Калининградская область: окраина России или центр Европы?

Все новости по теме: ОЭЗ
Правительство в основном одобрило проект федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»

Особый экономический режим существует в области с начала 1990-х годов, а с 1996 года он регулируется специальным федеральным законом. Особые экономические зоны (ОЭЗ) в мире обычно создаются в целях привлечения капитала (прежде всего иностранного) для расширения производства экспортных товаров. Благодаря режиму ОЭЗ стимулируется приток капитала и технологий из более развитых стран и создание на этой основе конкурентоспособных национальных производств.

Совсем иначе выглядела ОЭЗ в Калининградской области. Главной проблемой того периода был тотальный товарный дефицит. Поэтому наши первые ОЭЗ были фактически ориентированы на импорт — в данный регион, а затем и на остальную территорию России. Особенно остро стояла эта проблема в Калининградской области, которая развивалась как «непотопляемый авианосец», призванный решать только военные задачи в обмен на снабжение потребительскими товарами из других регионов. И вдруг в одночасье она оказалась отрезана от страны. Продовольственный и топливный коллапс надо было предотвратить решительными мерами. Поэтому ввозимые в область товары были освобождены от таможенных пошлин. Что позволило не допустить развития событий по катастрофическому сценарию. Однако оборотной стороной этого режима стало подавление собственного производства: местные производители не выдерживали конкуренции с импортом. В результате спад производства в области был гораздо более глубоким, чем в среднем по стране.

По прошествии времени ситуация стала несколько меняться. Постепенно пришли инвесторы, которые воспользовались импортными льготами не для ввоза готовых изделий, а для ввоза компонентов или сырья для дальнейшего производства. Произведенная ими продукция шла, как правило, дальше в Россию. Так возникли в Калининградской области предприятия по сборке телевизоров, производству продуктов питания, мебели и некоторые другие. Экономический рост в области оказался более высоким, чем в среднем по стране.

Однако ситуация в области продолжала вызывать тревогу. Отчасти это было связано с присоединением Балтийских республик к ЕС, что резко затруднило связь региона с остальной Россией. Отчасти — с отсутствием внятной стратегии развития региона, сохранявшимися «алармистски-иждивенческими» настроениями местной элиты. Здесь преобладало настроение ущербности региона, отделенного от остальной страны более высокими транспортными барьерами, что сопровождалось требованиями к Москве «компенсировать удаленность». И мало кто готов был видеть огромные преимущества, которые имеет регион, расположенный в центре Европы. (Как-то в ответ на очередное рассуждение о том, что «страна должна компенсировать области удаленность от Москвы», я возразил, что, скорее, Калининградская область должна компенсировать всей России удаленность от Европы.)

Эти преимущества пока являются лишь потенциальными, их реализация требует напряженной работы со стороны элиты — и местной, и московской. Нужна четкая стратегия экономической политики в регионе, а также при проведении переговоров с ЕС.

Упомянутый законопроект — шаг в этом направлении. Суть его — в создании благоприятных условий для инвестиционной активности в регионе, ориентированной как на экспорт, так и на импортозамещение. Для инвесторов, которые приносят в регион проекты объемом не менее 150 млн. рублей, создаются беспрецедентные меры в области налоговой и таможенной политики. Для крупных инвестиционных проектов предлагается полное освобождение от налога на прибыль на шесть лет и 50-процентная ставка еще на шесть. Инвесторы освобождаются от уплаты налога на имущество. Серьезные льготы предоставляются режимом свободной таможенной зоны в области. В законопроекте содержится мера, гарантирующая неухудшение условий ведения бизнеса в случае изменения налогового законодательства в РФ. Иностранцам, которые участвуют в инвестиционных проектах, устанавливается упрощенный порядок получения виз, они могут оформлять их уже при въезде в область. Для предприятий, уже функционирующих в области по действующему с 1996 года законодательству, определен десятилетний период, в течение которого имеющиеся у них льготы также будут сохраняться.

Дело не только в развитии производства. Необходима тонкая работа по внедрению области в европейское пространство, а произведенных здесь товаров — на рынки ЕС. Мы много говорили о Калининграде как о пилотном регионе сотрудничества России и ЕС, но эту красивую формулу еще только предстоит наполнить реальным содержанием.
Источник: Профиль

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.