Памятники архитектуры в Железнодорожном превращаются в руины

Поселок Железнодорожный Правдинского района Калининградской области – настоящий историко-архитектурный заповедник. С конца 14-го века здесь сохранился замок, средневековый торгово-ремесленный посад, есть крепостные сооружения 17-19 веков, а также здания в стиле «модерн» начала двадцатого века. Всего насчитывается около 50 объектов, имеющих историческое значение и архитектурную ценность. Большая часть этого достояния – в руинах.
В Железнодорожном уже больше десяти лет пытаются передавать частным лицам архитектурные памятники с условием, что слова «реставрация» или, в крайнем случае, «консервация» не останутся пустым звуком. Самые большие надежды возлагали на двух архитекторов из Калининграда, им в начале девяностых отдали два дома 18-го века в историческом центре поселка. С тех пор – никаких перемен. Владельцы в Железнодорожном не показываются.
Поселковая власть всё это знает, создает проекты развития и реконструкции. Подсчитано, что для начала необходима сумма в 5 миллионов рублей. Но таких масштабных инвестиций ждать придется долго. Валерий Белорусский, глава администрации Железнодорожного: «Мы хотели бы, чтобы это побыстрее было, но, к сожалению, это не всегда от нас зависит, - когда изыщутся достаточные средства на то, чтобы эти вопросы решить».
Замковая мельница – одно из немногих зданий поселка, у которых есть шанс сохраниться почти в первозданном виде. Правда, здесь планируется устроить гостиницу. Но это все-таки лучше, чем дожидаться, пока строение рухнет. В сентябре начались работы, сегодня уже видно, что сделано: новая черепица, окна, двери. Все делается аккуратно, быстро, по-хозяйски.
Владимир Колесник, предприниматель: «Я очень люблю историю, и мне нравится именно восстанавливать. Считаю, если люди горят желанием это делать, то нужно давать им возможность».
Сохранить исторические здания в достойном виде – проблема даже для большого города, с солидным бюджетом. Статус посёлка не позволяет Железнодорожному рассчитывать на бюджетное финансирование, такая статья расходов есть только в городских образованиях. Поэтому уцелевшие после множества войн средневековые строения успешно превращаются в классические руины. Кому в Железнодорожном пока раздолье, так это бомжам: они налаживают комфортную жизнь в памятниках европейской архитектуры.
Источник: ГТРК "Янтарь"

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.