Получить два сертификата на приобретение жилья теперь не удастся

Целый пласт махинаций с государственными жилищными сертификатами (ГЖС) был выявлен в ходе проверки президентской программы обеспечения военнослужащих жильем. Каждый шестой из 60 тысяч реализованных с 1998 года документов, дающих право военнослужащему на приобретение жилья, был выдан с нарушением норм законодательства. Об этом заявил на последней коллегии Генпрокуратуры глава этого ведомства Владимир Устинов, тем самым поставив под сомнение эффективность реализации одной из самых успешных, по мнению военных, программ решения жилищной проблемы увольняемых в запас военнослужащих. Тем не менее, в самом Минобороны весьма спокойно встретили слова Генпрокурора, заявив, что программа ГЖС на сегодняшний день все равно остается единственным и главным инструментом обеспечения военнослужащих жильем, и она будет продолжена в будущем.

Проверку программы ГЖС за период с 1998 по 2003 годы инициировал лично президент Владимир Путин. Еще в марте прошлого года, на одном из совещаний с членами правительства, глава государства недвусмысленно намекнул, что пора навести порядок в вопросах выдачи ГЖС. Генпрокуратура, совместно с Главной военной прокуратурой, восприняли эти слова как сигнал к действию и провели, пожалуй, одну из самых масштабных проверок соблюдения законности выполнения президентских программ в Вооруженных силах. Проверялось все: от квартирно-эксплутационных служб отдельных частей, заведующих выдачей справок на получение военнослужащим сертификата, и конкретных военнослужащих, получивших эту ценную бумагу, - до Центрального жилищно-эксплутационного Управления Минобороны. Результатами этой масштабной операции и стали слова Устинова о «целом пласте махинаций».

«По материалам прокуратуры только в последние два месяца освобождены 647 незаконно удерживаемых квартир, которые перераспределены нуждающимся военнослужащим. - заявил Владимир Устинов. - В суды заявлены свыше 1 тысячи исков, по фактам злоупотреблений, возбуждено около сотни уголовных дел, а 19 военнослужащих уже осуждены».

Впрочем, как удалось выяснить корреспонденту Страны.Ru, в самом военном ведомстве обвинения, брошенные в их адрес генпрокурором, не стали новостью. Первый заместитель начальника Центрального организационно-планового Управления капитального строительства Минобороны Александр Рыльский, в прошлом, до изменения штатной структуры, руководивший разработкой и реализацией программы ГЖС, сообщил, что «трудно комментировать слова Генпрокурора, но, тем не менее, и Минобороны, и Госстрой давно закрыли существовавшие бреши, так как проверка была инициирована специально для того, чтобы накануне принятия новой программы ГЖС на 2004-2010 годы подвести итоги предшествующей программы, учесть ее недостатки и не допустить при реализации новой их повторения».

«Механизм предоставления военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, адресных субсидий через ГЖС, является наиболее эффективной формой обеспечения их жильем, - говорит руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко.

По словам представителя Минпромэнерго (госзаказчик - координатор федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы) Михаила Куликова, все остальные 6 подпрограмм программы «Жилище» правительство предполагает реализовывать на принципах, подобных тем, которые задействованы в подпрограмме ГЖС.

Программа государственных жилищных сертификатов с 1998 года была одной из первых - пробных - форм подобного замещения положенной военнослужащим и приравненным к ним лицам гарантии на получение бесплатного жилья от государства. За это время ею сумели воспользоваться более 100 тысяч семей. А общий объем ее финансирования составил 41,5 млрд. рублей. Однако, несмотря на видимый успех реализации программы, она так и не стала панацеей для всех нуждающихся в получении жилья военнослужащих (воспользоваться программой могли только увольняемые и уволенные в запас из силовых структур).

Новая Подпрограмма отчасти решает эти проблемы. К числу участников, уже с 2004 года будут добавлены сотрудники противопожарной службы МЧС, прокурорские и судейские работники. Претендовать на жилищный сертификат смогут вдовы погибших или умерших военнослужащих в период прохождения ими военной службы, а также уволенные на льготных основаниях.

Согласно новому порядку реализации сертификатов, в течение двух месяцев с момента получения ГЖС, владельцы сертификатов должны открыть счет в любом отделении отобранного на конкурсной основе банка. Изменится подход к расчету размера субсидии. Если раньше она рассчитывалась по средней стоимости квадратного метра жилья в каждом конкретном регионе, то теперь берется средняя сумма по всей стране.

«Это решение должно исключить факты спекуляции при получении сертификатов, - пояснил ситуацию корреспонденту Страны.Ru руководитель «Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ» при Росстрое Анатолий Мишанов. - Раньше военнослужащие старались выписать сертификат на Москву или Санкт-Петербург, где стоимость жилья - самая высокая по России, реализовывали его, а жилье покупали себе где-нибудь в средней полосе».

Впрочем, несмотря на усредненность стоимости квадратного метра по ГЖС, для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока к средней стоимости будет осуществляться 20-процентная надбавка, для Сибирского округа - 15 процентов, а для Калининграда - 10. Тем самым, по словам Мишанова, у большинства военнослужащих появится возможность реальной покупки жилья в месте, избранном для постоянного жительства.

Пожалуй, самым серьезным нововведением программы станет возможность использования сертификата в ипотечных программах. Сертификат может быть использован в качестве основного финансового покрытия ипотечного кредита. По сведениям из Сбербанка, в 2003 году владельцам ГЖС этой кредитной организацией было выдано более 2 млн. рублей. Теперь, когда число банков увеличилось до пяти, ("Агропромкредит", Банк Москвы, Импэксбанк, Росбанк и Сбербанк) количество выданных ипотечных кредитов наверняка возрастет. По словам зампреда рабочей группы Минобороны по программе "Государственные жилищные сертификаты" Сергея Чернова, "основными критериями соответствия банков были уставный капитал, наличие обширной филиальной сети и наличие опыта в ипотечном кредитовании населения". Все это, по мнению эксперта, дает дополнительные возможности для покупки военнослужащим или приравненным к ним лицам наиболее подходящего жилья. По мнению Чернова, это не только позволит эффективнее использовать сам ГЖС, но и покупать более комфортабельное жилье. В 2004 году подпрограммой ГЖС смогут воспользоваться не менее 9 тысяч человек. В 2005 - уже 11 тысяч.

Что же касается махинаций, то, по мнению Рыльского, программы пишутся под честных людей. Но всегда существует так называемый человеческий фактор, который и вносит коррективы в их реализацию. И, как заявил представитель военного ведомства, проверка Генпрокуратуры как раз помогла выявить все недочеты программы, с тем, чтобы в принципе исключить вероятность их повторения.

Например, в перечне документов, которые увольняющийся военнослужащий должен предоставить в жилищную комиссию, числится справка о сдаче жилья по прежнему месту службы. Справка выдается в единственном экземпляре и всегда предоставляется в подлиннике. Однако, как теперь становится ясно, что некоторые военнослужащие либо самостоятельно, либо при помощи начальников квартирно-эксплуатационных служб частей, где проходили службу, подделывали ее - по справке якобы сдали жилье, а на самом деле нет.

Раньше комиссия, рассматривавшая такие документы, принимала их, что называется, «на веру». Во второй редакции программы ГЖС на 2004-2010 годы этот просчет учли. В результате, по новым правилам, обязательным условием, перед вынесением решения о выдачи ГЖС, становится запрос в органы, выдававшие военнослужащему справки, на предмет их подлинности.

По словам Рыльского, были случаи, когда военнослужащий получал сертификат в местных органах исполнительной власти по месту жительства, а другой через Минобороны. По закону увольняющийся военнослужащий должен за 3 года написать рапорт командиру о том, что он хочет стать участником программы ГЖС. Параллельно с этим он встает в точно такую же очередь, но в соответствующем органе в том субъекте России, где планирует поселиться после увольнения. В результате, получив сертификат от Минобороны, он не уведомлял местные органы власти о том, что он его получил, и через некоторое время получает второй сертификат.

Возникновение подобной ситуации во многом объяснялось тем, что раньше не было единой базы данных по ГЖС. Сегодня все это исправлено. Учет и контроль за выдачей сертификатов полностью компьютеризирован. Теперь внести одну и ту же фамилию в реестр на получение сертификата просто невозможно - машина откажется это делать. Точно так же построена работа с банками - резидентами, обеспечивающими программу ГЖС. Прежде чем перевести деньги по ГЖС, банкиры сверят данные сертификата с реестром. Так что подлог исключен и на этом уровне.

По словам Рыльского, введение этих норм уже привело к тому, что количество «ошибок» в предоставлении ГЖС практически свелось к нулю. Но это совсем не означает, что система не будет совершенствоваться, с учетом выявления в ней новых брешей. Во всяком случае, «публичное оглашение результатов проверки Генпрокуратуры должно показать, что контроль за выполнение программы существует и если кто-то усомнится в этом и попробует нарушить установленные правила игры, то это все равно будет выявлено и пресечено. - заявил руководитель «строительного» управления Минобороны. «Мы учимся на своих ошибках, - честно признался Рыльский в беседе с корреспондентом Страны.Ru.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Страна.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.