Владимир Егоров : "Эта земля наша. И мы сделаем все для ее процветания"

Все новости по теме: Калининградский анклав
Юбилей 60-летия Победы является главным событием в череде торжеств, которые пройдут в Калининградской области в 2005 году. На вопросы агентства "Интерфакс Северо-Запад" отвечает губернатор Калининградской области Владимир Егоров.

Владимир Григорьевич, выступая на открытии региональной "Вахты Памяти", посвященной 60-летию штурма Кенигсберга, вы особо подчеркнули, что юбилей Победы является главным в череде торжеств, которые пройдут в Калининградской области в этом и будущем годах…

Как бывший командующий Балтийским флотом я много знаю о военной истории данного региона времен Великой Отечественной войны. О том, как проходила Восточно-Прусская наступательная операция и почему серьезная крепость, я подчеркиваю, именно крепость, а затем уже город Кенигсберг, был взят советскими войсками за три дня беспрерывного штурма.

Эта земля обильно полита кровью наших солдат, которых здесь погибло около 150 тысяч. Дорогая цена за то, чтобы она стала частью нашей страны. И святая память о павших должна быть стержнем нашего общественного сознания. Какие бы ветры международно-политических перемен не проносились над этой территорией, она с 1945 года была, есть и будет российской землей.

В понимании этой исторической данности характерен штрих о том, что в этом году мы будем отмечать 750-летие Калининграда. Иного имени города нет в официальных документах, несмотря на то, что мы, готовясь к этому событию, отмечаем и подчеркиваем богатую историю Кенигсберга. Региональная власть при серьезной финансовой поддержке федерального бюджета сегодня прилагает немало усилий, чтобы подготовка к празднованию юбилея Калининграда и 60-летия Калининградской области были едины по сути и задачам.

Они весьма просты и понятны не только жителям области, но и нашим зарубежным партнерам. Мы делаем этот российский эксклав регионом всех видов сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Естественно, мы на эти федеральные деньги - 1,4 млрд. рублей делаем Калининград красивее и лучше прежнего, придаем ему черты, манеры и правила современного европейского города, пытаясь поспевать за Москвой и Санкт-Петербургом.

Нет сомнения в том, что Россия не оставит Калининградскую область наедине с ее проблемами. Но надо ли ЕС, в который в прошлом году вступили Польша и Литва, помогать региону в социально-экономическом развитии, привлекая сюда те же инвестиции?

Географическое положение Калининградской области таково, что развитие стран Балтийского моря идет в неразрывном единстве с этими процессами у нас. Та же Литва имеет серьезный доход от российского транзита, что идет на экспорт через порты Калининграда. В минувшем году Калининградская железная дорога перевезла 18,5 млн. тонн грузов. И эта цифра могла бы быть еще значительнее, если бы вступление Литвы в ЕС не вызвало заметное удорожание тарифов на грузоперевозки.

Но по таким спорным вопросам Россия ведет с ЕС и Литвой переговоры. Они весьма непростые, но в них, прежде всего, больше политики, чем экономики. Сегодня внимание к проблемам грузового российского транзита весьма велико. На днях к нам в регион приезжала большая делегация послов и дипломатов стран ЕС, перед которыми региональная власть представила детальную раскладку всей ситуации.

Это говорит о том, что в ЕС не отгораживаются от наших проблем. Помимо этого есть и другие формы взаимоотношений между Евросоюзом и регионом. Так руководством ТАСИС Калининградская область объявлена одним из приоритетов программы. И если Российская национальная программа на 2005 год составит в целом 60 млн. евро, области будет выделено почти четверть - около 15 млн. евро.

Наверное, на подобные решения влияет и определенная позиция федерального правительства, которое стремится к развитию области не только за счет собственных средств, но и за счет международных?

Это действительно так. Когда в ЕС видят, как Москва пытается изменить социально-экономическую ситуацию в регионе к лучшему, появляется уверенность в неизменности курса на стабильность, интерес к инвестициям и различным проектам.

В этом плане показательно то, что первая в истории встреча министров транспорта России, Германии, Литвы и Польши прошла именно в Калининграде. Договоренности, что были достигнуты на ней, имеют большое значение не только для этих стран, но и для всего региона Балтийского моря. Так, к примеру, министры договорились о поддержке паневропейских транспортных коридоров.

Речь здесь идет о приведении к стандартам Европейского союза уже действующих международных трасс 1А (Рига - Калининград - Гданьск) и 9В (Минск - Вильнюс - Клайпеда - Калининград). Эти коридоры уже давно показали свою экономическую эффективность, но сегодня их надо привести к новым, более высоким стандартам. И Россия должна принимать в этом участие, так как Калининград, как особая территория РФ, находится в центре ЕС.

Но зарубежных партнеров волнует и вопрос присутствия в регионе российской экономики, перспектив ее развития в Калининградской области?

Основные направления развития региона, в том числе и его экономики, детально прописаны в Федеральной целевой программе развития Калининградской области до 2010 года, которая утверждена правительством РФ. В ней предусмотрено, прежде всего, формирование в регионе современной инфраструктуры. Это касается транспортного (воздушного, морского и железнодорожного) комплекса, пограничных пунктов пропуска, топливно-энергетического комплекса.

На днях администрация области и Газпром подписали долгожданное соглашение, что позволит нам решать вопросы, которые тормозили развитие региона десятилетиями. Оно дает перспективу для снабжения газом в необходимых объемах и промышленных объектов, и населения. Вдумайтесь только в такие цифры. Уровень газификации Калининградской области, расположенной в центре Европы, составляет 41,9%, в том числе в городах и поселках городского типа - 51,9%, в сельской местности - 4%. И это при том, что по России эти показатели составляют 53%, 60% и 34,7% соответственно.

В рамках этой программы идет строительство Калининградской ТЭЦ-2, которая уже осенью этого года должна дать региону первую энергию. А для ее эксплуатации также нужен природный газ в весьма больших объемах. И не дать его нельзя, так как в Литве в скором времени прекратит работать Игналинская АЭС, которая дает нам 95% необходимой энергии.

Эти и другие проекты будут способствовать развитию региональной экономики. Где может быть сделан качественный рывок?

В настоящее время экономический рост у нас во многом обеспечен за счет новых производств, таких к примеру, как ООО "Телебалт", где собирают электронную бытовую технику. В прошлом году начата нефтедобыча на морском шельфе "ЛУКОЙЛом", построен завод по производству холодильников "Снайге", немало и других значимых проектов.

Сегодня около 60% производимой промышленной продукции составляют ее новые виды. Основными отраслями стали машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. В перспективе экономика области все в большей мере будет ориентироваться на выпуск высокотехнологичной продукции, востребованной и в России, и на Западе.

Этому, несомненно, будет способствовать и новый законопроект "Об особой экономической зоне в Калининградской области", который сегодня проходит согласование в министерствах и ведомствах. Он разрабатывался давно и весьма непросто. Было множество вариантов, но в конце концов удалось сделать некий удачный симбиоз.

Новый закон устанавливает порядок, согласно которому все участники хозяйственной деятельности, независимо от времени начала их работы в ОЭЗ, могут пользоваться определенным набором льгот. При этом инвесторы, вкладывающие в проекты более 150 млн. рублей, освобождаются на 6 лет от уплаты налога на прибыль полностью, а в последующие 6 лет платят его в размере 50%.

Другим важным моментом является и то, что предприятия, работающие сегодня в области по нормам закона об ОЭЗ от 1996 года, получают право на сохранение данных условий в течение 10 лет. Принимаемый закон будет действовать 25 лет. Этот вариант в целом устраивает администрацию и бизнес-элиту области. В нем удалось учесть все основные замечания, которые предъявлял регион разработчикам закона, и по которым было немало дискуссий.

В нынешнем варианте закона поставлена точка, к примеру, в различных взглядах на будущее руководство особой экономической зоны. Руководитель особой экономической зоны будет назначаться губернатором области из состава своей администрации по согласованию с правительством РФ.

Это важно и принципиально еще и потому, что в недалеком будущем губернатор будет назначаться президентом. И такая федеральная составляющая будет еще одним фундаментом для успешного действия на нем нового закона. Тем более, что закон полностью отвечает идее президента РФ Владимира Путина о максимальной либерализации экономических основ российского общества, станет серьезным импульсом для социально-экономического развития Калининградской области, оказавшейся в окружении стран Евросоюза.

Как-то все оптимистично, Владимир Григорьевич...

Такая уверенность является залогом успеха, на пути к которому мы не боимся и не обходим трудности и проблемы стороной, а решаем их, используя не только свой ресурс, но и большие возможности федерального центра.

Мне не привыкать решать "невозможные" задачи. В начале 90-х годов уже прошлого века я выводил Балтийский флот из стран Прибалтики, Польши и Германии в более сложных политических условиях. Все прошло без единого выстрела и капли крови. И в нынешней мирной жизни все будет сделано в рамках закона и достойно для России и ее особого региона.
Источник: Интерфакс

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.