Неужели проблемы онкологии в регионе будут не только обсуждаться, но и решаться?

В последний день июня в областной думе состоялся «круглый стол» по теме «О положении дел в сфере оказания онкологической помощи населению Калининградской области». Высказать своё мнение по данному вопросу собрались врачи и общественники. Тон разговору задал первый заместитель председателя думы Константин Поляков, отметивший, что на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний причина высокой смертности – рак.

Лидия Чашина, член общественного совета при облдуме, напомнила, что онкологический диспансер в здании на улице Подполковника Иванникова работает более 55 лет. В прошлом, когда население области было почти вдвое меньше, там имелся стационар на 140 коек, радиологическое (с достойным по тем временам оборудованием), химиотерапевтическое и диспансерное отделения. Учреждение не только справлялось с поставленными задачами, но и считалось одним из лучших в стране по качеству лечения больных. Сейчас коек – 90, хотя по нормативам должно быть 300. Это приводит к очереди на оперативное лечение, нехватка оборудования (которое негде разместить) – к очередям на лучевую терапию. При этом теряется драгоценное время. Отделение химиотерапии из-за тесноты перевели в калининградскую горбольницу № 6, что «аукнулось» разрывом преемственности в лечении больных и нарушило требования о выработке плана лечения консилиумом. В диспансере нет ЛОР-онколога, онко-уролога и других узких специалистов, отсутствует психолог, в помощи которого нуждаются больные, их родственники, а порой и сами врачи. Вопрос о строительстве нового онкологического диспансера «решается» более 20 лет. Было несколько проектов строительства новых зданий или перепрофилирования действующих медицинских учреждений, ни один из них не осуществлён.

Поделилась Лидия Ивановна и планами создания городского маммологического центра на базе Калининградской центральной городской больницы с целью выявления ранних форм онкологических заболеваний груди у женщин.

С Лидией Чашиной вполне солидарен главный онколог области, доктор медицинских наук профессор Сергей Коренев. В Калининграде он недавно, но свежий взгляд на положение вещей вполне совпадает с устоявшимся: в регионе не налажена система оказания онкологической помощи. Разрозненная сеть подразделений не способствует оперативной диагностике, качественному лечению. Недопустима существующая практика, когда раковых пациентов лечат врачи без сертификатов онкологов в больницах, не имеющих соответствующих лицензий. Оборудование онкодиспансера устарело морально и физически. Например, в радиологическом отделении – единственный аппарат, и тот 1992 года. Очевидно, что за прошедшее время медицина шагнула далеко вперёд. Вызывает недоумение и отсутствие паллиативной (временно облегчающей состояние) помощи онкобольным.

О перспективах создания хосписа в Калининграде рассказала председатель благотворительного фонда хосписов «ВАЛЕ» Елена Воропаева. Она поставила вопрос ребром: если ни облучение, ни хирургическое вмешательство, ни лекарства не остановили развитие заболевания, означает ли это, что можно умыть руки и оставить больного на руках родственников, наедине со страданием и страхом смерти? В России уже открыты порядка 50 хосписов, и то, что учреждения паллиативного ухода до сих пор нет у нас, – серьёзный социальный пробел. Хоспис – не дом престарелых и не интернат для инвалидов. Это лечебное учреждение для неизлечимых онкологических больных. Здесь им оказывается паллиативная помощь, включающая медицинскую (обезболивание, уменьшение интоксикации, перевязки), социальную (оформление инвалидности), психологическую (больным и их родственникам), духовную. Зачастую больной и его семья остаются один на один со своей бедой. Вот тогда к ним и приходят работники хосписа. Услуги они оказывают и на дому, но если возникает потребность, пациент госпитализируется, чтобы провести курс поддерживающей терапии, подобрать обезболивающие препараты, уменьшить симптомы интоксикации, наконец, для того, чтобы родные смогли отдохнуть или продолжить работу. Задачей хосписа является не продление жизни больного, а улучшение её качества на завершающем этапе. Елена Воропаева подчеркнула милосердный характер движения, в котором участвуют не только медики, но и волонтёры. Один из девизов хосписа – «За смерть нельзя платить». То есть совершенно неприемлемо брать плату с тех, о ком мы заботимся. Хосписы финансируются государством. Сейчас в Калининграде на базе городской больницы № 5 делается попытка открыть именно такой хоспис, который отвечал бы всем организационным и моральным аспектам мировых и уже действующих российских паллиативных учреждений. По мнению Елены Воропаевой, этот хоспис должен органично войти в систему онкологической службы.

Участники «круглого стола» внесли ряд предложений: рассмотреть возможность в максимально короткие сроки построить здание для центра онкологической помощи населению (с достаточным количеством коек, по-современному оснащённым радиологическим отделением, отделением химиотерапии), один из вариантов – на территории областной больницы; запретить оказание плановой онкологической помощи во всех лечебно-профилактических учреждениях, за исключением онкодиспансера и областной клинической больницы; поддержать проект создания городского маммологического центра; создать отделение бесплатной паллиативной помощи со стационаром и амбулаторной выездной службой. Рабочая группа «доведёт до ума» эти и другие рекомендации, и к животрепещущей теме областная дума намерена вернуться в сентябре.

Татьяна ИЗОТОВА

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.