В бой идут не одни старики

Протесты пенсионеров и других социально незащищенных россиян, которые с первых дней нового года испытали на себе эффект монетизации льгот, вызвали наконец реакцию власти. Правда, для этого потребовалось, чтобы акции и митинги лишенных бесплатного проезда или не получивших обещанных бесплатных рецептов на лекарства людей прокатились по стране. А например, в подмосковных Химках вылились в трехчасовую блокаду Ленинградского шоссе. Именно проблемами начавшейся реформы льгот и озаботились вчера первым делом отдохнувшие парламентарии на Совете Думы.

Однако признавать за собой вины депутаты, принимавшие в прошлом году закон о монетизации, не пожелали -- «проездные» бунты были вызваны, по выражению спикера нижней палаты Бориса Грызлова, «неправильным прочтением закона в регионах». «В разных регионах России группы пенсионеров выходят на улицу, -- отметил наблюдательный спикер Грызлов. -- Это связано с тем, что положения закона где-то не выполняются». Спикер призвал парламентариев подготовить обращение к правительству по поводу выполнения закона о монетизации льгот и обсудить его уже на сегодняшнем пленарном заседании Думы.

Впрочем, более решительно настроенные законодатели полагают, что обращаться нужно не в Белый дом, а сразу в компетентные органы. Так например, глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев убежден, что к контролю за выполнением закона пора привлекать Генпрокуратуру. По его мнению, проблемы возникают из-за того, что «региональные власти, используя статьи закона, отменяют ранее установленные льготы». «Хотя законодательный акт их это делать не обязывает», -- подчеркнул г-н Исаев. Он напомнил, что одобренный в прошлом году Госдумой закон требовал не уменьшать произвольно количество льготников, а также не сокращать объемы финансирования социальной поддержки. Именно то, что эти нормы руководством ряда регионов «не выдержаны», по мнению г-на Исаева, и стало причиной возникновения недовольства людей по всей России.

Тактично переводят стрелки в сторону регионов и в Пенсионном фонде России, который, как известно, является одним из ответственных за реализацию реформы льготных выплат. «У нас в первые десять дней нового года не было никаких проблем. Мы выплатили 80% январских компенсаций в конце декабря прошлого года, оставшиеся деньги намерены выплатить до конца текущей недели, -- заявил «Времени новостей» советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий. -- Люди протестуют не потому, что им вовремя не выдали ежемесячные денежные выплаты, а из-за отмены натуральных льгот, в первую очередь на проезд в общественном транспорте, а этот вопрос к Пенсионному фонду отношения не имеет».

В свою очередь руководители регионов склонны искать виновников массовых митингов протеста вдали от своих кабинетов. Так например, власти Подмосковья, где в понедельник состоялась самая громкая акция последних дней, закончившаяся блокадой Ленинградского шоссе (в результате которой даже было задержано несколько рейсов в аэропорту Шереметьево), вовсе не желают брать на себя ответственность. Губернатор Московской области Борис Громов, похоже, считает, что причин создавать пробки на Ленинградке и заставлять нервничать авиапассажиров у химкинских льготников не было. Хотя пожилых жителей Подмосковья и даже ближайших пригородов Москвы с января действительно перестали бесплатно пускать в метро и начали требовать плату за проезд в автобусах. Тем не менее губернатор убежден, что вверенный ему регион к монетизации подготовился в полной мере. Еще до Нового года льготникам и пенсионерам были выплачены деньги на проезд в общественном транспорте по территории других субъектов Российской Федерации, в том числе Москвы, а также на проезд в электричках.

В общественном же транспорте самого Подмосковья всем без исключения пенсионерам и некоторым льготным категориям граждан сохранили бесплатный проезд.

По мнению г-на Громова, заблуждающихся пенсионеров втянули в протестные акции некие темные силы, которые «играют на трудностях переходного периода, связанного со вступлением в силу нового законодательства, организовывают подобные митинги и занимаются провокациями». Тем более что отпечатанные в типографии призывы выйти на митинг действительно раскладывались в почтовые ящики жилых кварталов Химок. Представители МВД, к слову, уже объявили о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении 12 человек, считающихся организаторами акции в Химках. Источник агентства Интерфакс в правоохранительных органах пояснил, что «люди привлечены к ответственности, конечно, не за выдвигаемые требования, а за нарушение общественного порядка и несанкционированную акцию». Он подчеркнул, что «вопрос о возбуждении уголовного дела не ставился». Но губернатору Громову такой подход не нравится. Он считает, что штрафов -- мало, и настаивает на возбуждении уголовных дел в отношении организаторов акции.

Учитывая тенденции последнего года, можно предположить, что «дело недовольных пенсионеров» в том или ином виде, в рамках административного или Уголовного кодекса, действительно может появиться. Поскольку версия о конспиративном характере акций протеста уже озвучена представителями федеральной власти. Так, например, спикер Госдумы Борис Грызлов призвал вчера обязательно расследовать причины и обстоятельства протестных митингов. «Если эти акции продуманные и не имеют ничего общего с реальной ситуацией, тогда возможно возбуждение дела об административном правонарушении», -- заявил он.

Примечательно, впрочем, что власти, занятые поиском нерадивых среди губернаторов и заговорщиков среди протестующих пенсионеров и инвалидов, не слишком обращают внимание на куда более тревожную тенденцию первых дней монетизации. Из регионов все чаще поступают сообщения о болезненной реакции на отмену бесплатного проезда в транспорте со стороны силовиков, которым категорически не нравится, когда сугубо штатские кондукторы требуют у них билет. И в таких ситуациях дело не заканчивается простой перепалкой -- уже были случаи (например, в Калининграде), когда обиженные на кондукторов и контролеров милиционеры вызывали подкрепление.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.