не зеваки, то - народ наш, вчера еще далекий от веры, а сегодня алчущий Божией Правды, люди молодые и среднего возраста, с детьми, и люди пожилые. А ведь что только ни предпринималось, лишь бы Россия навсегда забыла Бога и отвернулась от своих святынь: и соблазн обманом о счастливой и свободной жизни, и поклонение ложным богам и идолам... Мы знаем, что грех богоотступничества был наказан историческим штормом невероятной силы - великая волна тех времен унесла миллионы человеческих жизней и обернулась морем пролитых слез... История являет собой великое знамение Божьего присутствия в жизни людей, и возвращение чудотворного образа Божией Матери Тихвинской в Россию явилось ярким символом возвращения к вере тех, кто сумел увидеть и понять это знамение.

Сегодня мы с радостью и смирением сознаем, что народ наш, прошедший через страшные исторические испытания, пострадавший, как, может быть, ни один другой народ, обретает веру, а вместе с ней и способность отличать правду от лжи, добро от зла.

Каждый человек многократно в жизни своей стоит перед выбором: между маленьким добром и маленьким злом, а случается и так, что совершаемые нами добро и зло не такие уж и маленькие. То, что делаем мы, отображается в судьбах других людей. Из этих поступков слагается картина жизни личной, семейной, общественной, через них обозначается лик человеческой цивилизации. Господу было угодно сокрыть от нас будущее - мы не знаем, что произойдет с каждым из нас, что ждет весь род человеческий. Но Бог не утаил от нас самого главного: мы знаем, что добро - это жизнь, а зло - смерть. "Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие - говорит Господь. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30. 19). Небо и земля и, добавим, море являются сегодня грозными свидетелями Правды Божией, призывающими нас избрать путь жизни.

Принося это Рождественское поздравление, я желаю всем нам способности различать знамения времен и, укрепляясь в вере, творить добро!

Да хранит Господь всех вас от зла и неправды, и Его благословение да пребывает с Калининградской землей, со всей Россией, со всем человеческим родом!


+ КИРИЛЛ,
митрополит Смоленский и Калининградский

Рождество Христово
2004/2005 года
Калининград
Источник: Русская Православная Церковь

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.