Сиротская доля

Все новости по теме: Монетизация льгот
«НИ» продолжают серию публикаций, посвященных положению различных социальных слоев российского общества после начала монетизации льгот. На этот раз в центре нашего внимания, возможно, самые незащищенные группы – дети-сироты и члены многодетных семей.

На первый взгляд, «льготный» закон №122 практически никак не затронул детей-сирот. Но без поправок, касающихся одного из самых незащищенных слоев нашего общества, все же не обошлось. Внесены принципиальные изменения в российское законодательство, которые в результате могут негативно сказаться не только на материальном благополучии, но и на социальном статусе сирот. Так, при помощи закона о монетизации федеральные власти фактически сняли с себя ответственность за финансирование дополнительных социальных гарантий для таких детей, переложив эту функцию на регионы.

На бумаге сироты обеспечены всем необходимым

«Если у регионального бюджета деньги есть, то сироты будут обеспечены в полной мере, нет, то соответственно ни о какой обеспеченности детей речи не идет, – прямо заявили «НИ» в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Москве. – В столице этот вопрос решен положительно, в других регионах, особенно с дотационными бюджетами, с этой проблемой пока ничего не ясно. В результате это все может обернуться ростом беспризорности и преступности. Вы представьте себе, вышел молодой человек из детского дома, а жилье ему не предоставили, потому что в местном бюджете нет денег. Чем он будет заниматься? Хорошего от него ждать не приходится».

Между тем директора детских домов видят большую опасность не в принятом законе, а в исполнении уже действующих. «Понимаете, на бумаге дети-сироты обеспечены в полной мере, – сказал «НИ» директор одного из московских детских домов. – Самое главное, чтобы прописанные гарантии исполнялись. А как они будут реализовываться в регионах, где нет денег? Никак. В результате ребенок получается абсолютно незащищенным».

Однако в 122-м законе есть и исключение. Государство пообещало заботиться в полном объеме о тех сиротах, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях. Но и это палка о двух концах. Как уже писали «НИ», не исключено, что число федеральных образовательных учреждений может в обозримом будущем резко сократиться. Как следствие, прямо пропорционально сократится государственная доля участия в судьбе детей, лишившихся родителей.

Многодетным сохранили несуществующие льготы

В отличие от сирот, многодетные семьи вообще оказались за бортом монетизации. Но это вовсе не потому, что правительство решило их не трогать. Просто количество полагающихся льгот и так было мизерным, да и те совершенно не соблюдаются. Как передает наш собкор в Волгограде Станислав АНИЩЕНКО, детей из многодетных семей даже кормят бесплатно далеко не во всех учебных заведениях.

«Отговорка стандартная – у школы нет денег, – рассказала «НИ» 29-летняя Лариса Матюшкина, мать четырех детей. – Да и вообще, некоторые льготы лучше заменить на денежные компенсации. Так, бесплатному походу всей семьей в музей раз в месяц я бы предпочла живые деньги». Пока же многодетные семьи Волгоградской области по решению региональных властей сохранили льготы, которые имели до 1 января. В «льготный набор» входят бесплатный проезд в общественном транспорте для членов многодетных семей, бесплатное питание в школах, 50-процентная скидка на оплату услуг ЖКХ, предоставление лекарств для детей до 6 лет, беспроцентные кредиты на приобретение жилья. «Кроме того, ежеквартально производились и производятся выплаты пособий многодетным семьям, – сказал «НИ» ведущий специалист комитета по делам семьи администрации Волгоградской области Лариса Ильина. – Семье с 5 детьми полагается 800 рублей, с 4-мя – 600 рублей, с 3-мя – 400 рублей ежеквартально».

На месте россиян датские льготники тоже пошли бы перекрывать дороги

Но не всегда старания властей обеспечить льготами членов многодетных семей на практике плохо реализуются, передает наш собкор в Калининграде Валерий ГРОМАК. Как сообщали «НИ» в мэрии Калининграда, в целях социальной поддержки калининградцев, имеющих более двух детей, мэр города подписал постановление, по которому для них установлен единый проездной билет на все виды муниципального транспорта стоимостью 250 рублей. К сожалению, это распоряжение не распространяется на частных перевозчиков, которые осуществляют львиную долю поездок в городе. В этом транспорте от многодетных и сирот требуют полной оплаты. Такое положение дел крайне удивило находящуюся сейчас в городе датскую делегацию. По словам директора центра социального развития Копенгагена Пера Холма, подобная ситуация, сложившаяся ныне в России, была и в Дании 10 лет назад. Но власти Дании взамен преференциям на проезд в общественном транспорте, на лекарства и на оплату жилищно-коммунальных услуг назначили льготникам и пенсионерам 100-процентную надбавку. По словам датчан, размер социальных выплат в России всем категориям льготников настолько мал, что если бы в такой ситуации оказались датские пенсионеры, многодетные семьи, сироты и другие категории, они бы тоже вышли перекрывать дороги.

Дожить до компенсации

Местными силами пытаются решить проблему многодетных семей и в Саратове, передает наш собкор в регионе Константин ФОМИЧЕВ. Как заверили корреспондента «НИ» в комитете по медико-социальным вопросам, материнству и детству саратовского министерства здравоохранения и социальной политики, положение этой категории льготников не изменилось. Более того, по словам заместителя председателя комитета Светланы Савочкиной, сейчас в области разрабатывается новый закон, который должен вступить в силу с 2006 года, а пока договоренность с транспортниками о бесплатном проезде достигнута на основании действующих местных нормативных актов. Как призналась г-жа Савочкина, «главным сейчас является урегулирование вопроса о погашении транспортникам выпадающих доходов от перевозки льготников». И хотя по статистике льготами на проезд пользуется лишь третья часть детей из многодетных семей, расчеты «выпадающих доходов» в социальном министерстве сделали исходя из их общего числа. Получилось около 12 млн. рублей в год. Когда местная власть начнет их возмещать, пока не ясно.

Примерно такая же ситуация и с льготами для детей-сирот. До нового года каждому из них органы опеки выдавали единый проездной на все виды городского транспорта и пригородные автобусы. С нового года эти билеты утратили силу, но, как рассказал нам начальник отдела реабилитации детей и подростков министерства образования и науки области Анатолий Уханов, «в течение января было всего несколько случаев, когда кондукторы выгоняли пытавшихся проехать по прошлогоднему проездному сирот». Напряжение удалось разрядить после того, как 19 января было подписано постановление губернатора «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей». В документе закрепляется право сирот на все льготы, которыми они пользовались до прошлого декабря. Сироты пользуются прошлогодними проездными, а транспортники ждут обещанной местным правительством компенсации выпадающих доходов в 5,1 млн. рублей.

«Автобус стал роскошью»

Между тем в некоторых регионах многодетные семьи уже столкнулись с проблемами. В основном из-за неопределенности со льготами на транспорт. «Дети государству не нужны – такое мы слышим каждый день от наших посетительниц – многодетных матерей, – рассказала нашему собкору в Краснодаре Сергею ПЕРОВУ заместитель председателя краснодарского отделения Детского фонда Лидия Кулакова. – Даже те крохи, которыми государство пыталось поддержать многодетных и хоть как-то продемонстрировать озабоченность демографической ситуацией, сейчас потерялись в бюрократических дебрях. Люди в растерянности – куда идти, какие справки собирать, на что они имеют право?».

Мать троих детей Алевтина Кравченко живет в станице Полтавской, старший сын – школьник, младшие ходят в детский сад. Лишение права на бесплатный проезд – серьезный удар по семейному бюджету Кравченко. Алевтина подсчитала, что еженедельные расходы на проезд к садику и обратно теперь составляют 200 рублей. «По вечерам приходится вести детей пешком, – говорит женщина, – я не работаю, муж на элеваторе получает четыре тысячи рублей. Автобус для нас стал роскошью».

Администрация Красноармейского района, где живет Алевтина, пока не дает внятного ответа на вопрос, какие льготы сохранятся благодаря доплатам из регионального и местного бюджетов. Никаких льготных проездных многодетным пока не дают. «Как многодетная семья мы имели право на материальную помощь при организации фермерского хозяйства, – рассказывает Алевтина Кравченко. – В прошлом году я обратилась в администрацию района с заявлением о выделении мне пая земли размером в пять гектаров и получении средств на покупку техники. Мне отказали – объяснили, что федеральный центр не финансирует эту льготу. А теперь об организации фермерского хозяйства вообще надо забыть».

С льготами для детей-сирот на Кубани дело обстоит еще хуже. До 1 января 2005 года за счет федерального бюджета финансировалось проживание детей в детских домах, интернатах, приемных семьях и в семьях опекунов. Каждая из этих категорий детей получала доплаты из местного бюджета, исходя из средней суммы расходов на одного ребенка, чтобы в итоге получалось около 2 тыс. рублей ежемесячно. Сейчас все эти расходы взял на себя краевой бюджет: постановлением главы Краснодарского края от 18 января дети-сироты до 23 лет получают денежное содержание в прежнем объеме. В школах Краснодара дети из многодетных семей и дети-сироты, которые автоматически заносятся в списки малообеспеченных, с 1 февраля будут питаться бесплатно. Средства на это выплачены из городского бюджета. Правда, сумма, ежедневно выделяемая на питание одного ребенка, составляет всего 3 рубля. Этим же категориям учеников за счет средств школы будут куплены льготные проездные билеты по 60 рублей, в то время как обычный ученический билет стоит 120 рублей. Где взять на это деньги, директора школ пока не знают.
Источник: Новые известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.