Пожар на "Енисее": хроника трагедии

В Калининградской области 8 июня объявлен траур. Такое решение принял Губернатор Георгий Боос. Жертвами трагедии на судне «Енисей» стали 7 человек. Двое – члены экипажа, жители Санкт-Петербурга, еще пятеро погибших – рабочие завода. Еще трое числятся пропавшими без вести, но сегодня специалисты не скрывают – шансов найти их живыми нет. Так что же все-таки произошло в тот «черный четверг», 5 июня на заводе № 33 ВМФ России?

Судно «Енисей» уже больше недели стоит на плановом ремонте в доке завода № 33. Почти все готово. Контейнеровоз даже покрашен. Но работы в машинном отделении еще продолжаются. Вдруг прогремел мощный взрыв. Как потом расскажут очевидцы, тяжелая металлическая крышка машинного отделения взлетела на воздух. Ввысь поднялось пламя высотой метров 20. На место прибывает пожарная команда судоремонтного завода. Из 14 человек, которые находились недалеко от места взрыва, одному удается выбраться – это старший помощник капитана. В первые минуты удается спасти еще троих человек. Одного из них позже отпустят домой.
Марина Самодурова – заведующая хирургическим отделеним городской больницы Балтийска: «Мужчина с ожогами около 40% , достаточно большой % ожогов. К счастью для него, поверхностный. Третий - с сильными переломами, мы его сразу же отправили в военный госпиталь».
Мы связались по телефону с руководством питерской компании «Енекс», которой принадлежит судно «Енисей». По их словам, судно было сдано на ремонт с топливом – всего 10 тонн находилось на борту. Вот какую картину происшествия они смогли восстановить после беседы с выжившим членом экипажа:
Александр Гордеев, коммерческий директор судоходной компании «Енекс» (Санкт-Петербург) по телефону: «В этот момент наши два члена экипажа находились в машинном отделении, разбирали котел. Мы можем только предполагать, что там произошло, либо кто-нибудь из рабочих закурил, либо не проводилась вентиляция должным образом. Никого из представителей компании во время проведения следственных мероприятий не пускали туда – в машинное отделение».
Александр Дмитриенко – один из пострадавших - перед самым взрывом спустился в шкиперскую, задать всего один вопрос старшему помощнику. Ответом стал мощный взрыв. 5 июня для Александра Ивановича стало вторым днем рождения.
Александр Дмитриенко, рабочий судоремонтного завода № 33: «Сначала паника – куда бежать, пламя везде. За борт прыгать высоко. Но потом обнаружилась лазейка. И вот туда я, нас трое было, старший помощник, еще матрос – и выбрались».

5 июня. В 14.01 сигнал о пожаре поступает на пульт единой диспетчерской службы МЧС. На место выдвигаются 8 подразделений из Светлого, Калининграда и Светлогорска. Кроме того, на место выдвигаются три пожарных буксира Балтфлота и пожарный катер «Лукойла».
В 14:10 на «Енисей» прибыла пожарная команда Балтфлота. На эту минут площадь пожара составляет 500 квадратных метров. Горит вылившееся из двух дополнительных баков топливо. Температура на судне - более 1000 градусов.
14:30. На место прибывает первое подразделение МЧС – из Светлого. В бой вступает газодымозащитная служба. Звено обследует все помещения контейнеровоза, но живых людей пока не находят. Пожарные начинают охлаждать судно. С «Енисея» выносят несколько ацетиленовых баллонов, которые могли в любой момент взорваться. Если бы это произошло, последствия могли быть жуткими – дока просто бы не стало. На месте происшествия создается сразу два оперативных штаба, один из которых – по ликвидации чрезвычайной ситуации – возглавляет зам командующего Балтфлотом Василий Апанович.
Тем временем новость о трагедии на «Енисее» уже облетела весь город. Взрыв на судне, погибшие и возможные причины - вот что больше всего волнует жителей.

Павел Куров, житель Балтийска: «Основная причина, я так думаю, - были нарушения техники безопасности при работе газосваркой».
Александр Кулицин, житель Балтийска: «Велись работы сварочные, мазут не выкачали - взрыв произошел. А взрыв сильный? – Я отсутствовал, но видел, что пожарные из Светлогорска ехали, много».

16:09. В доке завода работают около 100 пожарных и спасателей. Пожар локализован.
17:15. Становится очевидным, что выживших на судне больше нет. Пожарные теперь ликвидируют открытое горение в машинном отделении – для этого используют лафетный ствол – наиболее эффективный способ, чтобы погасить пламя и охладить металл.
19:10. Пожарные начинают подавать на судно пену. Заливают и машинное отделение. Но переборки раскурочены взрывом, через бреши пена выливается, а необходимо, чтобы она заполнила машинное отделение. Пожарные закрывают эти щели в буквальном смысле, своими телами. Примерно в это же время на место трагедии прибывает Губернатор Георгий Боос. Он не только получает всю информацию из первых рук. Здесь же глава региона встречается с родственниками погибших. Тогда же принято первое важное решение – об оказании помощи пострадавшим и их семьям.
Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «К каждой семье мы подойдем индивидуально, разберем проблемы каждой семьи. И решим проблемы каждой семьи. В одном случае это будут деньги, в другом – решение социальных, бытовых и жилищных проблем».

В 20.25 пожар полностью ликвидирован. Тушили судно более 6 часов. Пожарная команда Балтфлота остается дежурить на контейнеровозе всю ночь.
Владимир Сулименко, первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Калининградской области: «Сложный пожар, тем более что сам корабль находился в доке, нам трудно было пробраться туда, подать стволы».

6 июня в Балтийск прибывает главком ВМФ России Владимир Высоцкий. Комиссия министерства обороны и прокуратура осматривают судно, а точнее то, что от него осталось. Эксклюзивную видеосъемку предоставило управление МЧС России по Калининградской области. На кадрах видно, какой силы был взрыв. Металл разорван и расплавлен. По этому специалисты считают, что трое пропавших без вести могли быть выброшены взрывной волной за борт. На это время из семи погибших познан только один. Все они находились здесь, в эпицентре взрыва.
Юрий Чинчуков, начальник ГУ МЧС России по Калининградской области: «Конечно, они сильно обгорели, и потребуется проведение специально экспертизы. Прилетал главком ВМФ Владимир Высоцкий, он дал команду, если надо провести экспертизу, то он ласт самолет, чтобы направить останки либо в Петербург, либо в Москву, чтобы как можно скорее провести эту экспертизу, и определить, кто погиб».

7 июня в Балтийске большой брифинг проводит главком ВМФ Владимир Высоцкий. Оценка всем службам, работавшим на пожаре – отлично. По факту пожара возбуждено уголовное дело. Возможно, будут и персональные дела на конкретных должностных лиц, подчеркнул главком, не взирая на звания. К слову, к руководству 33 завода у главного командования уже были претензии - руководитель предприятия был отстранен от должности примерно за неделю до происшествия.
Наконец-то озвучивают предварительные версии о причинах трагедии. Оказывается, сварочные работы на судне не предусматривались по плану ремонта, потому что тогда нужно было бы сдать соответствующий акт о готовности к работам с открытым огнем, а такого акта не было. Кроме того, не было на судне ни одного сварщика. Но ясно одно: взорвалось топливо или пары топлива.

Владимир Высоцкий, главнокомандующий ВМФ России: «Мы рассматриваем как версии 3 момента, хотя подразумеваем, что основа всего – грубейшие нарушения мер безопасности и полная безответственность. Первое – это либо курение. Второе – возможно, сопротивление изоляции – были где-то оголенные провода, ну, и вполне возможно, что на свой страх и риск именно ввиду полной безответственности кто-то начал ускоряться, чтобы провести сварочные работы».
Владимир Высоцкий заявил: "по первым результатам расследования видно, что администрация судна "Енисей" допустила грубые нарушения при проведении ремонтных работ". По его словам, ответственность за происшествие лежит и на руководстве завода: судно стало в док без соответствующих актов. А один из них вообще был подписан «задним числом». Комиссия продолжит работу. Но еще один главный вопрос сегодня – оказание помощи родственникам погибших. В шести семьях – растут дети, в одной – только ждут ребенка. Минобороны и Правительство области будут помогать вместе.
Владимир Высоцкий- главнокомандующий ВМФ России: «По наши подсчетам, денежные средства будут, и с жильем вопрос решим, в кратчайшие сроки эта задача будет решена».

Тем временем, в регионе уже откликнулся на беду и бизнес. Первой - компания Автотор. На предприятии считают, что они не могут остаться в стороне и должны оказать помощь семьям погибших и пострадавших во время пожара на контейнеровозе «Енисей».
Александр Шебалин, председатель профсоюзного комитета завода «Автотор»: «Нашу инициативу профсоюзного комитета поддержало руководство предприятия. Мы сейчас осведомлены о том, что совет директоров принял решение выделить значительную сумму для поддержки семей. Здесь бы также хотелось обратиться не только к коллективам промышленных предприятий, а вообще к калининградцам – и к бизнесменам, и к руководителям – в беде оказанная помощь всегда необходима».
Хотя официальные данные – семь жертв, уже ясно - 10 человек пятого июня ушли на работу и не вернулись. Они строили планы, но им не суждено сбыться. У десятков людей не стало отца, сына, мужа, брата, друга…
Источник: ГТРК Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.