Министр Фурсенко уговаривает регионы

Несмотря на то что кабинет министров принял концепцию "Приоритетные направления развития российского образования до 2010 года", представители субъектов Федерации не спешат перестраиваться на новый лад. Во вторникруководители Министерства образования и науки РФ провели совещание с региональными руководителями отрасли, на котором попытались объяснить собравшимся, что «дети ждать долго не могут».

Дело в деньгах
Согласно концепции 'Приоритетные направления развития российского образования до 2010 года', принятой правительством РФ 9 декабря прошлого года, дипломы российских вузов должны стать конвертируемыми во всем мире. Для этого нужно качественное обучение, отвечающее запросам рынка. «Наши дети ждать нас долго не смогут, им необходимо современное образование», - открыл совещание с представителями регионов директор департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина. Призывая коллег не отвергать предстоящие реформы, Калина заметил, что концепция модернизации основана именно на опыте субъектов Федерации.

Это действительно так. Однако не стоит сбрасывать со счетов, что с 1 января этого года в связи с разграничением полномочий между федеральным центром и регионами значительная часть учреждений образования передана в ведение местных властей. В результате резко сократилось бюджетное финансирование отрасли. По данным директора сводного департамента экономики и финансов Андрея Петрова, в государственном бюджете на 2005 год на образование выделено 80 млрд. рублей, что на 10% меньше, чем в прошлом году. В качестве «бонуса» Петров сообщил, что в бюджете также заложены резервные 5 млрд. рублей. Эти средства будут распределяться по тем регионам, в которых обнаружится резкий недостаток финансирования после первого квартала текущего года.

Однако руководителей образования из регионов эта новость не утешила. Большинство из них считает, что местные бюджеты реформу образования не потянут. 'Любой закон - это тяжелый компромисс', - вынужден был признать глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.

Надо чаще встречаться
Представители регионов пожаловались на то, что их мнение редко учитывается при принятии ответственных решений, а сами они не могут часто приезжать в столицу из-за банальной дороговизны авиабилетов. Андрей Фурсенко оптимистично заметил: 'Нам нужно налаживать сотрудничество' - и пообещал лично приезжать в каждый регион не реже чем раз в год, устраивать масштабные совещания не реже чем раз в полгода. Чтобы подбодрить присутствующих, он сообщил, что теперь финал конкурса 'Учитель года' будет проводиться в том регионе, в котором работает победитель прошлогоднего конкурса. Это означает, что в 2005 году конкурс может пройти в Калининграде, где преподает Евгений Славгородский, удостоенный этого звания в прошлом году.

Голоса с мест
Напомним, что реформа подразумевает переход к непрерывному образованию россиян. Представители Красноярского края заявили, что начинать надо с педагогов. Глава комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Ольга Иванова поддержала коллег. По ее мнению, при подготовке и переподготовке педагогов нужно уделять внимание экономическим наукам. Андрею Фурсенко идея понравилась: «Правильно! Сегодня любой директор школы - это прежде всего менеджер, и ему необходимы экономические знания».

К предложению отказаться от школьных отметок (сегодня такой эксперимент проходит в отдельных школах практически каждого региона) министр отнесся осторожно: «С одной стороны, это позволит не травмировать ребенка плохими оценками. Но с другой стороны, мы должны готовить детей к взрослой жизни, а жизнь рано или поздно сама начинает ставить оценки».

Министр образования Республики Башкортостан Зугура Рахматуллина заметила: «Сегодня мы формируем грамотных молодых людей, но духовно несостоятельных. А, как говорил Дмитрий Менделеев, знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего». Андрей Фурсенко с этим согласился: «Молодежь не связывает образование с жизненным успехом. К тому же молодые люди не всегда связывают свой успех с успехом страны». По мнению министра, патриотическими фильмами эту проблему решить нельзя, поэтому Минобрнауки придется искать к молодым особые подходы.

Хотели как лучше, получается как всегда
Скорее всего, сделать это будет сложно. Даже столичные студенты, которых принято считать самыми благополучными в России, уже не скрывают свое недовольство ЕГЭ и образовательными кредитами. Чиновники тоже не скрывают опасений, что завтра студенты начнут бастовать так же, как сегодня это делают пенсионеры, лишившиеся льгот. Чтобы избежать волнений в молодежной среде, руководителям Минобрнауки придется не только обстоятельно объяснять обществу, что новая система оценки знаний и переход на платное обучение - это не выкачивание денег из населения, но и предложить разумную альтернативу, то есть разработать такую систему, чтобы знания молодых людей стали гарантией получения финансовой поддержки государства и общества на продолжение обучения.
Источник: Газета.Gzt.Ru

Эта земля была нашей

Главный редактор Алексей Милованов о серьёзном дефиците желающих видеть нашу область своей — даже на 71-м году её современного существования.