"Татнефть" лишили Светлого будущего

Все новости по теме: Экология
В это воскресенье будет проведен первый в России экологический референдум. На нем жители города в Калининградской области решат, можно ли строить около их жилищ нефтереминалы. Нефтяники пытались оспорить решение о голосовании в суде, но суд их не понял.

Согласно проекту, мощность предполагаемой нефтебазы должна составить 800 тыс. тонн мазута и нефти в год (по 41 цистерне в день). Для их хранения предусмотрено построить восемь стальных вертикальных резервуаров по 6 тыс. тонн каждый. Из них четыре емкости для нефти, с понтонами.

В понедельник суд города Светлый Калининградской области вынес решение, поддерживающее проведение первого в России экологического референдума. Опрос горожан коснется строительства в центре города нефтеперегонного портала.

Эпопея вокруг портала началась весной 2004 года, когда во время своего визита в Калининградскую область премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов озвучил решение организовать перевалку нефтепродуктов ООО «Татнефть» в Светлом. Затем татарская компания приобрела участок земли на территории бывшего Светловского комбината стройконструкций (СКСК). Вскоре к проекту присоединилась еще одна нефтяная компания – «Московская производственная база» (дочка ООО «Енисейнефть»).

Территория бывшего СКСК находится прямо в центре города, рядом с жилыми домами. Поэтому проект строительства нефтеперегонного портала светловчане решили заблокировать. Горожан поддержал и мэр Светлого Александр Григорьев, заявивший: «Мы не станем вкладываться в какие-то проекты против воли жителей города». В январе 2005 года после общественных слушаний, в которых приняли участие более 1,5 тыс. человек, была зарегистрирована инициативная группа по подготовке экологического референдума. На голосование вынесены вопросы: «Согласны ли вы со строительством терминала по перевалке нефтепродуктов по ул. Кржижановского, 4 в черте города Светлого?» и «Согласны ли вы с реконструкцией и строительством бункеровочной базы под бункеровку судов топливом и перевалку нефти на танкеры по ул. Рыбацкой, 1 в черте города Светлого?».

Судебный процесс по иску нефтяников начался 29 апреля. Представители «Балтнафты» и МПБ просили суд признать неправомочность принятия решения депутатами о проведении референдума и отменить намеченное на 22 мая голосование как незаконное. Член совета директоров «Московской производственной базы» Александр Семионов даже пытался шантажировать муниципалитет. «Если на референдуме большинство жителей Светлого выскажется против размещения нефтяных терминалов в черте города, то городской бюджет будет возмещать коммерческие убытки – порядка 50 млн рублей», – заявил Семионов в суде, подчеркнув, что «для города это станет катастрофой».

Представитель ответчика Светлана Пономарева заявила, что депутаты действовали в соответствии с уставом совета: «В соответствии с уставом муниципального образования "Светловской городской округ" местное самоуправление в лице совета депутатов вправе решать вопросы приостановки или прекращения строительства или эксплуатации объектов», – уточнила Пономарева.

С инициативной группой референдума согласился член территориальной избирательной комиссии Виталий Рябков. Он заявил в суде, что попытка отменить референдум приведет к ограничению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В итоге судья Татьяна Косолобова вынесла решение об отказе нефтяникам в исковом требовании.

Еще до решения суда, с 6 мая, началось досрочное голосование. В Светлый уже изъявили желание приехать иностранные наблюдатели из Швеции. Как объяснил «Газете.Ru» сопредседатель совета Международного социально-экологического союза Святослав Забелин, присутствие иностранца будет «способствовать честному проведению референдума».

Скорее всего, нефтяники не успеют обжаловать решение городского суда до 22 мая, когда пройдет референдум. Впрочем, экологи утверждают, что даже нивелирование его результатов не спасет нефтеперегонный терминал. Как пояснила «Газете.Ru» сопредседатель экологической группы «Экозащита!» Александра Королева, главный риск строительства таких объектов – в случае нештатных ситуаций потенциальная пожаро- и взрывоопасность. «По проекту терминалы находятся в одном случае в 180 м, в другом – в 280 м от жилых домов. Положено же минимум 500 м», – сообщила Королева. И подчеркнула, что подобное нарушение правил противопожарной безопасности делает проект заранее нежизнеспособным, даже если «Татнефти» удастся каким-либо способом нивелировать итоги референдума.
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.