Идея воссоздания старого города в Калининграде на международной выставке MIPIM-2008 получила зеленый свет.
Уже через несколько лет старый Кенигсберг в самом центре Калининграда станет реальностью. На участке от подножия Королевской горы (на которой стоит Дом Советов. - Ред.) до Преголи и от библиотеки имени Чехова до автозаправки около универсама «Московский» вырастут кварталы Альтштадта, ушедшие в прошлое после войны. Залогом возвращения старого города стали соглашения с компаниями «Хилтон» и «АККОР» о том, что в район исторической застройки они «впишут» свои гостиницы. Меморандумы были подписаны на прошедшей 11 марта во французских Каннах архитектурной выставке MIPIM (подробнее об этом - в номере за 18 марта и на сайте kp.ru). Мы побеседовали на эту тему с архитектором Артуром САРНИЦЕМ, который подготовил проект восстановления Альтштадта.
- Чем был важен MIPIM для вас, архитектора, планирующего возвращение старого города?
- Впервые мы объявили всему миру, что в центре самого западного города России будет воссоздана его историческая застройка.
- Когда начнется воссоздание Альтштадта?
- Только после того, как на его месте пройдут комплексные археологические раскопки. А на это нужно еще года два. Зато когда ученые произведут все необходимые по здравому смыслу и федеральному законодательству исследования, можно начинать строительство без зазрения совести. Если все жители города отнесутся к этому правильно, спустя годы Кенигсберг будет поднят на поверхность, как старинный корабль со дна моря.
- Какие зарубежные инвесторы заинтересованы в этом больше всего?
- Небезызвестная гостиничная компания «Хилтон». Да и у других платежеспособных организаций интерес к нашему проекту был очень сильный… Но вы должны понять: пока на этом участке земли не пройдут все необходимые научные изыскания, строительство начинать нельзя.
- Как нам стало известно, вы составили паспорт на каждый дом старого города, с полной историей всех его реконструкций. Это правда?
- Да, для этого наше бюро полтора года собирало историческую информацию, фотографии и чертежи. В итоге получилось так, что сегодня нигде в мире вы не найдете подобной базы данных по Альтштадту и Кнайпхофу… Из архитекторов этим заинтересовался только Александр Башин. А после MIPIMа идею воссоздания старого города одобрил не только наш губернатор, но и представители элиты западного бизнеса.
- Есть информация, что вы уже вплотную занялись разработкой проекта воссоздания острова Кнайпхоф.
- Да, это так. Напомню вам, что губернатор говорил о воссоздании всего исторического центра города, включая не только Кнайпхоф, но и Лаак (район спорткомплекса «Юность». - Ред.), и берега Нижнего пруда. Что касается Кнайпхофа, то здесь, из-за того что он изолирован рекой от остального города, работать будет проще. А впервые эту идею проработал наш немецкий друг и коллега Балдур Кестер в своей книге «От Кенигсберга к сегодняшнему Калининграду. Архитектура немецкого времени».
- Какова вероятность того, что будет воссоздан Кнайпхоф или его часть? Когда это произойдет?
- Людей, заинтересованных в этом, немало. Но, как и в случае с Альтштадтом, торопиться нельзя. А то получится, как в Эльблонге: вроде сделали что-то похожее на старину, но что это конкретно, неясно. Они будто специально там все сделали так, чтобы показать нам, как делать нельзя. Такие компромиссы и «стилизация» могут убить всю задумку. Смысл имеет только максимально точное воссоздание того, что было. Инвесторы придут, вложат деньги, получат прибыль и уйдут, а нам в этом городе жить. Когда возродится старый город и Кнайпхоф, сюда вернется красота, отнятая английскими бомбардировками 1944-го.
- А вы думаете, инвесторам это будет интересно?
- Сегодня бизнес имеет так много площадок подъема, что коммерсанты вкладывают деньги всюду, где впоследствии им будет хорошо. Конечно, возможно, в плане инвестиционной привлекательности проект Альтштадта не будет таким, как строительство жилых массивов на Сельме. Но вы посмотрите, как выглядит этот микрорайон уже сейчас. Мы повторяем ошибки, которые совершали в этом городе 60 лет.
- Но ведь Сельма - это бюджетное жилье. В такой микрорайон можно заселить сразу очень много людей.
- Жилье должно быть доступным, а не дешевым. Но эта категория - в области социальной защиты. Иначе, двигаясь к «дешевизне», можно будет смело загнать людей в картонные коробки на трубах. Опять же, нужно использовать опыт Кенигсберга: весь город был окружен поясом маленьких поселков, состоящих из недорогих коттеджей. А в хрущевках никогда не родится Пушкин. Венедикт Ерофеев, в лучшем случае.
- Для коттеджных поселков нужно больше места, чем для многоэтажных микрорайонов. Решение транспортной проблемы не очень вписывается в ваши проекты.
- Почему? Если развивать общественный транспорт, это может даже разгрузить город. Для некоторых людей исчезнет необходимость иметь машину. Примеров масса. Кстати, есть еще одна косвенно связанная с этим проблема: наш город фабриками и складами отгорожен от реки. Протяженность берега колоссальная, и она не используется по уму. В реке не должны отражаться бетонные и блочные кубики. Водные артерии большинства европейских центров показывают совершенно иные, великолепные картины. Вид нашей Преголи, к сожалению, пока оставляет желать лучшего.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Артур Артурович Сарниц родился в Калининграде в 1966 году. После учебы в художественной школе и в Московском историко-архивном институте обучался и работал в Англии. Участвовал в проекте Сanary WharF, строительстве зданий в лондонском Сити, Хамстеде и Ричмонде. В середине 90-х вернулся в Калининград. Проходил стажировку в США в Талахасском университете. Среди проектов последних лет - частные виллы в области и за рубежом, рестораны и торговые центры, компактные поселки на побережье, а также проект реконструкции центра Гусева (бывшего Гумбиннена).
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter