Виктор Анохин рассказал о правах пациентов

Исполнительный директор территориального Фонда обязательного медицинского страхования рассказал о правах пациентов.

Справка «СК»

Виктор Дмитриевич Анохин родился в Казахстане в 1946 году. Окончил Алматинский государственный мединститут, факультет «Лечебное дело». Работал заведующим хирургической службы БСМП г. Кустаная, зам.главврача по лечебной работе и главным врачом этой же больницы. Возглавлял управление здравоохранения, а с 1995 по 1997 гг. - Фонд ОМС Кустанайской области. С 1997 по 2005 гг. работал заместителем и первым замом директора терфонда ОМС в Калининграде. В конце 2005 г. назначен его директором.

- С этого года все работающие граждане имеют право бесплатно пройти диспансеризацию. Выходит, любой житель области может отправиться на медосмотр?

- Приказ Минздрава России о диспансеризации работающих граждан вступил в силу 24 марта, мы сейчас готовим нормативные документы, чтобы запустить этот процесс. Выясняется, сколько пациентов смогут принять поликлиники. Думаю, вопрос решится в течение месяца. Работодателю нужно будет заключить с поликлиникой договор на полную диспансеризацию сотрудников. Платить организации не придется - деньги в поликлинику поступят из федерального Фонда обязательного медицинского страхования. Раньше диспансеризацию проходили только дети, подростки, абитуриенты, студенты, инвалиды участники ВОВ, неработающие пенсионеры, чернобыльцы, бюджетники и «вредники».

- Многие сетуют на ужасное качество медосмотров: врачи уделяют пациенту не более 5 минут. Это нормально?

- Наша задача – оплачивать выполненные поликлиниками услуги, а за их качеством обязан следить главврач. Но на жалобы отреагируем обязательно. К примеру, если выяснится, что во время диспансеризации пациент прошел не всех врачей или у него не были взяты необходимые анализы, поликлиника денег не получит.

- В начале прошлого года в медицинских учреждениях ввели новый механизм финансирования. Рассчитывали, что качество медпомощи улучшится. Но, к большому сожалению, это случилось далеко не везде. Почему?

- Очень трудно переломить психологию людей, в том числе врачей, которые привыкли получать зарплату независимо от качества выполненной работы и количества принятых пациентов. Профилактическую работу в 90-е годы мы практически похоронили. Многие люди своего участкового врача даже в глаза не видели, хотя он обязан регулярно посещать пациентов на дому, чтобы вовремя поставить диагноз и вылечить болезнь на начальной стадии. При новой системе финансирования врачи должны работать, чтобы предотвратить болезнь. По идее, подушевой норматив и должен был научить руководителей зарабатывать деньги, но пока у них это плохо получается.

- Неужели дело только в том, что руководители поликлиник оказались плохими менеджерами?

- В основном это так. Во многих учреждениях отсутствуют журналы самозаписи, записаться по телефону к специалисту невозможно; в первой половине дня, к примеру, принимают больных только по больничным листам, а работающие граждане вынуждены сидеть в очереди, нет приема до последнего пациента - это все неправильная организация работы амбулаторно-поликлинического учреждения. Соответственно, и пациент ищет более доступную помощь в другом месте, а деньги уходят за ним. К примеру, в прошлом году поликлиника многопрофильной больницы потеряла более 4,5 тысячи человек, от поликлиники № 1 на ул. Невского открепились более 2 тысяч.

- Может, у главврачей не было возможности получить квалификацию менеджера?

- В прошлом году они проходили курсы повышения квалификации управленцев здравоохранения. Кто-то побывал в Москве, приезжали и к нам специалисты из столицы, разъясняли, как работать по новой системе. Специального диплома «главврач-управленец» не бывает. Если в регистратуре очередь, ни на каких курсах не скажут, как от нее избавиться. Если в поликлинике терапевты загружены – увеличьте их штат, нет узких специалистов – платите таким врачам хорошую зарплату.

- А может, поспешили… Почему бы для начала не опробовать новый механизм на каком-нибудь одном учреждении и только потом вводить его повсеместно?

- Я считаю, что надо внедрять новые методы сразу. Да и проблемы у нас были только в январе, а сейчас ситуация в 90% медучреждений стабильная. Я все районы обзвонил, деньги на счетах есть. Проблемы только у ЦРБ Пионерского, там раздут штат врачей, а больных нет. В 7-й поликлинике Калининграда практически нет прикрепленных пациентов. В БСМП была задержка зарплаты в этом месяце, но я точно знаю, что это вина руководства больницы, так как деньги на счету были – 9,5 млн руб.

- Но ведь доходит до абсурда. Как инфекционной больнице можно выполнить план и тем самым заработать деньги: выходить на улицы и заражать людей?

- Обойдемся без таких радикальных мер. Нужно сокращать койки и лечить столько больных, сколько поступает. В прошлом году областная инфекционная больница была загружена лишь наполовину.

- В последнее время стало трудно получить направление на госпитализацию. Кто контролирует этот процесс?

- Показания к госпитализации определяет лечащий врач – это прописано в программе госгарантий. Если он своевременно не направил пациента в больницу, к поликлинике применяются экономические санкции. К примеру, запущенный больной попал в стационар, главврач направляет «сигнальное извещение» либо в его страховую компанию, либо в фонд ОМС. В этом случае проводится проверка, и медучреждение наказывается рублем. К примеру, лечение такого больного обошлось в 10 тысяч рублей, поликлиника не только платит за него деньги в больницу, такая же сумма удерживается в качестве штрафа. Получается, медучреждение платит за свои ошибки дважды. А главный врач уже пусть решает, как наказать нерадивого врача. Вы также можете обратиться с проблемами в страховую компанию (телефон указан в полисе) или в терфонд ОМС (тел. 95-67-41).

- А у нас кого-то уже наказали за несвоевременную госпитализацию?

- Да, в прошлом году за подобные нарушения оштрафовали несколько поликлиник в Калининграде – №№ 1, 8, 6 , поликлиники горбольниц № 1 и 3. В поликлинике № 6 (п. им. А. Космодемьянского) было зафиксировано семь случаев, когда врачи не направляли вовремя пациентов в больницу. Больше всего подобных ситуаций в Славском районе. Нарушения были в поликлинике Славска, районной больнице Большаково и в Ясновской больнице. Единичные случаи несвоевременной госпитализации мы регистрировали в Балтийске, Советске, Гурьевске, Гусеве, Зеленоградске, Полесске и Мамоново. Всего за год зарегистрировано 25 случаев, когда людей вовремя не направляли в стационары. Общая сумма штрафов за несвоевременную госпитализацию в прошлом году составила 70 тыс. руб. А всего в прошлом году за некачественное лечение, плохое ведение медицинской документации и другие нарушения мы наказали стационары на 3 млн руб., а поликлиники - на 1 млн 80 тыс. руб. Хуже всего дела в этом плане обстоят в больнице п. Большаково, Краснознаменске, Озерске, Немане и госпитале ветеранов всех войн в Калининграде.

- А если речь идет о плановой госпитализации, имеет ли право пациент выбрать любую понравившуюся ему больницу?

- Да, допустим, житель Зеленоградского района приходит к своему врачу. Пациенту показана операция. Доктор может предложить ему местную больницу, но если тот пожелает лечь в областную больницу, доктор не вправе ему отказать. Конечно, речь идет о тех, кому операция действительно показана. Но отмечу, что больной будет госпитализирован в порядке очереди. И хотя в программе государственных гарантий срок ожидания не определен, как правило, больного направляют в стационар в течение месяца.

- Кстати, поговаривают, что именно в областную клиническую больницу очень трудно добыть направление на госпитализацию…

- В ОКБ сейчас места есть. Более того, стала действовать новая схема приема в областные детскую и клиническую больницы. Пациенту не обязательно получать направление на госпитализацию от поликлиники. Нужно лишь иметь на руках направление на консультацию к главным специалистам министерства здравоохранения – это зав. отделениями больниц. А они уже решат, показано ли лечение в стационаре и как срочно. Если у вас нет направления от врача поликлиники, можно обратиться самостоятельно на платной основе.
Источник: Страна Калининград

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.