С января 2015 года проездной для пенсионеров «по старости» в Калининграде подорожал сразу в два раза — со 150 до 300 рублей. Однако отношение кондукторов к пожилым людям из-за этого не изменилось. Выяснилось, что зарплата водителей и кондукторов от стоимости проездных не зависит.
Папы и хозяева
Калининградка Марина* проработала кондуктором около 10 лет. Рассказывает, что немалая часть частных автобусов, которые перевозят пассажиров по маршрутам, закреплённым за официальными организациями, на самом деле принадлежит не организациям. Хозяева таких автобусов просто берут маршруты в аренду. «Это, как в такси бывает, — ты на своей машине ездишь по заказам, которые тебе дает диспетчер. Отдаешь диспетчеру часть выручки, а остальную оставляешь себе», — пояснила девушка.
По её словам, все автобусы официально записаны на контору-перевозчика. Но на самом деле часть автобусов принадлежит другим людям. «Есть, допустим, у
Дневная выручка передавалась хозяину автобуса, тот расплачивался за аренду с «папой», а водитель с кондуктором получали проценты от дневной выручки. «Раз на раз не приходилось — можно было заработать и 700 рублей в день, можно было и 2–3 тысячи. Остальные деньги хозяин автобуса забирал себе. Я слышала, что в месяц у него получалось
В той организации, где работала Марина, «папа» требовал, чтобы автобусы по документам были не старше 2005 года выпуска. В других, наверное, можно было использовать «дрова», если судить по их внешнему виду, полагает девушка. «Знаю, что в одной из городских контор на линии выходили автобусы, за рулем которых ездили сами их хозяева. К примеру, был такой Миша*, который „загнал“ сюда старый автобус, арендовал у своего „папы“ маршрут. Сам он ездил за рулём — причём каждый день с 7 утра до 9 вечера, а кондуктором работала его дочка. Правда, каждый божий день его автобус ломался. Само собой, денег чинить свой хлам у него не было, и главной его задачей было отбить кредит, который он брал на покупку автобуса», — рассказала Марина.
Пенсионеров водители и кондукторы не очень любят — денег они не платят, а ведь наша зарплата зависит от выручки — большинство получает проценты, на окладе лишь единицы. Если из бюджета какие-то деньги за пенсионеров и перечисляются, то хозяин автобуса их, думаю, и не получает. Всё идёт напрямую «папе». Наш «папа» жил всегда очень неплохо — любил частенько и надолго уезжать куда-нибудь за границу подлечиться, позагорать.
Марина, кондуктор частного автобуса
По её словам, автобусы ездили по расписанию и старались его выдерживать. Но не всегда. «В расписании выделяется утром и после обеда по 30 минут на то, чтобы перекусить, потому что считается, что водитель работает в две смены. Но у нас один водитель весь день, поэтому эти два перерыва мы не использовали — продолжали работать. А вечером просто на час раньше сходили с маршрута и ехали в гараж. Тяжело — ведь работаешь каждый день с 7 утра до 10 вечера практически. Да и смысл, если на некоторых линиях только
Ничего незаконного
К истории вопроса. В 2010 году в Калининграде была разработана новая маршрутная схема, прошел конкурс, в котором победило несколько частных автоперевозчиков. Между ними и были поделены основные городские маршруты. Одним из условий конкурса было наличие современного подвижного состава. Но практика показала, что это условие не исполняется. Более того, информация о том, что на самом деле по городским улицам ездят автобусы, которые фактически принадлежат не
Генеральный директор группы компаний «БалтАвтоЛайн» Сергей Донских назвал рассказ бывшего кондуктора «полным бредом». «По крайней мере, в моей компании этого нет. Все автобусы принадлежат компании „БалтАвтоЛайн“. Аренда никем не запрещена. То, что есть иногда
Однако городские власти считают, что в привлечении к маршрутам третьих лиц нет ничего незаконного. «Руководителям пассажирских предприятий разрешается привлекать для обслуживания городских автобусных маршрутов транспортные средства третьих лиц по согласованию с городской администрацией. При этом параметры автобусов должны быть не хуже тех требований, которые предъявлялись участникам конкурса», — говорится в ответе мэрии на официальный запрос «Нового Калининграда.Ru».
Это касается в основном „маршруток“, и мы знаем про эту ситуацию. Но вполне вероятно, что если есть маршрут, а у перевозчика не хватает своего подвижного состава, он, наверное, имеет право отдавать маршруты третьим лицам.
Андрей Шумилин, заместитель председателя горсовета Калининграда
Не исключает подобной ситуации и глава комитета по социальной политике горсовета Калининграда Андрей Шумилин. «Это касается в
Но факт остаётся фактом — хозяева автобусов не всегда имеют возможности и средства, чтобы обновлять подвижной состав и вкладываться в ремонт транспорта — не в последнюю очередь
По данным главы горсовета Андрея Кропоткина, в Калининграде по дорогам ездят 1000 единиц общественного транспорта: 300 больших автобусов. 300 маршруток, 300 транзитных междугородних автобусов, 100 муниципальных трамваев и троллейбусов. В то время, как городу нужно максимум 300 единиц транспорта.
Впрочем, генеральный директор «БалтАвтоЛайна» отмечает, что проблемы с обновлением подвижного состава возникли и у крупных перевозчиков. «На сегодня все компании „подсели“ и находятся в выжидательной позиции, — рассказал Сергей Донских. — Новые импортные автобусы за евро сейчас покупать очень дорогоКак отметил Сергей Донских, автобусы российского образца невозможно купить, потому что российские заводы взяли паузу. К тому же не стоит забывать, что такие транспортные средства собираются из импортных комплектующих. «Лизинговые компании и банки, которые выдавали кредиты, также взяли паузу. Ни один банк сейчас не даст „длинный кредит“, а на
Сергей Донских рассказал, что общался с
Отметим, ранее Сергей Донских заявлял, что автопарк в Калининграде полностью обновится либо в случае повышения тарифа, либо если будет субсидия из городского бюджета. Тариф, напомним, повысили с января 2015 года.
Мэр Александр Ярошук заявил, что власти продлили контракт с действующими автоперевозчиками до 2016 года. Новый конкурс на осуществление пассажирских перевозок в Калининграде пройдёт в 2015 году на основании новой комплексной транспортной схемы стоимостью 22,8 млн рублей. В условиях конкурса мэр пообещал прописать обязательства и по обновлению всего подвижного состава.
Андрей Шумилин, в свою очередь, заявил, что, несмотря на проблемы в экономике, новый конкурс на право возить пассажиров в Калининграде будет иметь жёсткие условия. «Нужно будет полностью изменить подвижной состав, чтобы у людей даже мысли не было,
Миллионы на льготы
Ещё одна тема — перевозка льготников и пенсионеров, которых, как утверждает кондуктор Марина, частники не любят, поскольку с них ничего не имеют. В некоторых городах России уже давно введены электронные билеты. Пенсионер заходит в салон автобуса, «щёлкает» электронной
В Калининграде подобной системы нет, хотя про ее внедрение говорится уже много лет. И сегодня фактически в областном центре частные компании получают бюджетные миллионы за перевозку пенсионеров наобум — к примеру, перевезла она на самом деле тысячу пенсионеров, а деньги получила за 5 тысяч. Или наоборот.
Единый социальный проездной билет для льготников был введён в Калининграде с 1 января 2007 года. Проездной даёт возможность разным категориям льготников пользоваться транспортом неограниченное число поездок. Проездной для пенсионеров «по старости», к которым относятся мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, всегда был весьма недорогим — сначала 100 рублей в месяц, потом 150 рублей. Однако в 2015 году пенсионерам придётся платить сразу в два раза больше — по 300 рублей за проездной.
В мэрии Калининграда объясняют, что столь стремительное подорожание произошло
«Устанавливать стоимость месячного проездного на проезд в общественном транспорте — это право самих перевозчиков, — говорится в ответе мэрии города на информационный запрос „Нового Калининграда.Ru“. — Городские власти заключают соглашение с перевозчиками, в котором определяется, какую сумму за перевозки льготников будет компенсировать частным компаниям бюджет города».
На 2015 год перевозчики установили стоимость единого проездного в сумме 1 850 рублей в месяц. В соглашении, которое было заключено между мэром Калининграда Александром Ярошуком и представителями транспортных компаний, выигравших конкурс на право перевозить пассажиров в областном центре, установлено, что проездной для пенсионеров будет стоить 300 рублей или 15% от стоимости месячного проездного.
Как следует из текста соглашения, перевозчикам будет компенсироваться «300 рублей в счёт разницы между стоимостью социального проездного и его стоимостью для пенсионеров (300 рублей)». Напомним, что в 2012 году единый проездной оценивался перевозчиками в 550 рублей, а мэрия компенсировала транспортным организациям по 400 рублей за каждого пенсионера, купившего проездной.
В 2014 году было предусмотрено и перечислено на перевозку пенсионеров 121,6 млн рублей, в 2013 году — 108,155 млн рублей. Средства от продажи единых социальных проездных распределяются между предприятиями всех форм собственности по закреплению маршрутов, паспортам маршрутов и расписаниям движения пропорционально объему транспортной работы, выраженной в местокилометрах, и исходя из фактически выполненных рейсов.
Мэрия Калининграда
Формулировки соглашения весьма туманные. Как и способ распределения денег между автоперевозчиками, которые возят пенсионеров. «В 2014 году было предусмотрено и перечислено на эти цели 121,6 млн рублей, в 2013 году — 108,155 млн рублей, — отмечается в документе из городской администрации. — Средства от продажи единых социальных проездных распределяются между предприятиями всех форм собственности по закреплению маршрутов, паспортам маршрутов и расписаниям движения пропорционально объему транспортной работы, выраженной в местокилометрах, и исходя из фактически выполненных рейсов».
Любопытный момент — при распределении сети в 2010 году маршруты общественного транспорта закреплялись за конкретными фирмами, к примеру, «ВестЛайн», «БалтАвтоЛайн», «ПАП», но деньги в итоге получают многочисленные фирмы с наименованием «один», «два» и так далее.
Кстати, в июне 2012 года глава муниципального предприятия
Суммы, выделенные из бюджета Калининграда на перевозку пенсионеров в 2014 году**
Подрядчик |
Сумма, рублей |
ЗАО «Анюй» |
8 556 360 |
ИП Макарова |
452 740 |
МКП «Калининград-ГорТранс» |
33 626 548 |
ООО «Вест Лайн» |
3 090 000 |
ООО «Вест Лайн 1» |
6 960 000 |
ООО «Вест Лайн 2» |
6 550 000 |
ООО «Вест Лайн 3» |
2 360 000 |
ООО «Вест Лайн 4» |
1 040 000 |
ООО «Пассажирское Автотранспортное Предприятие» |
2 949 000 |
ООО «Пассажирское Автотранспортное Предприятие-1» |
2 715 000 |
ООО «Пассажирское Автотранспортное Предприятие-2» |
3 207 000 |
ООО «Пассажирское Автотранспортное Предприятие-3» |
3 250 000 |
ООО «Пассажирское Автотранспортное Предприятие-4» |
3 890 000 |
ООО «Пассажирское Автотранспортное Предприятие-5» |
3 300 000 |
ООО «БалтАвтоЛайн один» |
6 036 000 |
ООО «БалтАвтоЛайн два» |
3 665 950 |
ООО «БалтАвтоЛайн три» |
3 790 000 |
ООО «БалтАвтоЛайн четыре» |
5 345 000 |
ООО «БалтАвтоЛайн пять» |
6 380 000 |
ООО «БалтАвтоЛайн восемь» |
3 434 000 |
ООО «ЕВРОЛАЙН 1» |
123 194 |
ООО «ЕвроЛайн 1» |
3 476 806 |
ООО «Зеленоградск-Транс 2» |
3 140 000 |
ООО «Зеленоградск-Транс 3» |
3 362 605 |
И гендиректор «БалтАвтоЛайна» Сергей Донских, и зампредседателя горсовета Андрей Шумилин считают, что хозяева автобусов и водители с кондукторами не должны претендовать на деньги, которые бюджет дает на пенсионеров.
«У водителей есть контракт, есть зарплата. Они когда идут на зарплату, должны понимать — как водитель может получать процент от тех или иных денег? Компания вкладывает, она зарабатывает, платит налоги за землю и другие. Приходят водители в компанию и говорят: дайте мне процент от суммы сделки, которую вы заключили. Это же глупость», — считает Донских.
Его поддерживает Шумилин. «Смысл такой: конечно, можно не любить
При этом Андрей Шумилин подтвердил, что об электронном проездном билете, который позволит учитывать число поездок пенсионеров, «депутаты говорят который год». «Мы побуждаем перевозчиков сделать такую схему со следующего конкурса, и это будет заложено в техническом задании. Изменятся условия перевозок пассажиров, и бюджет будет платить конкретные суммы каждой компании, — сказал зампредседателя горсовета.
Кстати, как заверяют в мэрии Калининграда, уже в январе 2015 года планируется установить опытное оборудование системы электронной оплаты проезда, в том числе и электронного учёта числа поездок пенсионеров. Пока оборудование будет устанавливаться в муниципальном транспорте — трамваях и троллейбусах. «После проведения анализа работы данной системы будет рассмотрен вопрос о введении ее на всем транспорте общего пользования», — утверждает городская администрация. Тем временем, в бюджете города на 2015 года заложено 53,5 млн рублей, которые получат частные транспортные организации за перевозку пенсионеров в зависимости «от объема транспортной работы, выраженной в местокилометрах, и исходя из фактически выполненных рейсов». Кстати, сумма налогов, которую платят автоперевозчики в бюджет Калининграда, остаётся тайной.
* имена изменены
** данные предоставлены городской администрацией
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter