Пресс-релиз Управления ФСКН РФ о "проекте по обмену шприцов среди наркозависимых в Гурьевском районе"

Все новости по теме: Наркомания, наркоторговля

В последнее время в адрес Управления стали поступать обращения различных общественных организаций по поводу дачи разрешения на реализацию проектов по обмену шприцов среди наркозависимых в Гурьевском районе Калининградской области. Несмотря на возражения Управления против реализации указанных программ в Калининградской области, указанные общественные организации все равно намерены их осуществлять, для чего активно подключают средства массовой информации.

В связи с вышеизложенным, разъясняем, что согласно примечанию к ст. 230 УК РФ подобные действия могут осуществляться только по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Учитывая то, что Министерство здравоохранения Калининградской области и Управление ФСКН РФ по Калининградской области разрешений на реализацию программы по обмену шприцов среди наркозависимых, т.е. инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ не давали, в случае реализации указанных программ будет решаться вопрос о возбуждении в отношении лиц, их осуществляющих, уголовных дел.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству (ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в Российской Федерации потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача запрещено. Законодательно запрещая потребление наркотиков, государство не может разрешать обмен среди наркозависимых инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Также, нельзя не учитывать тот факт, что программы обмена шприцов уже ранее реализовывались, как в Калининградской области, так и в других регионах России. Так, в 2003-2004 годах одна из общественных организаций открыла пункт по обмену шприцов в п. Дорожное Гурьевского района Калининградской области, больше известного в народе, как «Табор». Прикрываясь лозунгом профилактики ВИЧ-СПИД, указанная организация попросту помогала сбытчиком наркотических средств в завершении процесса сбыта- наркопотребитель, приехав в п. Дорожное, купив наркотическое средство, прямо там мог его употребить, не рискуя при этом быть задержанным правоохранительными органами за незаконное приобретение и хранение наркотических средств. При этом, ситуация в области заражения ВИЧ-СПИД не только не улучшилась, а серьезно ухудшилась (если в 2003г. путем инъекция наркотиков ВИЧ заразилось 159 человек, то в 2004г.- уже 166. Смертность от передозировок наркотиками в 2003г. составляла 100 человек, а в 2004г.- 300). Также, в качестве примера можно привести результаты исследований, проведенных в Самарской области. В г. Тольятти программа обмена шприцов реализовывалась несколько лет. Сравнение динамики количественных показателей наркотизации и ВИЧ-инфицирования оказалась не в пользу Тольятти. Опросы в молодежной и подростковой среде показали, что наркопротребители тратили сэкономленные на покупке шприцев деньги на наркотики.

При аргументировании необходимости реализации программ по обмену шприцов, общественные организации ссылаются на положительный опыт подобных программ в других странах. Указанная информация не соответствует действительности. Так, анализ итогов реализации подобных программ в Ванкувере, Амстердаме, Сиэтле, Балтморе, Квебек, Монреале, Оттаве и других городах, по мнению ведущих экспертов мира, показал, что реализация данных программ не сократила распространение ВИЧ, а снабжение чистыми иглами и шприцами способствовало поддержанию наркозависимости личности. Учитывая вышеуказанные исследования, Международный комитет по контролю над наркотиками ООН в феврале 2007 года призвал правительства стран, в которых действуют кабинеты для злоупотребления наркотиками (заместительные терапии, обмены шприцов и игл) продолжать работу по обеспечению надлежащими услугами лиц, нуждающихся в лечении, реабилитации и социальной интеграции, в соответствии с положением международных договоров о контроле над наркотиками, вместо того, чтобы допускать деятельность таких кабинетов на своей территории.
Кроме того, при стоимости инсулинового шприца 3,5- 4 рубля в любой аптеке города, а проезда в г. Гурьевск 15 рублей в одну сторону, наркопотребитель, на деньги, которые будут потом потрачены на проезд к пункту обмена шприцов и обратно, может приобрети 7-8 шприцов.
Учитывая, что предлагаемые к реализации программы по обмену шприцов финансируются иностранными организациями, финансово поддерживаемые производителями лекарств и шприцов, не заинтересованными в улучшении наркоситуации в России, можно предположить, что истинная цель подобных программ далека от заявленных.

Управление ФСКН РФ по Калининградской области не возражает против проведения профилактической работы среди наркозависимых, наоборот, считаем, что общественные организации имеют больше возможности мотивировать потребителей наркотиков к лечению, реабилитации, оказывать психологическую помощь самим наркозависимым, а также их родственников. Однако любая деятельность общественных организаций, не должна выходить за рамки правового поля, и, тем более, не должна усугублять ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков.

Позицию Управления ФСКН РФ по Калининградской области поддерживают специалисты Калининградской областной наркологической больницы, Калининградского областного Центра СПИД, Администрация Гурьевского района, православная церковь, общественные организации.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Управление ФСКН РФ по Калининградской области

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.