Для некоторых медиков собственная зарплата стала важнее пациентов

Да не обидятся на меня тысячи добросовестных представителей «самой гуманной профессии», но ситуация сегодня такова, что здоровье, а то и сама жизнь ставятся в прямую зависимость от толщины кошелька. Глубоко укоренившиеся представления о «бесплатной медицине» расшатываются повседневной практикой, когда за лечение – хочешь не хочешь – приходится платить. Реформа здравоохранения, нацеленная, казалось бы, на человека, идет ой как непросто, новыми «болячками» поражая и самих врачей, и пациентов.

Стетоскоп в кармане

В рамках нацпроекта «Здоровье», как сообщил на совещании с главврачами вице-премьер регионального правительства Юрий Шалимов, на здравоохранение в области выделены нынче беспрецедентные суммы. Практически только в первом квартале нынешнего года региональная медицина получила столько, сколько за весь 2007-й. Что называется, собственными руками медики и приглашенные журналисты могли это «пощупать» в отремонтированных палатах центральной районной больницы Гусева, где проходило совещание.

Гусевские врачи с гордостью показали шикарные двух-, трехместные палаты с телевизорами и холодильниками, отлично оборудованные кабинеты специалистов. Новейшие рентгеноаппарат и цифровой флюорограф, компьютеры, инструменты… Когда с четвертого этажа, уже «обжитого» врачами и больными, спустились на второй, только ожидающий ремонта, министр здравоохранения Елена Клюйкова пошутила: «Ну вот мы теперь в типичной советской больнице. Здесь все ближе и роднее?» Да нет, в новых светлых палатах, пожалуй, недуг переносить легче.

К больнице пристроена поликлиника. На всех этажах внушительного по размерам здания кипит работа, строители обещают к лету сдать объект «под ключ». Все делается с размахом и, как убедились коллеги, качественно. Лица главврачей, до учреждений которых очередь еще не дошла, светились тихой завистью. Областное руководство обнадеживало: везде будет так.

Вообще «медицинские перспективы» у области просто грандиозные. Гости в автобусе при выезде из Калининграда не могли не обратить внимания на масштабную стройку у поселка Родники – там будет кардиоцентр федерального уровня. Практически каждый руководитель медицинского учреждения в области может похвалиться и новым оборудованием, и произведенными или по крайней мере запланированными ремонтами… Но больного в первую очередь лечит врач с традиционным стетоскопом в кармане халата.

Ставка больше, чем…

Когда журналисты спросили у заведующего реанимационным отделением Сергея Демина, врача с двадцативосьмилетним стажем, какая у него зарплата, он ответил: «Восемь с половиной тысяч рублей». «Это после реформирования?» - переспросили дотошные интервьюеры. «Да», - невесело подтвердил доктор, отводя глаза в сторону.

«Первый блин» новых зарплат, начисленных в январе наступившего года, вышел, как говорится, комом. Медицинскую общественность взбудоражили заработки, которые, как показалось врачам, значительно уменьшились. С «январским провалом» разбираются до сих пор. Если коротко, то проблема сводится, во-первых, к неожиданным «зимним каникулам», которые существенно сократили количество рабочих дней в месяце. Во-вторых, в отдельных случаях сказалась плохая подготовленность администраций больниц и поликлиник, неразбериха с введением новых «правил игры», в которой пострадали немало врачей, среднего медицинского персонала и санитарок. Как заметил главврач Балтийской городской больницы Владимир Пикалов, «реформы никогда не проходят безболезненно».

Экстренно принятые меры, в том числе на уровне регионального правительства, постепенно выправляют ситуацию. Полный заработок врача Демина за март составил 28 тысяч рублей. А средний по Гусевской больнице – 19 300.

- Я фактически живу здесь, в больнице, - заметил смущенный врач, оправдывая несоответствие «заявленной» зарплаты и реально полученного.

В сущности, непонимание возникает вследствие плохой разъяснительной работы, когда медики просто не разобрались в достаточно запутанном на первый взгляд новом механизме начисления зарплат. Есть «базовая ставка», к ней – многочисленные коэффициенты-надбавки, которые, кстати, определяют коллегиально, на квалификационном совете, куда входят представители различных категорий работающих и профсоюзов. Куда как демократично.

Если раньше каждый уважающий себя специалист трудился на две, а то и три ставки, то нынче – совсем другой подход. В принципе его можно выразить одной фразой: труд медика оплачивается теперь в прямой зависимости от количества и качества его труда. И безо всяких недоговоренностей и двусмысленностей (ведь ясно, что замещать три штатные ставки один человек просто физически не в состоянии). А вот насколько этот механизм сегодня работает эффективно – другой вопрос.

Кстати, ропот недовольства новой системой оплаты труда вдребезги разбился одной фразой из зала: «А когда нас, фтизиатров, переведут в систему обязательного медицинского страхования?» Поясним: реформа оплаты труда в здравоохранении как раз напрямую связана с системой ОМС, медики теперь финансируются не из бюджета, а через страховой фонд. Четыре профессии - психиатры, наркологи, фтизиатры и венерологи - пока остались «на бюджете». Они – жаждут реформ, а их коллеги, уже «реформированные», хотят назад? Что-то не верится.

«Золотой» скальпель

Леденящие душу истории про врачей-вымогателей, которые готовы на операционном столе оставить умирающего, если ему нечем заплатить, уже, если честно, набили оскомину. И ладно бы сплетничали об этом бабушки на кухнях или разносила по свету «желтая» пресса. На гусевском совещании о проблеме во всеуслышание заявили на самом высоком уровне.

- Ко мне обратилась девушка – врачи требуют сорок тысяч рублей за операцию матери, - рассказал вице-премьер Юрий Шалимов. – Я говорю, давайте подключим правоохранительные органы, выявим мздоимца, поймаем его с поличным. А она отвечает – вы-то поймаете, а матери у меня не станет?

Действительно, на таких безвыходных ситуациях «играют» порой отдельные нечистоплотные медики. Как с этим бороться? Есть четкий перечень бесплатных медицинских услуг, которые должны оказываться больным. Этот перечень, как сообщил, например, главный врач областной больницы Алексей Стенин, размещен на видных местах. И пациенты вправе требовать, чтобы эти услуги оказывались им безо всякой оплаты. Ну а что сверх того - отдельный разговор.

Зачастую сами больные, их родственники просто не знают, что им должны делать бесплатно, в рамках так называемых государственных гарантий, а на что они могут претендовать только за отдельную плату. Кстати, в обновленной Гусевской больнице платных палат, даже для рожениц, не будет – меньше головной боли, как сообщили в администрации лечебного учреждения.

Медицинское руководство области, главные врачи, по крайней мере на словах, единодушно осуждают практику незаконного взимания денег за лечение. Но что бы мы ни говорили, а во многом такому положению способствуют и… пациенты, готовые «отблагодарить» врача, что называется, помимо кассы.

Жизнь не стоит на месте - новые стандарты, новые критерии. Простеньким анальгином теперь никого не удовлетворишь, медицинская наука шагнула далеко вперед. Сергей Демин с врачом-анестезиологом Александром Архиповым сетуют, что нет в больнице аппарата искусственной вентиляции легких, без которого они как без рук, и кардиомонитор просто необходим, а «привередливые» пациенты непременно хотят обследоваться на электронном томографе. Это все – из настоящего и будущего, а поборы – из прошлого?

Александр ГМЫРИН

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.