Вступил в силу закон о защите от информационной продукции, наносящей вред духовно-нравственному развитию

Так уж случилось, что региональный охранительный рескрипт, призванный блюсти нашу нравственность, начинает действовать с несерьезной даты, которую на Западе вообще, не в пример нашему благодушному Дню смеха, именуют Днем дурака. А у него, закона, и так была непростая судьба. Бурно обсуждали его депутаты, общественность, на заседании правительства было высказано немало колких замечаний. Но если, что называется, без дураков и без смеха, то наш регламентирующий документ на фоне всеобщей вакханалии с валом информации самого низкого пошиба очень даже кстати и ко времени.

Одиннадцать статей закона четко прописывают, что, когда, в каком месте и каким образом «можно», а что – категорически «низ-зя». И как бы ни пытались записные острословы переиначить смысл отдельных строк или даже в целом документа все же при внимательном прочтении, видны в нем разумность и взвешенность. Хотя, конечно, не без огрехов.

Скажем, я так и не понял, чем принципиально отличается «продукция эротического содержания» от «продукции сексуального содержания». Наверное, подобные «тонкости» способны уловить лишь узкопрофильные специалисты, простому же населению, включая армаду чиновников, кои должны будут исполнение закона контролировать, такое явно не по силам.

А вот положение о размещении «специальных мест», где разрешена торговля продукцией того самого «эротического (сексуального) характера». Понятна пятисотметровая «полоса отчуждения» от учебных и детских заведений, зданий, предназначенных для отправления религиозных обрядов, воинских частей… Но что такое «в непосредственной близости от мест массового нахождения людей, зон отдыха, улиц с интенсивным пешеходным движением»? Так где же эти самые «злачные точки» могут быть? В чистом поле, получается?

Особо чиновники позаботились о собственной нравственности. Такая же полукилометровая зона предусмотрена и вокруг «зданий органов власти и органов местного самоуправления». Власть сама себе, выходит, не доверяет? Хотя, если вспомнить прогремевшее на всю страну стриптиз-шоу в Балтийске, уточняющая строчка закона, пожалуй, не покажется лишней.

Но в целом закон, повторюсь, неплохо проработан. Например, порядок публичной демонстрации кино- и аудивизуальных произведений. Во-первых, обязательно наличие специального прокатного удостоверения. Теперь предприниматель, возжелавший открыть какой-нибудь порно-видео-прокат, по крайней мере, должен вначале зарегистрироваться с декларацией соответствующей деятельности. И ему затем могут эту деятельность разрешить, а могут и нет.

Должны возобновиться подзабытые в угаре вседозволенности и строгие надписи «Дети до 16…» В законе четко прописано, что при прокате определенной категории фильмов необходимо «указывать в кассовых залах, на фасадной рекламе, на афише или в программе передач возрастную категорию зрителей». Более того, администрация обязана «не допускать к просмотру лиц, для которых установлены возрастные ограничения, а при наличии сомнений требовать предъявления документов». Больше тут, пожалуй, и сказать нечего.

Кстати, демонстрация выпусков специализированных радио и телепередач разрешается у нас в области только с 23 часов вечера до 4 часов утра. Любителям «клубнички» теперь придется не поспать, хотя они, как правило, и так ведут ночной образ жизни.

Как известно, Интернет нынче буквально засорен откровенной «порнухой». На федеральном уровне есть проекты введения некой интернет-цензуры, но пока все в стадии проектов. Мы же у себя в регионе сконцентрировались на пунктах коллективного доступа к всемирной сети, в которых лицам моложе 18 лет доступ к таким сайтам должен быть запрещен.

Отдельная статья посвящена распространению продукции, не рекомендованной детям до 16 лет. Сюда относится любая информация, наносящая вред духовно-нравственному развитию ребенка. Кроме уже упоминавшихся «пятисотметровых» ограничений, «вредная», по мнению законодателей, информпродукция не может размещаться на транспортных средствах, использоваться при проведении общественных и зрелищных мероприятий, содержать прямое обращение к лицам, не достигшим 16-летнего возраста. А саму ее запрещено распространять лицам моложе 18 лет.

Пожалуй, впервые в нашем региональном законе открыто сказали о так называемой «заборной живописи», приравняв ее, правда, к цивилизованной наружной рекламе. «Запрещается нанесение надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности (ненормативной лексики, оскорбительных слов и выражений, изображений эротического характера, а также пропагандирующих курение, потребление алкогольных и наркотических веществ)». В общем, теперь что милая девушка с сигаретой в белоснежных зубах на красочном банере, что известное слово из трех букв – все вне закона!

Важно, что новый закон оставил приоритет в защите прав и интересов несовершеннолетних от разного рода дурных влияний все же за родителями. Строка «родители (опекуны, законные представители) несовершеннолетних имеют приоритетное право на воспитание и обеспечение защиты детей от тех видов информации, которые наносят вред их духовно-нравственному развитию», с одной стороны, дает в этом плане карт-бланш семейному воспитанию, а, с другой, повышает ответственность самих родителей.

Законом предусмотрено создание неких экспертных комиссий, которые могут быть образованы при органах местного самоуправления. В них, по идее законодателей, войдут авторитетные представители общественных организаций, работники культуры и науки, деятели литературы и искусства, сотрудники правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних, а также психологи, врачи и другие специалисты. В компетенцию этих комиссий войдут подготовка заключений по выделению мест для реализации продукции сексуального содержания, проведение экспертиз с целью оценки нарушения норм данного закона.

В общем, со вчерашнего дня мы уже начали жить по новому закону и, будем надеяться, порядка на информационном рынке станет побольше. Правда, лицам и организациям, которые занимаются продажей и распространением «клубнички», дана еще шестимесячная отсрочка, чтобы они привели свою деятельность, так сказать, в соответствие. В любом случае дело теперь – за исполнением и контролем.

Александр ГМЫРИН
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.