Дорогое топливо вылилось на улицы

В России прошли акции протеста против роста цен на топливо. Профсоюзы автотранспортников, авиационной отрасли и агропромышленности потребовали от правительства повлиять на стоимость топлива в стране. По словам участников акции, их отрасли на пороге кризиса.

После летних забастовок против роста цен на топливо в Западной Европе, когда в Испании и Франции дальнобойщики перекрыли трассы на испано-французской границе, а бизнес терял по 700 тыс. евро ежедневно, профсоюзы российских транспортников тоже выступили с протестом против стоимости топлива. О том, что 10 сентября транспортники будут бастовать, было известно еще месяц назад. Тогда председатель профсоюза автотранспортников Виктор Мохначев пообещал собрать несколько миллионов протестующих, перекрыть движение в Москве и остановить работу некоторых предприятий автомобильной промышленности. Впрочем, хотя в акции приняли участие профсоюзы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда и Хабаровска, собрать миллионы протестующих организаторам так и не удалось.

В акции приняли участие работники автомобильной, железнодорожной, речной и авиационной отраслей. Также акцию собирались поддержать работники агропромышленного комплекса. Осенью их ожидает уборочная кампания, а с такими темпами роста цен на солярку они могут остаться в убытке.

В Москве работники профсоюзов с самого утра пикетировали офисы крупных топливных компаний. Возле зданий ТНК-ВР, «ЛУКойла» и «Роснефти» люди выставляли плакаты с лозунгами против роста цен на топливо. К полудню на набережной Тараса Шевченко около тысячи человек в прекрасном настроении, с ленточками и флажками собрались на митинг. «Требуем снижения цен на топливо», «Нефтяные компании качают деньги из наших карманов», «Удорожание ГСМ обесценивает заработную плату», «Одна тонна топлива равна шести тоннам зерна. Правительство, задумайся об этом», – гласили лозунги с плакатов.

Как пояснили организаторы, официальных требований к президенту и правительству Российской Федерации, которые они направят по итогам митинга, три: снизить цены на бензин, дизтопливо и авиакеросин до экономически обоснованного уровня, ввести государственное регулирование ценообразования и контроль над стоимостью энергоносителей в России, обеспечить действия правовых механизмов, исключающих ценовой беспредел на топливном рынке.

Накануне акции профсоюзы пообещали все же не перекрывать движение в столице, так как это предупредительная акция протеста. Однако за порядком во время проведения митинга следили несколько сотен военных, которых привезли на набережную в автобусах.

В Петербурге акция перекликалась с московской не только поводом мероприятия, но и местом – петербуржцы собрались на улице Тараса Шевченко. На мероприятие было анонсировано небольшое количество участников – порядка 50 человек. Поэтому, как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru», организаторам приходилось в основном отговаривать профсоюзных лидеров от участия.

К офису ЗАО «Славнефть» прибыло около 35 человек. Во двор профлидеров не пустили, и они развернули свои транспаранты прямо на улице. «Грабительские цены на литр 92-го. Не допустим такого!», «Есть в стране и нефть, и газ, требуем – не обирайте нас», «Долой бензиновое рабство». Кроме плакатов были и таблички с названиями профсоюзов. Сидевшие в офисах топливные магнаты, возможно, и услышали бы кричалки, которые заготовили митингующие. Однако почти одновременно с началом акции во двор въехала бригада ремонтников, которые тут же принялись – довольно шумно – перекладывать асфальт на пешеходной дорожке.

«В стране назревает очередной экономический кризис. Ведь рост цен на топливо означает повышение цен на все остальное,

– рассказал организатор петербургского пикета, представитель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта Валентин Смирнов. – Поэтому у нас собрались представители самых разных отраслей экономики: связисты, транспортники, электрики, авиаторы, металлурги. Государство ничего не делает, антимонопольный комитет отмалчивается, а в это время назревает социальная революция».

Председатель совета территориальной организации профсоюза «Пулково» Анатолий Лабазин пояснил «Газете.Ru», что в российских авиакомпаниях 65% себестоимости авиаперелета составляют расходы на топливо. Зарплата, обновление авиапарка – все это должно уложиться в остальные 35%. Кроме того, в ГТК «Россия» расходы на топливо в 2007 году возросли на 78%, то есть увеличились на 2,4 миллиарда рублей. В европейских государствах соотношение противоположное: топливные расходы – это 35% себестоимости, а остальное – 65%.

В Калининграде на акцию протеста против повышения цен на топливо пришло около 100 человек. Пикет прошел на автостоянке у Калининградской областной Думы. Пикетчики держали самодельные плакаты с лозунгами «Водители – не дойная корова!», «Олигархи, не лезьте в карман водителю!», «Нефть – гордость России, топливо – её позор!». Сейчас средняя цена бензина А-98 превышает один доллар. Кроме автолюбителей протестную акцию посетили промысловые рыбаки региона.

По их словам, из-за дорогого дизтоплива рыбаки вынуждены сворачивать свой промысел, отчего рыба на калининградском прилавке значительно подорожала.

С пикетчиками пообщались депутаты регионального парламента. Вице-спикер облдумы Константин Поляков заверил собравшихся, что на ближайшем заседании депутаты обратятся в территориальное управление ФАС.

В Екатеринбурге акция протеста началась организованно и с элементами костюмированного шоу. К 11 часам (9 мск) утра участники акции – работники автотранспортных предприятий области – выстроились вдоль проезжей части и живая цепь растянулась на несколько сот метров. Милиция была предельно корректна и не трогала никого из участников, даже тех немногих, кто грелся крепким пивом. Пришедшие пешком и привезенные из более чем 20 городов Свердловской области транспортники нарядились в костюмы. Один человек был в черном манто, в таком же цилиндре и в белых перчатках. Он, по всей видимости, олицетворял кровопийцу-монополиста. Некоторые пикетчики держали наполненные гелием черные, как нефть, воздушные шарики, другие – плакаты на палках : «Монополистам – сверхприбыли, автомобилистам – нищета!», «SOS: Мы не живем, а выживаем!», «Цены на топливо – под контроль государства!» и т. п.

Представительница профобъединения Светлана Бочарникова рассказала «Газете.Ru», что накануне под этим требованием профсоюзные активисты собрали более 22 тыс. подписей. «Все они будут отправлены президенту», – заявила госпожа Бочарникова. Ряд требований транспортников был адресован областному правительству и полпреду в УрФО Латышев, однако к пикетчикам из указанных ведомств так никто и не вышел. Изрядно замерзшие граждане демонстративно лопали шарики. «Цены на топливо должны лопнуть», – пояснили корреспонденту «Газеты.Ru» участники акции. И разошлись, оставив сдувшиеся «цены-шарики» валяться на асфальте.
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.