Александр Пятикоп: вторая эстакада — «кидалово» субподрядчиков, и то же будет со стадионом

Все новости по теме: Вторая эстакада через Преголю

Время идет, ЧМ-2018 все ближе, но об обещанных грандиозных дорожных стройках не слышно. Более того, областные власти с огромным скрипом решили выделить 1,5 миллиарда рублей на съезды со второй эстакады на Остров; а на ее достройку нужно еще больше. О стратегических просчетах в этой сфере и не только — в интервью «Нового Калининграда.Ru» с долгожителем и экс-главой горсовета Александром Пятикопом.

pyatikop_int.jpg

«Убедил, а по-русски — заставил...»
— Второй эстакадный мост — это уже квинтэссенция, символ того, что происходит в Калининграде с дорожным строительством. Мало того, что его нужно доделывать, что есть большой долг перед подрядчиком, на городском бюджете «висит» взятый для его возведения кредит…

— Смотрите, под нажимом предыдущего губернатора городской Совет проголосовал за кредит на достройку моста. Два человека не голосовали «за». Против высказался ныне депутат Калининградской областной Думы Евгений Васильевич Ган. И я воздержался. Моя аргументация была такая же, как у Гана: нужно брать не кредиты, а добиваться субвенции, чтобы не отдавать эти деньги. Потому что 131-й закон об общих принципах организации местного самоуправления, наделив полномочиями, не наделил ресурсным обеспечением.

Ни один муниципалитет Российской Федерации не в состоянии построить мост. Это просто нереально. Так вот, Георгий Валентинович Боос, как руководитель области, взял кредит в Москве под небольшой процент и, скажем так, убедил, а по-русски — заставил город Калининград взять этот кредит. Это вот история вопроса. Кстати, с 16 года мы должны будем 2 миллиарда 200 миллионов рублей выплатить по этому кредиту. Если мы не получим помощи из федерального центра, область нам помочь не сможет, нам нужно отдавать кредит. Поэтому либо федеральный центр дает, либо заменяет кредит на субвенцию.

Вопрос обострился еще полтора года назад, в декабре 2011 года. Тогда подрядная организация сказала, что город задолжал ей 1 миллиард рублей. Я тогда был зампредседателя городского Совета, потом председателем городского Совета. Написали все соответствующие письма. По моему письму в то время началась проверка главой Калининграда Александром Георгиевичем Ярошуком, а в июне 2013 года должны были результаты проверки быть представлены в городской Совет. Но 19 июня я был снят с должности и ситуацию эту, понятно, контролировать не мог.

Но после проверки городскими властями, то есть комитетом архитектуры и строительства, в июне прошлого года было подтверждено, что долг города составляет 850 миллионов рублей. Поэтому, я так понимаю, с миллиарда сбросили до 850 — уже здесь был достигнут какой-то компромисс, потому что подрядчик настаивал на совсем других цифрах, на миллиарде (губернатор Николай Цуканов две недели назад говорил уже о 700 миллионах рублей — прим «Нового Калининграда.Ru»). Но ведь у этого подрядчика было много субподрядчиков. А субподрядчики — это калининградские фирмы, с которыми не рассчитались. Которые выполнили работы, а люди не получили денег.

— А это, выходит, и налоги в городской бюджет…

— Да, и это мы недополучили сразу же. Губернатор сказал еще год назад: товарищи, город брал кредит, я в этом не участвовал, я не был губернатором, так в чем проблема, рассчитывайтесь. Город стал решать, что делать, и стал упрашивать губернатора: давайте вставим в Федеральную целевую программу. Но мы помним о том, что наши хотелки от области были направлены на 446 миллиардов, а что мы получили? 59 миллиардов. Плюс сообщения, что в ФЦП не войдет достройка моста, а это интересная история. Смотрите: на достройку моста, по мнению экспертов, нужно еще 3,5 миллиарда рублей. Собственных доходов у города около 7 миллиардов.

— Но сейчас вроде говорится о других цифрах — по-моему, губернатор 1,5 миллиарда рублей выделяет.

— Давайте называть полные цифры. Полтора миллиарда — это съезды. Скажите пожалуйста, вот я съехал, как сейчас. А дальше я уперся: а) в «Дзержинку» узкую, которую нужно реконструировать, там постоянно заторы; б) в проспект Калинина. С другой стороны — я съехал и уперся на Фрунзе. Так вот, для достройки, чтобы мост заработал, нужно, во-первых, съезды сделать, во вторых — там нет верхнего слоя асфальта. А это значит: все, что сделано, скоро пойдет псу под хвост. Если мы еще там год-два протянем, вот эти микротрещины под воздействием температур заставят переделывать все. Мост красиво открыли при Медведеве, на грузовиках поездили, а дальше что? А кредит город не может отдать, под какой процент ты его ни возьми.

pyatikop_int_3.jpg

«Движемся в коммунизм, давайте рельсы перекладывать»
— Получается, в будущем году городу около 800 миллионов по кредиту нужно будет отдать — проценты плюс тело кредита?

— Вообще здесь более широкий вопрос. Вопрос состояния муниципальных финансов и финансов субъектов по всей России. Привожу исключительно цифры, взятые из открытой печати: журналы «Эксперт», «Деньги», «Местное самоуправление», «Российская газета» — так сказать, идеологически выдержанные издания. Совокупные долги бюджетов субъектов и муниципальных образований составляют 1,5 триллиона рублей. Это соизмеримо с деньгами, которые были затрачены на подготовку Олимпиады в Сочи. Я не умаляю ее достоинств и не обсуждаю необходимость ее проведения. Я обсуждаю другую сторону — финансы. Теперь, если 5 лет назад у нас было 19 регионов-доноров из 83 субъектов, то теперь регионов-доноров осталось 7. Что такое регион-донор? Тот, который не запрашивает деньги на выравнивание межбюджетных отношений. А теперь такие регионы, как Самарская область, которая всегда была донором, запросили деньги. Им не хватает на выполнение полномочий. Калининград ежегодно более 400 миллионов платит по кредитам различным. Для сравнения, много это или мало: вся программа «Мой двор» у нас — всего 27 миллионов на год.

— Программа капремонта домов в городе в этом году — около 500 миллионов рублей.

— Понимаете, да? Это два детских садика, верно? Вот вы сказали про капремонт. Хочу назвать одну цифру: на миллиард рублей город Калининград должен выполнить работ по ремонтам многоквартирных домов, это по решениям судов. Около миллиарда. Скажите пожалуйста, а это откуда? А это решения судов — не разговоры, не хотелки.

Возвращаясь к долгам по кредитам. Государству их нужно будет погасить, иначе все остановится — погасить банкам, где их брали. Таким образом, помочь бюджетам местного самоуправления. Что касается моста. Для чего у нас есть депутаты от Калининградской области в Государственной думе? Для чего у нас сенаторы? Мало того, да у нас Жуков Александр Дмитриевич чего только стоит! Нужно решать вопрос о замене кредита на субвенцию для региона. Целевая субвенция. И вот тогда регион деньги эти пропустит через себя и отдаст городу. И мы рассчитаемся со строителями, иначе все депутатские наказы, все обязательства главы города перед населением будут сорваны. Вот и вся песня.

— Каким-то образом депутаты от Калининградской области в Москве этот вопрос поднимали, у вас есть такая информация?

— У меня нет информации, чтобы даже областные депутаты повозбуждались за город Калининград. Мало того, могу подтвердить факт, когда обсуждались межбюджетные отношения на этот год, осенью прошлого года, пришли депутаты областной Думы на заседание — мы их пригласили на горсовет — и сказали: «впервые слышим эти вопрос», «почему нас вы не вооружили, город?» Депутаты областной Думы были «в отказняке». А правительство Калининградской области знало, и губернатор заявлял о том, что это — тема города.

— По-моему, эта тема довольно широко освещалась, и вряд ли в облдуме кто-то был не в курсе.

— Я говорю, что они заявили об этом. Но сейчас есть два вопроса, которые, как говорят, всегда волновали русскую интеллигенцию — кто виноват и что делать. Я бы стал обсуждать, что делать. Выход вижу только один — замена кредита на субвенцию. Вот смотрите, сейчас, с 1 июля, можно было начинать дополнительное строительство детских садов по «дорожной карте». Но маленький секрет раскрою: документация готова — у нас денег нет на софинансирование, показать нечего.

Мало того. Вот я на фракции поставил вопрос, и меня поддержали, будет на комиссии по бюджету он подниматься — о перспективах исполнения бюджета на второе полугодие. Смотрите, что было сделано. Нужно выполнять указы президента? Нужно. Нужно поднимать зарплату работникам образования, в частности — работникам системы дополнительного образования? Нужно. Подняли. Знаете, каким образом? С четвертого квартала деньги сняли и им заплатили. Наступит четвертый квартал, и платить педагогам дополнительного образования уже у города нету денег, а это ответственность города. Как в том анекдоте: движемся в коммунизм, давайте рельсы перекладывать. То есть, на 4 квартал «дыра» — 150 миллионов рублей, вот эта дельта, чтобы довести до реализации указа президента. Следующий блок — работники культуры. Им нужно доводить до среднего уровня, денег на это нет. Пока им временную «подачку» дали, грубо говоря; благо год культуры. А дальше? что будем делать через 3 месяца? Это не все, это пример социальной сферы. А то, что ежеквартально по 80 миллионов рублей мы закрываем бреши «Теплосети»? А то, что «Водоканалу» по 50 миллионов в квартал закрываем? Так вот, как только запустятся очистные сооружения, налог будет платить дополнительный «Водоканал» на это имущество 200 миллионов. Это обрушение! А «Чистоте» мы даем по 50 миллионов, вот 54 дали в декабре! То есть, мы занимаемся латанием дыр. Поэтому стратеги сами по себе живут, и в городе, и в области, а жизнь идет сама по себе. Вот вам положение. Да, фракция «Единой России» меня поддержала, и на заседании комиссии по бюджету в июле мы будем рассматривать вопрос, будет приглашен министр финансов Порембский (глава регионального минфина Виктор Порембский — прим. «Нового Калининграда.Ru»), председатель комитета по бюджету областной Думы Фролов.

— Вопрос о чем?

— Как будем закрывать бреши эти в бюджете города. Мой прогноз: мы не исполним городской бюджет на этот год. Ни по доходам, ни по расходам. И также не будет исполнен бюджет области — ни по доходам, ни по расходам. Знаете, что будет сделано? Как обычно делается, арифметическое исполнение бюджета. В конце года депутаты и областной Думы, и городского Совета «занесут хвосты» в исполнительные органы власти. Это значит: там, где не исполнено, снимут деньги — и вроде как исполнено. Понятно? И вот так делается каждый год. Ну, мы кого будем обманывать, сами себя? А что нам сказать нашим избирателям? Понимаете, что такое арифметическое исполнение бюджета? Все будет на 100 процентов. На самом деле «обрезаны» будут объекты, обрезано будет финансирование.

pyatikop_int_2.jpg

«Белый слон архитектуры»
— Если вернуться к мосту. Хорошо, нужно добиться субвенции. Но долг перед подрядчиком и деньги на достройку все равно будут висеть на Калининграде.

— Юридически на Калининграде — однозначно. Что сказано в законе? Если у муниципалитета не хватает денег на исполнение полномочий, он должен запрашивать кого? Вышестоящие органы власти. Несмотря на то, что он отделен по формальной позиции — мы подписали в 1998 году Хартию местного самоуправления, где формально написано, что местная власть отделена от государственной власти, это местное самоуправление. Но, понимаете, как может быть отделена реально, если регуляторами межбюджетных отношений являются «старшие товарищи». В частности, на уровне правительства области.

Могу привести пример: я застал еще те времена, еще будучи депутатом второго созыва, когда самый базовый налог — НДФЛ, налог на доходы физических лиц, — в городе оставался на 90 процентов. Это был 1997 год. А 10 процентов шло в казну области. Известна историческая фраза ныне покойного Кожемякина Игоря Ивановича, главы города Калининграда, первого всенародно избранного: «Я готов встать на колени перед вами, депутатами Калининградской областной думы, оставьте нам хотя бы 70 процентов». Прошло еще время. Знаете, сколько мы получаем НДФЛ на этот год? 31 процент. Меньше 30 нельзя по закону. Так вот этот 31 процент — это 47 процентов доходной части бюджета города. Ну, если нет дохода, откуда могут быть расходы, понятная ситуация. Что делать с этим? Нужно обращаться в область с тем, чтобы оказали финансовую поддержку для выплаты задолженности. У области есть деньги? Нет, сразу говорю. У них бюджет на пределе, дефицит бюджета. Вот на уровне субъекта федерации дефицит бюджета не может быть больше 15 процентов. На уровне местного самоуправления, на уровне города Калининграда — не больше 10. Кстати, у нас 2 процента дефицит, но это сознательная политика, потому что долги накапливать не нужно; а вот эти долги, и на уровне субъектов, идут с 1991 года, когда существовал бартер, это долги вот тех лет, которые никто не гасит. И область должна обращаться в правительство Российской Федерации, объясняя, аргументируя, почему необходимы деньги.

— Учитывая близость Чемпионата мира, как-то все это тревожно.

— Чемпионат мира — это вообще отдельная песня. Меня смущает другое. Президент Владимир Владимирович Путин сказал, Мутко Виталий Леонтьевич (министр спорта РФ — прим. «Нового Калининграда.Ru») подтвердил: стоимость стадионов не должна превышать 15,2 миллиарда рублей. Я смотрю, уже заговорили об увеличении на 30 процентов стоимости стадиона. Так это только надводная часть айсберга. А самое дорогое — сети и их прокладка туда. А мост когда мы будем строить второй (т.н. «Восточная эстакада» — прим. «Нового Калининграда.Ru»)? А его еще никто не проектировал.

— Этим вроде как должен заниматься «Мостовик», проектировщик стадиона. Но он же банкрот, поэтому…

— Поэтому так и проектирует. Я считаю, можете так и написать, произошло грандиозное «кидалово» субподрядчиков по всей стране и на олимпийских объектах, в Сочи, и вот здесь. Это что? У «Мостовика» было на 70 миллиардов заказов на Олимпиаде. А теперь он объявляет себя банкротом, почему? Не расплатились. А «Мостовик», в свою очередь, «кинул» субподрядчиков. Так же, как у нас на мосту. Так как же будем строить теперь у нас стадион? Кого будем «кидать»? И кто из калининградцев с учетом этого опыта… Уже ведь был первый звонок, при Георгии Валентиновиче Боосе, когда объявили: подрядные организации, давайте в долг закончите дома по программе «2 плюс 2» на Сельме, а мы с вами расплатимся. Дайте бригады. Расплатились? Нет. И здесь «кинули». Вот вы руководитель организации, за вами коллектив, вам нужно платить заработную плату. У сотрудников семьи. Вы пойдете на субподряд? Нет. Верно? Вот это проблема — «кидалово» в государственном масштабе субподрядчиков. А это настроение людей. Крупные акулы, они там договорились, свои деньги получили. А здесь — вопрос.

Раз уже коснулись Чемпионата мира. Городу для подготовки к нему, для того, чтобы снять напряжение с улиц, нужно было 120 миллиардов рублей. На осень прошлого года по линии Росавтодора согласовали, по-моему, 48 миллиардов. А теперь, по-моему, и этого нету. Мы мечтали, ведь сама ценность — не стадион. Стадион останется тем, что называется «белый слон архитектуры» — он никогда не окупится, и эти разговоры о том, что сборно-разборные… Это Катар себе может позволить, нефтяные шейхи, стадионы на песке к Чемпионату мира 2022 года построить, а они уже объявили: мы подарим это детям Африки. Раз сборно-разборные. А у нас? А эти песни о том, что через два месяца можно будет разобрать все трибуны, крышу перенести, ничего этого не будет. Самое ценное, что мы мечтали получить — это дороги. Город еще не закольцован. А значительная часть средств пойдет на дорогу, ту, что к Черняховску. Городу Калининграду остается не так уж много.

Поэтому, с моей точки зрения, в чем проблема? Прежде всего, это субъективный фактор, недостаточный уровень квалификации управленческих кадров на разных уровнях, которые принимали те или иные решения. А объективным фактором является, объективной проблемой для бюджетов муниципалитетов, да и бюджетов субъектов, отсутствие политики в области муниципальных финансов со стороны федерального центра. Политика отсутствует. Вгоняются в долговую яму. Но если вы вгоняете в нее, самые собираемые налоги забираете себе…

Я это говорю как зампредседателя комиссии по бюджету, в которой я работаю уже больше 15 лет. Я могу проследить динамику: если в 2007 году соотношение налогов, которые собирались в Калининграде и оставались здесь, и тех, которые передавались в вышестоящие бюджеты, составляло 60 процентов на 40 процентов, то сейчас — 20 процентов в Калининграде и 80 процентов — в вышестоящие.

А полномочия никто не снимает. Представляете, около 7 тысяч жилых строений в Калининграде. У нас полторы сотни аварийных домов — мало того искусственно сдерживались долгие годы процессы признания домов аварийными, чтобы деньги не выплачивать. Что толку, что 112 миллионов софинансирование показали — в день по чайной ложке. Нам не хватает на полномочия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. И в Калининграде не худшая ситуация — в стране исполняется программа на 20 процентов, в Калининграде — на 28 с половиной. Но от этого ведь людям, аварийщикам не легче. И с мостом то же самое.

Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото — «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Ошевская

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.