Назад, к талонам?

Счастливы старики, страдающие склерозом. Пришел в магазин за хлебом, глядит на ценник, и... ничего. Не помнит, сколько эта самая буханка вчера стоила. Вот лет тридцать назад – скажет до копеечки. А недельной давности цена - хоть убей! – в голове не держится. Потому только тогда озадачивается, когда оказывается, что прежней пенсии на продукты уже не хватает.

А статистика – она склерозу не подвержена, она все, с абсолютной точностью, просчитывает и знает. Так вот, с начала года, всего за пять с небольшим месяцев, пшено у нас подорожало на 32,1 процента, вермишель – на 25,5, рис – на 21,6, хлеб – на 18,8 и далее по списку.

Умные чиновники разъясняют «сверху» глупому народу, что это все – мировые инфляционные процессы, от которых скроешься разве что в могиле. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев так прямо и сказал: «Дешевых продуктов питания в России больше не будет. Как минимум в ближайшие десять лет».

Что делать, чтобы добрая четверть россиян не оказалась в том самом месте, где можно скрыться от мировой продовольственной инфляции? Проявили инициативу депутаты Госдумы, которые предлагают решить проблему старым, проверенным, но «незаслуженно» забытым способом - ввести талоны на продукты первой необходимости. Кстати, как ни странно на первый взгляд, идею подхватили и поддержали некоторые бизнесмены.

Предложение носит строго ограниченный характер. Ограниченный как по продуктам, так и по потребителям. В число последних, по мнению политиков и бизнесменов, должны войти только действительно малообеспеченные люди, которым будет оказываться адресная помощь. А перечень должен быть ограничен только социально значимыми продуктами. Каков он на вкус, этот социально значимый продукт? Попробовать его смогут, по словам председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева, люди с минимальным доходом (одинокие, неработающие пенсионеры, инвалиды I и II групп, многодетные и неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами). Они получат на руки обычные пластиковые карты, которые будут «привязаны» к их специальному лицевому счету. Имея на руках такой «пластик», можно будет приобрести любые необходимые продукты (за исключением табачных изделий и алкоголя) по льготной цене в любой торговой точке.

Ответственным за распространение карточек собираются назначить Пенсионный фонд России, поскольку, как поясняют инициаторы закона, у социальных служб каждого региона должны быть списки малоимущих граждан, которым оказывается необходимая адресная поддержка, в том числе и связанная с приобретением продуктов питания по льготным ценам.

Нетрудно было предвидеть возмущенные возгласы по этому поводу. Многим еще памятны времена талонов, по которым продавалось если не все, то очень многое. Но, может быть, такое решение проблемы - это не так уж и плохо? Может быть, для кого-то это будет просто спасением?

Практика продуктовых талонов (или карточек) существует во многих странах Запада и США. Причем, заметим, население этих стран гораздо обеспеченнее наших сограждан, и их такое положение вещей не пугает и не унижает. В Америке уже много десятилетий малоимущие граждане получают так называемые Food stamps. Сначала выдавали бумажные талоны, теперь государство зачисляет деньги на пластиковые карточки, которыми можно расплачиваться в магазинах, но только за продукты.

Один из горячих приверженцев новой системы председатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по агропромышленному комплексу Иван Оболенцев считает, что в отличие от продовольственных талонов, существовавших в России

в 90-х годах и решавших в определенной степени проблему дефицита, обсуждаемые сегодня продовольственные талоны - это некий суррогат денег, ими можно будет заплатить за товар.

«Они призваны сделать продовольствие более доступным в условиях роста цен на него», - говорит Оболенцев. По его оценке, продовольственными талонами в России будет охвачено около 13 млн человек, планируется, что они будут получать талоны на 1000 рублей в месяц. Схема предполагается такая: магазины получают эти талоны в оплату товара, потом инкассируют их в банк, банк оплачивает, а дальше выставляет счет федеральному бюджету.

По мнению представителя РСПП, никакого списка продуктов, которые можно покупать по талонам, не будет, а единственное ограничение - невозможность купить табак и алкоголь.

Сами малоимущие двумя руками «за» нововведение. Например, пенсионер Виктор Яковлев из Калининграда говорит:

- Добрая половина пенсии у меня уходит на лекарства. Потом еще коммунальные услуги. Тут и вкус колбасы забудешь. А если хоть тысчонку «лишнюю» подкинут, разве плохо? Да «лишней»-то она никогда и не будет.

- С просьбами о помощи к нам обращается с каждым годом все больше малоимущих, - комментирует возможное новшество специалист управления по социальным вопросам Гурьевской администрации Тамара Суслова. – Уже в нынешнем году мы выплатили по линии срочной адресной помощи более чем шестисот тысяч рублей, помогли более чем тысяче жителей городского округа. Однако этого явно недостаточно. Потому талоны на питание, если их введут, будут хорошим подспорьем в заботе о наших обездоленных гражданах. Другое дело, надо четко наладить распределение этих талонов, а то сегодня нередко получается так: семья живет в шикарном особняке, а к нам приносят справки о мизерных доходах, и им - всяческие льготы. Надо помогать только истинно нуждающимся.

Кстати, по разным оценкам к категории малоимущих можно отнести до 25 процентов жителей России. Добавим еще, что у нас люди тратят на еду 40 - 60 процентов от дохода, а в развитых странах - только 10 - 20 процентов.

Александр ГМЫРИН

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.