Online-конференция Елены Клюйковой: вступление

Online-конференция Елены Клюйковой: вступление
Уважаемые посетители сайта!

Искренне признательна всем, кто высказал замечания, предложения, дал свою оценку состоянию регионального здравоохранения и нашей работы. Я обязательно отвечу на вопросы, касающиеся перспектив развития лечебных учреждений, возможности получения медицинской помощи, профессиональной подготовки специалистов. Все сообщения, содержащие критические замечания по организации работы муниципальных лечебных учреждений, действий медицинских работников, направлены руководителям отделов здравоохранения для проведения служебных расследований и принятия мер.

В то же время очевидно, что по ряду позиций наш диалог перерос в заинтересованное обсуждение общественно значимых, «горячих» проблем. Поэтому я, нарушив схему традиционной онлайн-конференции, хочу подробнее объяснить жителям области, над чем работает сегодня министерство здравоохранения, в чем смысл проводимых реформ и каких результатов мы хотим добиться их проведением.

Первое, чего нельзя не заметить, когда анализируешь поступившие обращения: их авторы разделились на две большие группы - пациенты, недовольные качеством медицинской помощи, и медики, которых не устраивает заработная плата. Что скрывать, читать негативные отзывы о состоянии дел в подчиненной тебе сфере – приятного мало. Однако согласитесь: высокий градус недовольства, который показала онлайн-конференция, - это еще одно подтверждение необходимости перемен. По-прежнему, по накатанной колее, в нашей медицине дела идти не могут! – в этом я абсолютно согласна даже с теми, кто считает себя моими оппонентами.

Ведь что происходило в российском здравоохранении на протяжении последних десятилетий? «Оазис социализма» в рыночном обществе неизбежно превращался в «черную дыру»: государство, в том числе и областной бюджет, увеличивало ассигнования на развитие медицины, а показатели здоровья населения не улучшались. Это и не могло быть иначе, поскольку интересы пациента и системы здравоохранения оказались направленными практически в противоположные стороны. Человек, естественно, хочет быть здоровым, иметь врача, заботящегося в первую очередь о профилактике, а в случае заболевания - получать раннюю диагностику и лечение, позволяющее быстро избавиться от недуга. Система же здравоохранения была мотивирована, в сущности, «на болезни»: на увеличение численности коек, раздувание штатных единиц, возрастание количества и объемов оказания услуг вместо повышения их качества, интенсификации лечения.

Лукавство системы, к великому сожалению, извратило и взаимоотношения на уровне врач-пациент, в нашей онлайн-конференции – множество тому подтверждений.
Переориентировать медицину прежде всего на сохранение здоровья населения, повысить эффективность вложений, поставить отрасль в целом, каждое учреждение здравоохранения и каждого медицинского работника в прямую зависимость от качества выполняемой работы – вот основные задачи происходящих преобразований.
При переходе на подушевое финансирование определять финансовое благополучие лечебного учреждения, его востребованность будут уже не чиновники, а сами пациенты: за каждого, кто выберет именно данную поликлинику, лечебное учреждение получит деньги. Значит, поликлинике становится выгодно полноценно работать и в субботу, и в воскресенье, не захлопывать двери кабинетов, пока не будет принят последний пациент, приглашать на работу востребованных специалистов, чтобы каждый, кто нуждается в помощи, мог своевременно попасть к нужному врачу. Становится выгодно проводить профилактику и раннюю диагностику, ведь оплачивать дорогостоящее лечение придется из собственного «кармана». Согласитесь, векторы интересов здравоохранения и населения принимают таким образом одинаковую направленность.
При этом и сами медики получают реальный стимул для улучшения своей работы, поскольку система уходит от уравниловки, от «потолков» зарплаты, преодолеть которые не мог раньше даже самый талантливый и добросовестный врач. Но говорю прямо: тем, кто привык не зависеть от интенсивности и качества собственной работы, от оценки ее пациентами, придется пересмотреть отношение к делу.

Уже сегодня средняя зарплата врачей в Калининградской области составляет 21 тысячу рублей, среднего медицинского персонала – 13-15 тысяч. Да, в эти суммы входят так называемые «повышающие коэффициенты» - то есть надбавки, которые медицинские работники получают как раз за готовность и способность результативно работать. Но разве такое использование средств налогоплательщиков идет вразрез с интересами общества?

Очень важно, чтобы медицинские работники как можно быстрее осознали, что именно от каждого из них зависит теперь финансовое благополучие лечебного учреждения, что уже не главный врач, а сам коллектив в лице общественного совета распоряжается заработанными деньгами, распределяет зарплату.

Знаю, пока люди еще очень часто не удовлетворены качеством медицинской помощи. Не удалось преодолеть инертность системы и прежде всего - сознания тех, кто привык работать по старинке. Но ведь мы только в самом начале пути. А путь этот – правильный. Не зря ведь именно по тем направлениям, которые отрабатываются сегодня в ходе реализации пилотного проекта в Калининградской области, планируется в дальнейшем развивать здравоохранение во всей стране.

Министр здравоохранения Калининградской области
Елена Клюйкова

P.S. Ответы на вопросы будут публиковаться начиная с 28 апреля по мере их поступления.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.